Лучший педагог года

Конспект НОД по региональному компоненту в подготовительной группе «Русская изба»

Мария Ионова
Конспект НОД по региональному компоненту в подготовительной группе «Русская изба»

Тип занятия:

Интегрированное занятие (коммуникация, познание, художественное творчество, социализация, труд).

Цель: приобщение к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность. Создание образа оберега для своего дома.

Задачи:

Образовательные:

Обобщить знания об избе на Руси: о предметах быта.

• Познакомить с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.

• Расширение кругозора и эрудиции за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

Публикация «Конспект НОД по региональному компоненту в подготовительной группе „Русская изба“» размещена в разделах

• Закрепить знания о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве.

• Формировать умение устанавливать положительные взаомоотношения при коллективном создании оберегов.

Развивающие:

• Развитие речи, мышления, памяти, творческой активности, самостоятельности.

• Развитие интереса к прошлому.

Воспитательные:

• Вызвать эмоциональный интерес к работе.

• Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.

Материалы и оборудование

Телевизор, компьютер,шкатулка с загадками, кусочки ткани, нитки, тесьма, палочки.

Ход НОД

Дети рассаживаются на стульчики, под русскую народную музыку.

Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне. Садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава русской

И про эту старину

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

-Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили дом из дерева

-А как в старину называли дом? (Изба)

-Правильно, изба - деревянный дом, срубленный из бревен.

-А как называлась комната в избе? (горница)

-Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

-Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло.

-Что же в избе было самым главным? (Печь)

-Да, печка. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, грибы, ягоды.

Русской печки нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

-На ней можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

-Что значит название «Красный угол?»

-Это святое место в избе – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол означает «красивый», «светлый».

-Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

Загадки

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (печь)

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт

А сам в угол идёт. (ухват).

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

Выпускает жаркий пар,

Древний чайник (самовар).

Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны. (стол).

Сама не ест,

А людей кормит. (ложка).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (лапти).

Воспитатель: Ребята, вам понравились загадки?

-Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.

-А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)

Дети идут хороводом и поют.

Вышел Костя погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д. перечисляет какая она. (В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Воспитатель:-На крюке, забитом в потолок, висела колыбелька или люлька - для самого маленького в семье.

-В ней лежала тряпичная куколка – кувадка, но не для игры предназначалась она, куколка была – оберегом.

-Как вы думаете, а что такое оберег?

ОБЕРЕГ - символы защиты - оберегающий, охраняющий от злых духов.

Кувадка - одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища.

Она жила в доме, и хозяин с хозяйкой разговаривали с ней. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.

-А, вы, бы хотели сделать оберег для своего дома?

-Главная особенность кукол, заключается в том, что сделаны они без иголки и безлики, колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной.

Кукла просто загляденье,

Людям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Самостоятельная деятельность.

Публикации по теме:

Комплексное занятие по региональному компоненту «Место работы моих родителей» для детей 2–3 летКомплексное занятие по региональному компоненту «Место работы моих родителей» для детей 2–3 лет Цель: закрепить знания детей о месте работы родителей. Задачи: *начать знакомство с родным посёлком; *показать фотографии организаций,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Конспект ОД «Знакомство с русской печкой в мини-музее «Русская изба» для детей подготовительной к школе группеКонспект ОД «Знакомство с русской печкой в мини-музее «Русская изба» для детей подготовительной к школе группе Цель: сформировать представление детей о печке, как о главном предмете русской избы. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать представление.

Конспект занятия по региональному компоненту «В гости к нам пришёл Незнайка!» (средняя группа) Задачи: -Формировать у детей познавательный интерес к родному городу (поселку); - развивать способности чувствовать красоту природы своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по региональному компоненту в подготовительной группе «Русская изба»
Опубликовано: 20 января 2024 в 15:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД