Ольга Заречнева
Образовательная деятельность по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста «Игры с Незнайкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) и их произвольности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные :
• расширять словарный запас;
• совершенствовать коммуникативные навыки;
• закреплять у воспитанников умение классифицировать предметы по существенным признакам, обобщать и исключать лишнее.
2. Развивающие :
Публикация «Образовательная деятельность по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста „Игры с Незнайкой“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать предпосылки логического мышления;
• развивать активное внимание, воображение, память;
• развивать произвольность и самоконтроль;
• повышать уверенность в себе.
3. Воспитательные:
• создавать положительный эмоциональный настрой воспитанников на совместную работу;
• способствовать созданию положительного эмоционального фона;
• воспитывать чувство взаимопомощи, инициативность.
Виды деятельности : игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Методы и приемы: словесные, наглядные (показ презентации, практические (рисование, работа с различными предметами, игра (обучающая, подвижная, релаксация.
Оборудование: разрезанные на половинки карточки (по количеству детей, игрушка Незнайка, карандаши, дидактическое пособие «Веселый поезд», музыкальное сопровождение (звуки природы, мультимедийная презентация «Развивай-ка!», коробочки с набором геометрических фигур, таблицы для заполнения, бланки для раскрашивания, портреты Незнайки.
Ход деятельности:
I этап – организационный
1. Приветствие: «Здравствуй, друг!»
Цель: организация детей, создание положительного эмоционального настроя, развитие навыков общения.
Дети стоят в кругу, педагог-психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
II этап – мотивационный
- Ребята, сегодня к нам пришёл необычный гость. А кто это вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку:
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут.
Правильно, ребята, это – Незнайка. Незнайка просит вас помочь ему и выполнить вместе с ним задания.
2. Пальчиковая гимнастика «Игры с карандашом»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие мыслительных процессов и их произвольности.
1) Самомассаж ладоней и пальцев
Соединить ладони так, чтобы одна была сверху, а другая – снизу. Карандаш находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функцию массажера. Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
2) Семья
Руки вытянуты вперед, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук. Указательный палец правой руки последовательно встречается с пальцами левой руки. Затем руки меняем.
Подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
А вот этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
3) Лесенка
Зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать карандаш в этом положении. Перехватить карандаш снизу другой рукой. Продолжать перехваты поочередно обеими руками вверх-вниз. Движение ладоней напоминает спуск и подъем по лестнице.
Мы по лестнице шагаем,
Этажи в домах считаем:
Раз этаж, два этаж –
Двухэтажный домик наш.
4) Качели
Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами. Попеременно нажимать то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаша.
В нашем дворике качели.
Прокатиться мы присели,
Высоко взлетают ножки
У меня и у Антошки.
5) Коромысло
Карандаш расположен между пальцами так, что средний и безымянный пальцы находятся под карандашом, а указательный и мизинец – на нем. Прикасаясь к поверхности стола средним и безымянным пальцами ходить по столу, удерживая карандаш и периодически меняя темп.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
III этап – практический
3. Упражнение «Веселый поезд» (приложение 1)
Цель: развитие мыслительных процессов, умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.
Задания:
1) Багаж
Цель: развитие мыслительных процессов.
Необходимо найти пару для каждого предмета. Например: собака – косточка, курица – яйцо, окно – штора и т. д.
2) Семейки
Цель: развитие логического мышления, зрительного восприятия, внимания.
Предлагаем детям подобрать к геометрической фигуре предметы, которые напоминают эту фигуру.
3) Лишний пассажир
Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и исключать лишнее; развитие внимания, логического мышления, умения рассуждать и делать выводы.
Предлагаем детям найти предмет или фигуру, которые не подходят к остальным, объяснить, почему и заменить его нужным.
4. Физ. минутка «Прогулка»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы
Звучит музыкальное сопровождение (звуки природы).
- Ребята, Незнайка приглашает нас на прогулку.
Идем по лесу (дети шагают).
Солнышко светит. Птички поют. Давайте поднимем личико к солнышку. Почувствуйте, как солнышко греет вам лобик, носик, щечки (подняли голову вверх).
Вдруг подул сильный ветер (дети дуют).
Закачались деревья (подняли руки в верх, изображают деревья).
Набежали чёрные тучи, закрыли собой наше солнышко. Ах, какая грозная туча (дети нахмурились).
Солнышко спряталось и пошел дождик (стучат сначала одним пальчиком по ладошке, затем двумя, тремя и т. д. в конце хлопают в ладоши).
Пошел град! (стучат кончиками пальцев по столу).
Дождь закончился. Выглянуло солнышко. Солнышко светит ярко, тепло (дети потягиваются и улыбаются солнышку).
Посмотрите, ребята, какие лужи вокруг! Давайте наступим в лужу одной ножкой. Почувствуйте, какая теплая водичка. Вашипальцы погружаются в мягкий и теплый ил. Вам очень хочется ощутить опору под ногами, вы давите на мягкое дно всей ступней, изо всех сил. Ил проходит у вас между пальцами ног, а вы надавливаете все сильнее и сильнее. Вытащили ножку из лужи, стряхнули водичку. Теперь тоже повторили левой ногой.
Молодцы, ребята!
5. «Развивай-ка!» (использование эл. презентации + приложение 2)
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания; развитие произвольной памяти.
Задания:
1) Запомни и расставь фигуры
Цель: развитие произвольной памяти; обучение способности концентрации, объема, устойчивости внимания; развитие сенсорного внимания.
Необходимо запомнить расположение фигур в таблице и затем расставить
их по памяти в пустой таблице.
2) Определи фигуру
Цель: обучение способности концентрации, устойчивости внимания.
Предлагаем мысленно провести воображаемые линии от 3-го кружочка к 7-му, от 5-го ко второму, от 5-го к третьему, от 2-го к 7-му. Назвать получившуюся фигуру (квадрат).
3) Запомни значки, которые соответствуют каждому предмету
Цель: развитие зрительной памяти, развитие целенаправленного запоминания.
Предлагаем детям запомнить предмет и значок, который ему соответствует. Затем демонстрируются по одному предметы, дети должны вспомнить и нарисовать значок, который соответствовал предмету.
4) Запомни, какого цвета каждый предмет и раскрась картинку по памяти
Цель: обучение способности концентрации, объема, устойчивости внимания; развитие сенсорного внимания; развитие зрительной памяти.
Дети внимательно смотрят на картинку и запоминают, какого цвета каждый предмет. Затем по памяти раскрашивают предметы нужными цветами на рабочих бланках.
IV этап – рефлексивный
6. Рефлексия (приложение 3)
Цель: подведение итогов.
- Что вам сегодня больше всего понравилось?
- Чему вы научились сегодня?
- Что вы сможете показать дома родителям?
- Ребята, Незнайке очень понравилось у нас в гостях, он очень рад вашим успехами! Давайте мы Незнайке на память нарисуем его портрет. Если вам понравилось занятие – нарисуйте Незнайке веселое лицо. Если нет – грустное.
7. Прощание
Цель: закрепление положительного эмоционального эффекта, развитие навыков общения.
Упражнение «Лучики солнышка»
Цель: закрепление положительного эмоционального эффекта.
Дети вместе с педагогом образуют круг, протягивают одну руку в центр, укладывая ладошки, друг на друга, как лучики солнышка.
Мы – лучики одного большого доброго солнышка. Своим светом мы радуем других, а своим теплом согреваем всё вокруг. Какие наши ручки-лучики?
(Тёплые, нежные, мягкие и другие варианты ответов детей).
Упражнение «Объятия»
Цель: закрепление положительного эмоционального эффекта, развитие навыков общения.
Дети обнимаются одним большим кругом.
- Всего хорошего! До следующей встречи!