Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зима»

Валентина Арутюнова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зима»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : «Зима»

Задачи: закрепить знания о зиме и жизни животных в это время года. Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию через элементы драматизации сказки «Зимовье». Учить детей передавать интонацией характер персонажей.

Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Зима“» размещена в разделах

Развивать речевое внимание, фонетический слух, связную, диалогическую речь детей. Активизировать предметный, качественный, глагольный словарь по теме «Зима».

Воспитывать чувство дружбы, любви и бережного отношения к природе.

Материал к занятию

Демонстрационный материал: слайды на тему «Зима» Предметные картинки (21x14,8)

Иллюстрации картин: И. Грабарь «Зимний вечер», И. Шишкин «Зима». Изображения зимующих птиц.

Ход занятия

Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие. Мы побываем в сказке «Как сорока клеста судила». Для того чтобы попасть в сказку, нам нужно оказаться в зимнем лесу. Давайте представим, что мы оделись, встали на лыжи и вот теперь выходим на лыжню.

Под музыкальное сопровождение дети двигаются по кругу, изображая бег на лыжах.

Вот мы и в лесу. Снимайте лыжи, проходите на полянку и садитесь на пенечки.

Дети изображают, что снимают лыжи, а потом садятся на стульчики, стоящие

полукругом перед мольбертом.

В включает кассету с записью воя вьюги и шума ветра.

Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали? Дети. Шум ветра, вой вьюги.

В. Какая вьюга?

Дети. Холодная, злая, колючая.

В. Какой ветер?

Дети. Зимний, студеный, злой.

В. Снег и лед — их появление связано с наступлением зимы. Сравните их и расскажите об этом.

1- й Р. Снег мягкий, а лед твердый.

2- й Р. Снег пушистый, а лед гладкий.

3- й Р. Снег белый, а лед прозрачный.

4- й Р. Снег тает быстрее, а лед медленнее. В. Очень хорошо. Молодцы!

Дети сидят на стульчиках на ковре. Перед ними зимний лес, деревья все в снегу, сугробы.

-Дети, сегодня к нам на занятие пришёл снегови^ок.

Снеговик: Здравствуйте, дети!

Снеговик я не простой,

Прихожу я к вам зимой

С ней мы давние друзья

Вас приглашаю в сказку я.

-Ребята, посмотрите, что у меня в ведёрке?

Дети: Снежинки.

Снеговик: Подставьте свои ладошки, и я вам дам всем снежинки. Теперь у каждого из вас есть снежинка, а вот когда много-много снежинок падает с неба, что мы говорим? Дети: Снег идёт.

Снеговик: Всё кругом белым бело, всюду снегом замело. А какой бывает снег?

Дети: Белый, пушистый, серебристый, сверкающий, мягкий, твёрдый, колючий, мокрый, мохнатый, молочный, чистый, лёгкий, воздушный, тяжёлый и т. д.

Снеговик: Молодцы! В моём ведёрке есть волшебный снежный комочек, он

нам покажет дорогу в царство зимушки-зимы.

Комочек покатился и здесь остановился. Зачем ты нас сюда привёл?

А-а, он хочет, чтобы мы выполнили вот это задание, (снеговик достаёт из-под

сугроба снежинку, на которой написано задание и читает)

Подбери родственные слова к слову- зима.

Дети: Зимний, зимняя, зимушка, зимник, зимовка, зимовье и т. д.

Снеговик: Молодцы! Комочек опять покатился и здесь остановился. Ещё

одно задание. Расскажи стихи о зиме. Ребята, а вы знаете стихи о зиме?

Дети: Да. (рассказывают стихи) А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин

торжествуя.»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»; С. Есенин «Белая берёза».

Снеговик: Какие красивые стихи, как хорошо вы их рассказывали!

Молодцы, вижу любите вы зиму. А какая она?

Дети: Холодная, волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная,

сверкающая и т. д.

Снеговик: За что же вы её любите?

Дети: Зимой можно покататься на лыжах, санках, коньках, с горки на ледянках, поиграть в хоккей.

Снеговик: Скажите, а как называют человека, который занимается лыжным

спортом (дети отвечают-лыжник); а на коньках (конькобежец); на

санках (саночник); человек на коньках с клюшкой (хоккеист).

-Вы молодцы, но что-то я устал, давайте поиграем в игру «Весёлые

снежинки», берите свои снежинки и вставайте в круг.

Физпауза.

Снеговик: Вот мы с вами и попали в царство зимушки-зимы. Ребята, а вы любите сказки о зиме?

Давайте посмотрим одну из них. А называется она «Зимовье» А вы знаете, что такое «зимовье»? (дети отвечают)

Где же будут зимовать животные в этой сказке, мы узнаем, посмотрев её.

Инсценировка сказки «Зимовье»

Я Борька-бык,

А я - барашек Яшка,

Я Котофеич - кот милашка,

Голосистый петушок-Петя-красный гребешок.

А я Хавроньюшка- свинья,

Развесёлые друзья.

Мы трудимся, стараемся,

Высокий строим дом.

Мы трудимся, стараемся,

Чтоб звери жили в нём.

Мы дружные зверята,

Не ссоримся совсем.

Мы дружные зверята.

Скажите это всем.

Снеговик: Хорошая сказка, поучительная. Чему она нас научила? Дети: Жить дружно, в согласии, защищая друг друга. Снеговик: А давайте вспомним пословицы о дружбе. Дети: «Где лад, там и клад».

«Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен». «Согласному стаду и волк не страшен».

Снеговик: Я думаю, что вы тоже будете такими же дружными и жить в согласии, а мне пора возвращаться. «До свидания, друзья! В своё жилище мне пора. А вы меня не забывайте И почаще навещайте».

В. Вчера мы с вами были на прогулке в парке и видели, что происходит в природе с наступлением зимы. Вспомните, о чем мы говорили. Перед вами стоят репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима». На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй — уголок ельника. Рассмотрите картины. Это поможет вам ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Какое время года наступило?

1- й Р. Наступила холодная зима. В. Что лежит на земле и деревьях?

2- й Р. На земле и деревьях лежит пушистый снег.

В. Какие деревья зимой?

3- й Р. Деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими. В. Какое небо?

4- й Р. Небо высокое и ясное.

В. Какой воздух?

1-й Р. Воздух морозный и чистый.

В. Слышится л и что-то в лесу?

2-й Р. В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучит дятел. В. Молодцы. Вы очень хорошо ответили на вопросы.

В. Я сказала вам, что на картине И. Шишкина изображен ельник — лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.

В игре образуются следующие пары словосочетаний:

лес из осин, осиновый лес — осинник;

лес из ольхи, ольховый лес — ольшаник;

лес из берез, березовая роща — березняк:

лес из дубов, дубовая роща — дубрава:

лес из сосен, сосновый бор — сосняк.

Составление рассказов по картинам И. Грабаря и И. Шишкина.

В вызывает двоих детей. Каждый из них выбирает картину и составляет рассказ по предложенному плану.

1- й Р. На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на молодых елочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса — светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный. На ветке старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.

2- й Р. На второй картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И земля, и крыша баньки, и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке на холмах чернеет лес. В сам оценивает рассказы детей или предлагает детям определить лучшего рассказчика. Можно предложить и второй паре детей составить свои рассказы.

В помещает на мольберт иллюстрацию и читает сказку. Можно иллюстрировать сказку с помощью плоскостных изображений птиц на доске.

Физ-минутка «Зимушка-зима»

Беседа по сказке.

В. Как называется сказка, в которой мы оказались?

Д ети. Сказка называется «Как сорока клеста судила».

В. За что сорока собиралась судить клеста?

Д ети. Сорока решила судить клеста за то, что он выводит птенцов зимой, нарушает лесные порядки.

В. Поддержали ли птицы сороку?

Дети. Птицы не поддержали сороку.

В. А какие птицы принимали участие в споре?

Дети. С сорокой спорили снегирь, свиристель, синица, дятел, сова. В. Что вы узнали о жизни клестов из этой сказки?

1-й Р. Клесты выводят птенцов зимой.

2- й Р. Они устраивают гнездо из тонких веточек, утепляют его шерсть, прячут среди веток.

3- й Р. Клестиха сидит на яйцах полмесяца, чтобы они не замерзли.

4- й Р. Клест носит клестихе семена из еловых шишек и березовые почки.

5- и Р. К весне клестята подрастают и уже умеют летать.

В. Каким словами можно охарактеризовать сороку из сказки? Какая она?

Дети. Сорока глупая, злая, завистливая.

В. А теперь охарактеризуйте клестов. Какие они? Дети. Клесты дружные, смелые.

В. А что вы можете обо всех остальных птицах — героях сказки? Дети. Лесные птицы — справедливые.

Слайд 1. В это время на экране появляется Снежная королева.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня последний день зимнего месяца и я пришла попрощаться, мне так грустно расставаться с вами!

- Не печалься, Снежная Королева, ребята на память подарят тебе красивый рассказ о зиме.

Слайд 2. На экране заставка зимнего пейзажа и изображение снега

- А начнём мы его с составления предложений о снеге.

- Можете начать предложение со слова «Зимой.»

- Зимой белый снег укрыл дома и землю.

- А каким ещё снег может быть? (Пушистым, искристым, блестящим, липким, хрустящим)

Подумайте и скажите, почему снег в морозы бывает хрустящим? Выслушиваю ответы детей, затем обращаю внимание на снежинку, сделанную из пенопропелена.

- Снежинки состоят из множества кристалликов льда. На морозе снежинки, становятся тверже и более хрупкими. Когда мы наступаем на снег, кристаллики льда, начинают ломаться и слышится хруст.

Слайд 3. Появляется заставка зимнего пейзажа и изображение солнца.

- Что вы можете сказать о зимнем солнце?

- Зимой солнце светит, но не греет.

- Если светит солнце, то погода какая? (Солнечная, ясная) Слайд 4. Заставка зимнего пейзажа и изображение дерева

- Чем покрыты ветки деревьев зимой?

- Зимой ветки деревьев покрыты инеем.

Слайд 5 Заставка зимнего пейзажа и изображение реки и озера.

- Расскажите о реках и озёрах зимой.

- Зимой реки и озёра покрыты льдом.

- Льдом каким? (Толстым, блестящим, хрупким)

- Если лёд похож на зеркало он какой? (Зеркальный)

Слайд 6. Заставка с изображением птиц.

- Зимой птицам холодно и голодно. .Как люди заботятся о птицах? (Мастерят кормушки)

- Какие птицы остаются зимовать? (Снегири, синицы, совы, голуби.)

- У снегиря красная грудка, снегирь какой? (Красногрудый)

- У синички жёлтая грудка, синичка какая? (Желтогрудая)

- У глухаря пышный хвост, глухарь какой? (Пышнохвостый) Слайд 7. Заставка с изображением зверей.

- А как же зимуют звери в лесу?

- Кто о них заботится? (Лесники)

- О ком заботятся лесники? (О лосях, кабанах.)

При затруднении ответа детей даю образец ответа.

- Послушай и повтори, я скажу это предложение правильно.

- Не забывайте, предложения должны звучать правильно. Слайд 8. Сюжетные картинки с изображением зимних забав.

- Послушайте, как я скажу о зиме, можете использовать это предложение в своих рассказах.

Мне очень нравится озорная, весёлая зима.

- Почему я назвала зимушку озорной и игривой? Слайд 9. На экране появляется Снежная королева.

- Какие же вы молодцы! Как много интересного вы знаете о зиме! Я

приготовила вам сюрприз - «листочки - льдинки». На занятии по рисованию

вы расскажите о зиме красками и составите из льдинок зимнюю книгу!

Спасибо, ребята, до новых встреч! Дети под музыку уходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ в средней группе на тему: «Зимушка-зима» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Зимушка - Зима».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе. Беседа на тему «Волшебница зима» Интегрирование областей: Познание, Коммуникация, Социализация. Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей Виды деятельности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зима»
Опубликовано: 25 мая 2015 в 22:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД