Наталья Тарасова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Ознакомление со свойствами ткани и бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием метода проектов для детей среднего дошкольного возраста
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СВОЙСТВАМИ ТКАНИ И БУМАГИ»
Воспитатель дошкольного отделения МБОУ Дубровской № 1 СОШ:
Тарасова Н. В.
п. Дубровка
2014
Программное содержание
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Ознакомление со свойствами ткани и бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Сравниваем бумагу и ткань
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать формировать проектно-исследовательские умения, осознавать поставленную цель, входить в игровую проблемную ситуацию.
Расширять представления детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; развивать начальные предпосылки поисковой деятельности с помощью опытов.
Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием, умение делать выводы
Образовательная область «Речевое развитие»
Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов увеличительное стекло, лупа, открытия, опыты, ученые, намокает, разглаживается, размокает.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Воспитывать чувство отзывчивости, умения оказывать посильную помощь, умение работать в коллективе
Оборудование
Схема последовательности этапов проекта.
схема-подсказка для бумаги
схема-подсказка для ткани, условные обозначения-карточки
Ворота, украшенные шарами, шапочки ученых
на столах- емкости с водой, полотенца, квадраты бумаги, ткани, лупы.
2 посылки с эмблемами, предметы и вещи из бумаги и ткани.
Ход
1 этап (вхождение в проблемную ситуацию, постановка педагогом цели)
В. : Ребята, вы знаете, кто такой Незнайка? ( дети: это маленький сказочный человечек)
В. : Хотите отправиться к нему в гости? ( дети: да)
подвожу детей к домику Незнайки. Он открывает им дверь.
В. Ребята, поздоровайтесь и спросите, почему у него плохое настроение. ( Дети: Незнайка, почему ты плачешь?»
Н. : Моя подруга Кнопочка попросила меня помочь ей разложить вещи на те, что сделаны из бумаги и на те, что сделаны из ткани. А я про бумагу и ткань ничего не знаю.
В. : Дети, вы хотите помочь Незнайке? (Да)
В. : Но чтобы помочь надо самим много знать про бумагу и ткань.
Только тогда мы сможем разложить вещи правильно.
Мы соберем для Кнопочки посылки с правильно разложенными вещами, а Незнайке подарим схемы – подсказки.
2 этап (привлечение детей к планированию деятельности)
В. : С чего же мы начнем? (показываю на значок на схеме, расположенной на доске)
(надо подумать и вспомнить, что мы знаем о бумаге и ткани.)
В. : Правильно. И узнать много нового. Как мы можем узнать новое о бумаге и ткани?
(опора на схему)
( Дети: можно спросить у мамы, воспитателя, посмотреть в книгах, по телевизору, провести опыт)
В. Молодцы, когда у нас будет достаточно знаний о бумаге и ткани, мы расскажем о них Незнайке.
3 этап (совместное движение педагога и детей к результатам)
В. Так что же мы знаем о бумаге? ( дети: бумага бывает разного цвета, тонкая и толстая, на ней можно писать, рисовать, склеивать. Из бумаги сделаны тетради, книги, альбомы)
В. : Да, ребята, из бумаги сделано еще много вещей.
Теперь вспомним, что мы знаем о ткани.
( Дети: ткань тоже бывает разного цвета, она мягкая, из нее сделана одежда, постельное белье)
В. : Ребята, чтобы узнать о бумаге и ткани больше, я приготовила для вас сюрприз. Сейчас мы превратимся в ученых и пойдем делать открытия. (Показываю на значок на схеме)
Проходите вот в эти волшебные ворота. (дети проходят в ворота и надевают шапочки, садятся за столы)
В. Что вы видите в нашей лаборатории? ( дети: воду, полотенце, бумагу, ткань, листочки)
Нам предстоит проделать большую работу, поэтому надо закатать рукава. Сейчас для вас начнутся чудеса открытия. Для того, чтобы они получились внимательно слушайте и выполняйте все вместе со мной.
- У меня в руках чудесный предмет Что это? (Стекло)
В. : Это стекло непростое, оно увеличительное. Как вы думаете. почему оно так называется? (Оно увеличивает)
В. : Давайте проверим. Возьмите увеличительное стекло и посмотрите через него на листок растения. Больше или меньше он стал? Значит, какое это стекло?
(увеличительное) Увеличительное стекло называют лупой (некоторые дети повторяют)
В. : Положите кусочек ткани перед собой и посмотрите на него через лупу. Что вы видите?
(Дети, мы видим ниточки, из которых сделана ткань.)
В. Посмотри, Незнайка
В. : А кто знает, как из ниточек получается ткань? (ответы детей)
В. : А теперь мы посмотрим на бумагу через лупу. Что видим?
( дети: ниточек нет)
(Незнайка все делает вместе с детьми)
В. : Ребята, я вам скажу, что бумагу делают из отходов деревьев, но они такие мелкие,что под лупой не видны.
В. : Уважаемые ученые, давайте еще раз расскажем о результатах этого опыта для Незнайки. (Ткань состоит из ниточек, а бумага – нет)
Чтобы вы лучше запомнили, я нарисовала специальные значки и помещу их на маленькие схемы – подсказки (помещаю условные символы)
В. : Теперь попробуем смять бумагу. Какая она стала? (она стала мятая). Давайте разгладим ее руками. Вот так. Какой вывод мы можем сделать? ( дети: бумага мнется и не разглаживается руками)
Тоже самое проделайте с тканью : сначала ее сомнем. Какая стала ткань? (мятая, а теперь разгладим руками. Что можно сказать? (ткань мнется, но разглаживается)
В. : Запоминай, Незнайка: ткань разглаживается, а бумага нет.
Кто сможет выбрать нужные значки? (дети ставят значки на схемы-подсказки)
В. : Нас ждет еще одно открытие.
Как вы думаете, что произойдет с тканью и бумагой, если они попадут в воду?
(намокнут)
В. : Давайте проверим. Возьмите ткань и опустите в воду. Отожмите. Что с ней стало?
(она стала мокрой)
В. : Теперь намочим бумагу, отжимаем. Что мы видим? (Она размокла и стала рваться)
Правильно, ткань в воде намокает, но не рвется, а бумага – размокает и рвется. Повтори Саша.
В. : Что же прочнее: ткань или бумага? (ткань)
Найдите нужные значки и поместите в схему – подсказку. (Дети выполняют)
4 этап (презентация в форме рассказа, сбора посылок)
Уважаемые ученые, давай те еще раз расскажем Незнайке о свойствах бумаги и ткани по нашей схеме-подсказке
Реб: Бумага не состоит из ниточек, легко мнется, руками не разглаживается, в воде размокает и рвется.
Ткань состоит из ниточек, мнется, разглаживается руками, в воде намокает, но не рвется.
В. Молодцы, вам понравилось делать открытия?
Теперь мы сможем помочь Незнайке? (Да)
В. : Тогда нам надо возвращаться и разложить вещи Кнопочки.
(Дети проходят в ворота, снимают шапочки)
В. : Ребята, посмотрите на картинку и скажите, какие вещи поместим в эту посылку? Почему?
Какие вещи мы положим в другую посылку? (Вещи, сделанные из ткани) Почему?
В. Незнайка, эти посылки ты отправишь Кнопочке, а тебе мы подарим волшебные схемы- подсказки, которые дети сегодня изготовили на занятии. Ты всегда сможешь отличить бумагу от ткани.
5 этап (постановка новой проблемы)
Незнайка: Спасибо, ребята. Я тоже хочу сделать вам подарок. Я дарю вам этот красивый кувшинчик.
В. : Спасибо, на следующем занятии мы будем делать новые открытия и узнаем, из чего он сделан.