Ирина Жилиховская
Конспект ООД «Дружба и друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о дружбе.
Задачи:
-Продолжать обучать детей подбирать определения к заданному слову
-Развивать выразительность речи.
- Развивать воображение, словесно-логическое мышление, слуховую память
-Закреплять знание пословиц о дружбе.
-Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей, чётко и внятно произносить слова)
-Развивать чувство общности у детей в группе.
Публикация «Конспект ООД „Дружба и друзья“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: запись музыкального произведения В. Шаинского "Дружба крепкая". Игрушка-сердечко, 3 кочки, Стихотворение «Мы разные» (Я. Дубенская, текст «Пальчиковая гимнастика «Дружба»»,
текст стихотворения "Качели"
Предварительная работа:
- разучивание стихотворений о дружбе;
- чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»;
- разыгрывание ролей по сказкам М. Пляцковского;
- чтение художественной литературы;
- игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя и связности речи, для формирования произносительной стороны речи и развития фонематических функций;
- настольно-печатные игры: «Волшебный цветок», «Отгадай слово», «Слоговое лото», «Звуковые домик»;
- разучивание пословиц и поговорок о дружбе;
- рассматривание иллюстраций теме
Ход занятия:
Организационный момент:
Звучит музыка о дружбе. Дети стоят в кругу.
Тренинг - упражнение
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорим о дружбе. И я приглашаю вас в страну, которая называется «Дружба» и для того что бы попасть в эту страну мы должны передать свою дружбу друг другу.
Эстафета дружбы.
Воспитатель (пожимание руки) : «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Косте, от Кости к Алине и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро ребята!
Речё вка:
Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?
Ответы детей: (Того, кто приходит другому человеку на помощь, не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне).
Настоящий друг должен быть: «добрым», «щедрым», «верным», «честным», «смелым», «самоотверженным», «дружелюбным», «преданным», «мужественным», «отзывчивым», «надежным».
Воспитатель: Дети, а как вы понимаете слова «дружелюбный», «самоотверженный», «преданный»
Ответы детей…
Воспитатель: А что такое дружба и в чём же она заключается?
Ответы детей…
Воспитатель: Значит, дружба заключается в умении делиться с другом, стараться помочь сделать то, что у него не получается. Умением не спорить из-за пустяков, радоваться за друга успехам и удачам.
У кого из вас есть друг или подруга? Кто хочет рассказать про своего лучшего друга.
Ответы детей: (Рассказы детей)
Игра «Комплименты»
-Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.
Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты.
Воспитатель: Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!
Игра «Пройди по кочкам»
- Это- первое испытание. Вам нужно пройти через болото по кочкам. Но, чтобы переправится с кочки на кочку, нужно выполнить задание. Если кто-то не справится, то нужно попросить помощи у друзей.
Воспитатель: Я начну, а вы продолжите. Дружба начинается.
Ответы детей…. (с улыбки, со знакомства, с доверия, с доброго слова, с веселья, с общих интересов)
Дети переступают первую кочку
Воспитатель: - Назовите слова благодарности.
Ответы детей… (спасибо, благодарю, пусть приносит вам радость, примите мою благодарность, вы так добры, вы так любезны, на здоровье, вам признателен)
Дети переступают вторую кочку.
Воспитатель: - Назовите слова извинения.
Ответы детей… (извините, простите, мне жаль, я хотел как лучше, не хотел обидеть, виноват, прошу прощения, не сердись на меня)
Дети переступают третью кочку.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь, послушайте стихотворение о детях с ограниченными возможностями, о дружбе с ними.
Стихотворение «Мы разные» (Я. Дубенская)
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
но безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
новые звёзды на небе открыть,
крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?
Едет он с нами наперегонки,
вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
ростом повыше, по жизни мудрее,
и поменяется мир весь вокруг,
но рядом останется преданный друг!
Воспитатель: Ребята понравилось вам стихотворение? О чём в нём говорится?
Ответы детей…
Воспитатель: Все мы разные, каждый имеет свои особенности, но мы все люди и мы должны дружить.
Пальчиковая гимнастика. «Дружба»
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Соединять пальцы в "замок").
С вами мы подружим Маленькие пальчики. (Касание кончиков пальцев обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять. (Парное касание пальцев от мизинцев.)
Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)
Воспитатель: А сейчас представьте ситуацию: вы предлагаете другу сыграть в шашки или лото, а он говорит, что хочет покататься на велосипеде. Как вы поступите в этом случае?
Ответы детей…
Воспитатель: А теперь представьте такую ситуацию: вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые ждут своей очереди. Что вы будете делать?
Ответы детей…
Воспитатель: Правильно! Немного покачаетесь и уступите другим ребятам.
Вот в стихотворении "Качели" дети тоже умеют дружить.
Представьте, качели - ковер самолет.
На нем отправляюсь в далекий полет.
Лечу над полями, лечу над рекой,
А вам на прощанье махну я рукой.
Потом приземлюсь и друзьям во дворе,
Я дам полетать на волшебном ковре.
Воспитатель: Я вам приготовила еще одно стихотворение, послушайте повнимательней его:
Подъемный кран
У меня подъемный кран,
С ним играть я буду сам!
Кран мой новенький, блестящий,
Он совсем как настоящий.
Никому его не дам-
Это мой подъемный кран!
Воспитатель: Что можно сказать об этом ребенке?
Ответы детей…
Воспитатель: Конечно, в стихотворении говорится о жадном мальчике. А ведь не зря люди приметили:
Кто жаден, тот в дружбе не ладен,
А кто щедрый, тот в дружбе верный.
Воспитатель: Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их:
-Настоящий друг познается в беде.
- Один за всех и все за одного.
- В настоящей дружбе так : сам пропадай, а товарища выручай.
- Нет друга - так ищи, а нашел - береги.
- Старый друг - лучше новых двух.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
- Дружба и братство дороже богатства.
- Дружбу помни, а зло забывай.
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- Друзья – не разлей вода.
Физ. минутка.
Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)
Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)
Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)
И друг другу улыбнитесь
Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)
И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
Воспитатель: - Дружить могут не только люди, животные, но и предметы.
- Я вам буду называть предметы, а вы отвечайте, какой предмет, по вашему мнению, с каким дружит и почему, возможны различные ответы. Давайте вспомним, какие слова помогают нам высказать собственное мнение. (Я думаю. ; мне кажется…; по-моему)
- Стол «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
Ответы детей: (Стол дружит с тетрадкой, поскольку тетрадку можно положить на стол.)
Воспитатель: - Стол «дружит» с креслом или тестом?
Ответы детей: (Стол дружит с тестом, потому что тесто месят на столе)
Воспитатель: - Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?
Ответы детей: (Шкаф дружит и с полкой и с иголкой, ведь полка находиться в шкафу, а иголка на полке.)
Воспитатель: - Кастрюля «дружит» с мышкой или крышкой?
Ответы детей: (Кастрюля дружит с крышкой, поскольку крышкой накрывают кастрюлю.)
Воспитатель: - Король «дружит» с троном или поклоном?
Ответы детей: (Король дружит с троном, поскольку он на нем сидит.)
Воспитатель: - Рыбак «дружит» с рыбкой или улыбкой?
Ответы детей: (Рыбак ловит рыбку с улыбкой, следовательно, он дружит и с рыбкой, и с улыбкой.)
Воспитатель: - А бывает так, что друзья ссорятся? Что нужно делать, чтобы такое не произошло?
Ответы детей: (Уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать, делиться игрушками, вместе играть) А можно поиграть в игру.
Игра «Дрозд»
Я – дрозд, и ты – дрозд,
У меня – нос, и у тебя – нос,
У меня – ушки, и у тебя – ушки,
У меня – щечки, и у тебя – щечки,
Мы – два друга, любим друг друга.
Воспитатель: я предлагаю вам разделиться на подгруппы и подойти к столам, на которых лежат карточки с иллюстрациями ситуаций, 1 подгруппе нужно выбрать карточки с настоящими друзьями, а 2 подгруппе с теми, кто не умеет дружить.
- Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья?- Как вы догадались?
- А если у кого-то нет друга, можно его найти?
Сказка М. Пляцковского «Урок дружбы»
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но, Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
— Не надо. Зачем?. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и ешь!
— Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зё рнышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок. дружбы!
Воспитатель: - Ребята, вам знакомы эти приятели -воробьи?
Ответы детей: (Это Чирик и Чик)
Воспитатель: Ребята, что это? Где ее можно встретить?
Ответы детей: (волшебная палочка (в сказке)
Воспитатель: -Я вам буду задавать вопросы, а волшебная палочка будет указывать на того, кто будет отвечать.
Обсуждение сказки:
- Кто написал сказку про двух воробьев? (М. Пляцковский)
- Как называется эта сказка? («Урок дружбы»)
- Ребята, а кто из двух друзей воробьев жадный, а кто щедрый? (Чирик-щедрый, Чик- жадный)
- А почему вы так думаете? (Чик съел целый ящик пшена и не поделился с другом, а Чирик поделился десятью зернышками. Щедрый тот, кто может отдать последнее.)
-Кого можно считать настоящим другом и почему (Чирика, потому что он поделился с другом.)
- Чему учит эта сказка? (Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться.)
- Понял ли Чик свою ошибку? (Да, понял)
- Как бы поступили бы вы в этой ситуации?
Воспитатель: А теперь поиграем в игру "Закончи фразу"
"Я думаю, со мной дружат потому что… "
Ответы детей…
Воспитатель: Вот видите, сколько хороших качеств дружбы.
А сейчас, вас ждет сюрприз - у нас появился картонный домик. Его надо раскрасить! Все, по очереди, будете художниками и дружно выполнять волшебными кисточками узоры на домике «Дружбы»!
Вот так, все вместе, большим коллективом, мы превратили обыкновенный картонный домик в красивый домик «Дружбы»!