Светлана Ермакова
Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой и росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Ермакова Светлана Валериевна
Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей 4-5 лет
Тема. Знакомство с дымковской игрушкой и росписью.
Образовательная область: «Художественное-эстетическое развитие»», «Познание», «Речевое развитие»
Цель:
-воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, расширять и обогащать знания детей;
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с дымковской игрушкой и росписью“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - дымковской игрушкой;
-вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров;
-уметь видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, развивать художественный вкус;
-познакомить с элементами : прямая линия, точки-горошины;
-учить составлять узор в полосе, украшая его прямой линией и точками-горошинами, закреплять технические навыки и приёмы в рисовании этих элементов;
-развивать самостоятельность и аккуратность.
Материал: плакат «Народные промыслы России», дымковские игрушки : барышни, лошадки, птички, конюхи; иллюстрации, полоски белой бумаги, кисти, краски ярких цветов.
Ход НОД:
Воспитатель читает стихотворение
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягкий падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали!
Там любили песни, пляски, и в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки – не простые, а волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право!
Говорят о ней повсюду, удивительное чудо!
Мы поклонимся не раз, и о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
-Ребята, вы уже догадались, что это стихотворение написано про изделия, которые вы видите у меня на столе. А расписаны они прекрасными дымковскими узорами. Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка. Игрушку называют дымковской по месту изготовления. С высокого берега Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.
-Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
-И вот - на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром. Необыкновенный был праздник: весь город три дня гулял - с музыкой, качелями и каруселями, с плясками, песнями и непрерывным заливистым свистом. Оттого и прозвали этот весенний праздник - «Свистунья».
-Приходит зима, и снова в Дымково принимаются за дело. И так каждый год. Своё умение бабушки передавали внучкам, а внучки своим внучкам. Так и дошло до наших дней. Теперь в городе Вятке, в его центре, художественные мастерские дымковской игрушки.
-Когда наблюдаешь за работой мастериц, кажется, всё просто. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины, расклепала её в лепёшку, свернула воронкой - оказалось, это юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведёрки. На голову налепила высокий кокошник… и поставила сушиться. А дальше обжигают в печи, белят игрушки. И тут-то наступает пора расписывать. Если посмотреть на узор - он необычно простой: кружочки, простые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки-горошины… Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие…
Мастера наносят узор точным уверенным движением гибкой кистью. Хотите стать мастерами и попробовать, как можно украсить игрушку?
Сегодня я познакомлю вас с элементами росписи - прямой линией, которая наносится концом кисточки и точками-горошинами (узор наносится тычком).
Физминутка:
Скоро будем рисовать
Надо пальцы нам размять (хлопаем в ладоши, потом кулаками)
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки (поднимают руки потягиваются)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас детей! ( дети машут руками: прогоняют тучку)
Вот к нам солнышко пришло,
(дети поднимают голову вверх, и разводят руки в стороны).
Стало весело, светло (шевелят пальцами над головой)
- Предлагаю пальцем нарисовать в воздухе узоры, рассмотреть образцы.
В процессе самостоятельной работы предоставляю детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.
- Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла.
- Скажите, пожалуйста, почему игрушку называют дымковской?
- К какому весеннему празднику готовили игрушки-свистульки?
- Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?
- Из чего изготовлены дымковские игрушки?
В конце занятия устраивается выставка
-Мы сегодня учись рисовать дымковские узоры. Вы все очень постарались, поэтому узоры получились яркие, нарядные, красивые.
Воспитатель:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет,
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!