Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие»

Любовь Федотова
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие»

Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени.

Задачи:

1. Развивать и поддерживать детскую инициативу.

2. Развивать связную речь, умение рассуждать, наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Продолжать развивать у детей логический приём сериация, на основе построения упорядоченного ряда по степени яркости.

4. Продолжить знакомить детей со свойствами света и тени; уточнить знания детей об искусственных и естественных источниках света.

5. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами

6. Формировать представления детей о теневом театре.

7. Способствовать воспитанию интереса детей к деятельности сверстников, развивать умение детей взаимодействовать в парах.

8. Воспитывать самостоятельность, активность.

Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, лазерная указка, цветные «стёкла», прозрачные стёкла (лупы, картон, белая писчая бумага, тряпочки, деревянные брусочки, пластмассовые тарелочки, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху; карточки с источниками света, карточки для теневого театра.

Предварительная работа: наблюдения в природе за светом и тенью; изготовление и применение солнечных часов; беседы по электробезопасности; использование дидактических игр: «Источники света», «День – ночь»; опытническая деятельность: преломление световых лучей, получение радуги.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз. Он находится в этой волшебной коробке и, чтобы его увидеть, надо посмотреть в это отверстие. Кто смелый? Кто первый? Что лежит в коробке? (Дети по очереди смотрят в коробку, но ничего в ней не видят.) Почему ничего не видно?

Дети: Потому, что в коробке темно.

Воспитатель: Коробка волшебная. (Воспитатель просит детей закрыть глаза, включает в коробке фонарик и снова её закрывает, предлагает детям ещё раз заглянуть в коробку. В коробке картинка: звёздное небо, луна, фонарик.)

Почему мы теперь увидели картинку?

Дети: В коробке стало светло.

Воспитатель: Свет – помогает нам видеть окружающие предметы. Ребята, как вы думаете, свет имеет цвет, запах, вкус?

Дети: Свет на имеет цвет, не имеет запаха, не имеет вкуса.

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Дети: Он как воздух – везде. Если бы свет имел цвет, то мы бы не видели всего вокруг, а мы видим разные предметы, и они все разного цвета. Не имеет запаха – потому, что мы чувствуем разные запахи, а не один. Не имеет вкуса – это не продукт, его нельзя попробовать.

Воспитатель: Посмотрите еще раз в коробку, а больше вы ничего не видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как так? Я же приготовила для вас театр, куда он пропал?

Открываем коробку и достаем фонарик, на котором записка: «Здравствуйте, ребята! Мы – сказочные персонажи отправились путешествовать по стране света и тени и заблудились. Помогите нам» Ребята, что мы будем делать?

Дети: Поможем сказочным персонажам.

Воспитатель: А как мы это сделаем?

Дети: Надо отправиться в страну света и тени и найти героев.

Воспитатель: Все готовы? В путь!

Повернись, повернись,

В стране света и тени очутись. (Приглушается свет, воспитатель светит фонариком на потолок. Свет включается.) Давайте вспомним, что является главным источником света для нас днём?

Дети: Солнце.

Воспитатель: А ночью?

Дети: Луна.

Воспитатель: Это какие источники света?

Дети: Естественные (природные).

Воспитатель: Что еще помогает нам видеть вечером?

Дети: Лампы, фонари на столбах.

Воспитатель: А как называются эти источники света?

Дети: Искусственные – изготовленные людьми.

Воспитатель: Как вы думаете, что светит ярче – свеча, фонарик, настольная лампа, люстра, лазерная указка? Кто как думает?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения. Проверь, пожалуйста, (имя застенчивого ребенка), у тебя все получится, а если возникнут трудности – я тебе помогу. Но, для начала ребята вспомним правила обращения с электроприборами (дети говорят)

Начинай, включай приборы. (На столе стоят: лампа, свеча, фонарик, лазерная указка.) Ребенок по очереди зажигает все предметы и делает вывод. Свечу зажигаю сама.

Воспитатель: Нам пора отправлять дальше. Мы ничего не забыли сделать?

Дети: Нужно выключить все приборы.

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь! (выключается свет) Наступила темнота, но нам не страшно. Не бойтесь, я рядом с вами! Включаю фонарик. Что нам поможет двигаться в темноте?

Дети: Фонарики.

Воспитатель: Вспомним правила пользования фонариком.

Дети: Включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять.

Воспитатель: Отважные путешественники, включайте свои фонарики. У нас появилась великолепная возможность поиграть. Превращаемся в светлячков. (Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз.) Обратите внимание на световое пятно (имя ребенка, который направил свет фонарика на пол) и на световое пятно (имя ребенка, который направил свет фонарика на потолок или светит вперед). Что заметили?

Дети: Пятна разного размера. У (имя) больше, а у (имя) меньше.

Воспитатель: Попробуйте направить свет фонарика в разные стороны. Что заметили?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему?

Дети: Расстояние разное.

Воспитатель: Свет рассеивается и его становится больше. Включается свет. А как теперь светят фонарики?

Дети: Тускло. Фонарики можно выключить.

Воспитатель: Когда светло, светлячки спят, поэтому фонарики можно выключить. Ребята, подумайте, как можно поиграть с фонариком.

Ответы детей.

Воспитатель: Какие подвижные игры можно придумать? Воспитатель выслушивает ответы детей и выбирает одну игру. Если игры придумать затрудняются, то, говорю: А я тоже придумала как можно поиграть с фонариком. Это наша любимая игра «Рыбалка». Только вместо веревочки – лучик света. Какую выберем игру? Тогда в твою поиграем в группе. А кто еще не придумал, подумаете и в группе мне предложите свои игры, в которые мы тоже поиграем. Игра «Рыбалка» с фонариком.

Все ловкие. Мы хорошо поиграли.

Воспитатель: У меня на столе разные предметы. (Воспитатель подходит к столу с разными предметами: тряпочки, цветные «стёкла», прозрачные стёкла (лупы, картон, деревянные брусочки бумага писчая, пластмассовые тарелочки, полиэтилен) Как вы думаете, если мы закроем фонарики этими предметами, свет будет проникать сквозь них? Давайте попробуем, проверим, что получится. (Дети пробуют самостоятельно и берут любые предметы) Что вы можете сказать?

Дети: Прозрачные предметы пропускают свет, а непрозрачные – нет и образуется тень.

Воспитатель: Правильно, плотные непрозрачные предметы свет не пропускают (делая в это время фигурку зайчика на доске, подсвечивая проектором, затем собачку). Ребята, хотите поиграть с тенью? Тогда разбейтесь на пары, подойдите к столу и выберите себе карточку. Договоритесь между собой, кто из вас будет показывать фигурку, а кто будет помогать – светить фонариком. Как будете готовы, вы должны будете показать свою фигурку ребятам, а ребята должны отгадать животное. Воспитатель помогает ребятам складывать фигурки.

Разверните стулья к экрану. Присядьте. Кто хочет начать?

Игра.

Воспитатель: Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали теневой театр. (Воспитатель достаёт ширму для теневого театра. Дети рассматривают оборудование для теневого театра, и вместе с воспитателем находят там героев.) Так вот они где! Мы нашли сказочных героев! Интересно, из какой они сказки?

Дети: Из сказки «Колобок».

Воспитатель: А какие еще сказки вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А эти сказки можно показать, используя теневой театр?

Дети: Да.

Воспитатель: А, что для этого надо?

Дети: Нужны сказочные герои. Их можно сделать самим: из черного картона, нарисовать, раскрасить, вырезать. Или обвести по трафарету.

Воспитатель: Здорово. Но, это мы сделаем в группе. А теперь нам пора возвращаться в детский сад и героев забирайте:

Повернись, повернись

В детском саду очутись.

Итак, ребята, понравился вам мой сюрприз?

Дети: Да.

Воспитатель: У меня на подносе лежат картинки, на которых изображены солнышко и тучка. Если вам понравилось путешествие по спасению сказочных героев, тогда возьмите солнышко. А если вам было скучно, и вы ничего нового не узнали, возьмите тучку. Вы молодцы, активно работали и помогли героям театра. А сейчас, мы с вами отправляемся в группу.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Космическое путешествие» в образовательной области «Познавательное развитие» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Приморского района г. Санкт – Петербурга Конспект непрерывной.

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области познавательное развитие «Деревья родного края» Цель: Формирование первоначальных патриотических чувств. Образовательные задачи: 1. Познакомить детей с новым для них деревом – осиной –.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Игра «Что? Где? Когда?» Цель: обобщение, систематизация, закрепление знаний детей по нескольким образовательным областям. Задачи: Образовательные: 1. Продолжать.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «Домашние животные» Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ». Цель: Закрепить знания детей о внешнем виде, образе жизни и повадках, о месте проживания домашних животных, их.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Фрукты и ягоды
  • Математика
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие»
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 06:22
+238Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 77.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
29 января. День А.П.Чехова на МААМ

29 января — день рождения А.П.Чехова. Писателя, которого Лев Толстой называл несравненным художником, чье творчество понятно каждому человеку. Популярность Чехова в мире такая, что его пьесы ставят на...

28 января. День рождения конструктора Лего

Основа у многочисленных и многообразных наборов конструкторов Лего одинаковая – это кирпичик, представляющий собой полый пластмассовый блок, который можно соединять с другими такими же кирпичиками при...

Фотоотчет беседы об Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» с детьми...
Задачи: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда; развивать у детей способность сопереживать; воспитывать...
Фотоотчет о занятии кружка во второй младшей группе с использованием кинетического...
Цель: продолжать знакомить детей с кинетическим песком. Задачи: Воспитательные: -обогащать тактильный опыт детей; -развивать мелкую моторику рук;...
Фотоотчет о выставке детского творчества в МДОУ «Детский сад «Улыбка»
Зима в этом году не удалась. На дворе январь , а изредко выпадающий снег тут же тает. Мечта детей слепить снеговика пока так и не осуществилась. Поэтому свои...