Ярилова Татьяна Васильевна
Конспект ООД «Малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «МАЛАЯ РОДИНА – ЛЕБЕДЯНЬ»
Программные задачи: уточнять и расширять знания детей о родном городе; продолжать знакомить их с историческим прошлым родного города; пробуждать интерес к истории своего города и желание поделиться своими знаниями с товарищами; уточнить знания о гербе и подробнее познакомить с гербом города Лебедяни; формировать уважение к истории своего отечества, к символике города; развивать познавательный интерес; воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте малой Родины.
Методы и приемы: беседа, рассматривание картин, чтение стихов, пение песен, рассказывание, игра-мозаика.
Публикация «Конспект ООД „Малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: карта России, герб города Лебедяни, презентация с фотографиями города, картинки к игре «Собери картинку о городе».
Предварительная работа: экскурсии по городу, рассматривание картин и иллюстраций о городе, рассматривание гербов, рассказывание легенд, заучивание стихов и песен о Лебедяни, рисование картин о городе, оформление альбома.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях, перед ними карта России.
- Посмотрите внимательно на карту. Это карта нашего государства. Кто знает, как называется государство, в котором мы живем? (Россия).
Кто может показать границу России на карте? (Дети обводят указкой границу Родины).
- Карта может многое рассказать о стране. Мы видим, что Россия – большое государство. В нашей стране много лесов, полей, рек, озер и т. д. А так же много городов. Мы гордимся нашей великой Родиной.
Но у каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.
(Ребенок читает стихотворение «Малая Родина»).
Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели,
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая, малая,
Родина моя.
-Как называется, наша малая Родина? (Лебедянь)
-У каждого человека есть малая Родина. Когда говорят «москвич», «липчанин», имеют в виду принадлежность человека к тому городу, где он живет, т. е. москвич - это человек, который живет в Москве. А липчанин в каком городе живет? (В Липецке). В каком городе, живем мы? (В городе Лебедянь). Значит мы -лебедянцы.
-Как зовут людей, которые живут в Лебедяни?
-Все города очень разные. У каждого из них есть свой отличительный знак – герб. Что такое - герб? (Это отличительный знак, символ каждого города).
-Посмотрите на герб нашего города. Скажите, очертания, какого старинного вооружения напоминает герб? (Очертания щита).
-Кто изображен на гербе? (Лебедь)
-(Описание герба). Прямоугольное полотнище, разделенное по горизонтали на неравные полосы голубого и зеленого цвета. В центре, гербовая композиция – стоящий белый лебедь на зеленой полосе.
-Где можно встретить изображение герба? (На флагах, монетах, печатях, государственных документах).
-Герб, ребята, отражает особенности того города, символом которого он является.
-Почему наш город так называется? (Раньше здесь было много лебедей).
-Существует несколько легенд о происхождении названия города. Послушайте одну из них.
Предки нынешних лебедянцев видели множество лебедей. Целые стаи их, якобы, обитали в пойме, что открывается взору.
…Много веков назад к правому берегу Дона приближалась стая белых лебедей. То было ранней весной. Земля пробуждалась. Легкая испарина шла от широко разлившейся реки, повсюду блестели блюдца озер. Загляделся вожак на прекрасную картину и, не рассчитав движения, ударился о скалу…
Потрясенные необычной гибелью вожака, лебеди стали наведываться к этому месту. Затем поселились здесь, и развелось их великое множество. Не случайно изображение лебедя на гербе города.
Объяснение названия города от лебедей стало настолько традиционным, что вряд ли кто может в этом усомниться.
-Чем нравится вам наш город? (Стоит на берегу Дона, много парков, зеленых насаждений, красивых зданий).
-Лебедянь известна, как город, имеющий многочисленные достопримечательности. В нем много архитектурных памятников старины.
Сейчас мы отправимся в путешествие по интересным и красивым историческим местам нашего города.
(Дети строятся друг за другом, как бы «садятся в автобус» и с песней отправляются в путь).
Мы едем, едем, едем
В автобусе своем.
Поглядываем в окна
И песенку поем.
А красота, какая!
Повсюду, только глянь.
За окнами мелькает
Родная Лебедянь.
Припев. Тра-та-та, тра-та-та.
Ах, какая красота.
Цветники, газоны,
Тополя и клены.
Солнце радостно сияет,
С нами песню распевает.
(Слайд №1 «Мост»).
-Мы приехали с вами к Казенному мосту.
Наш город расположен по обоим берегам реки Дон. Почти 100 лет тому назад был построен этот мост через реку. Кто расскажет нам об этом мосте?
(Примерные рассказы детей).
-Это был самый интересный железобетонный мост в России. Лебедянцы с интересом наблюдали за его строительством. Новый мост рос прямо на глазах. Все восхищались его красотой.
Этот мост прямой, на высоких сваях. Он обеспечил надежную переправу через реку. Мост служит лебедянцам и сейчас.
-Со временем он стал визитной карточкой Лебедяни.
(Слайд №2)
-А теперь перейдем через дорогу, и мы окажемся у еще одного памятника архитектуры – у церкви Рождества-Богородицы. В народе ее еще называли Космодемьянской. Расскажите об этом архитектурном памятнике.
(Рассказы детей).
-Эта церковь расположена у подножия Тяпкиной горы, возле Казенного моста. Еще ее называли Подгорной.
Это одна из наиболее древних церквей города. От всей церкви осталась только часть. Колокольня развалилась, и ее снесли. Она построена из красного кирпича.
Известный художник, Борис Кустодиев, написал картину, где изобразил эту церковь, когда она была еще красивым сооружением. Эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.
-На этой картине, написанной другим художником, церковь изображена в настоящее время.
-Мы отправляемся дальше в путешествие.
(Дети с песней «едут» дальше).
(Слайд №3 «Казанский собор»)
- Мы приехали на базарную площадь. Здесь расположен Казанский собор.
-Кто нам расскажет о Казанском соборе?
(Рассказы детей)
- В центре Лебедяни, на базарной площади, расположен белокаменный, величественный Казанский собор. Он виден лебедянцам издали. Затейливое кирпичное сооружение с пятью куполами. Позолотой пяти крестов собор сияет на площади.
Отдельно стоит колокольня с высоким шпилем. Она имеет три яруса звона. Для колокольного звона используются различные по размеру и звону колокола. Звон – это торжественная песнь. Благовестный звон далеко разливается над городом. (Включается запись колокольного звона)
(Слайд №4)
- Отправляемся к следующему историческому памятнику архитектуры – Троицкому монастырю.
- Расскажете нам о Троицком монастыре.
(Рассказы детей)
- Монастырь был надежным защитником города. Сейчас монастырь восстанавливается в первозданном виде.
Все здания, находящиеся внутри монастыря, обнесены оградой из красного кирпича. В монастыре скромный характер убранства соборов. Простая, почти квадратная форма здания. Монастырь белокаменный, пятиглавый. Недавно в монастыре были установлены колокола. Они тоже радуют горожан своим звоном.
(Слайд №5)
-А теперь мы отправляемся в детский сад.
(Дети садятся за столы, на которых лежит игра «Собери картинки о Лебедяни»).
-Наш город рос и процветал. Сейчас Лебедянь – это город с современными зданиями, промышленными предприятиями. Главным украшением города остаются старинные здания, которые всегда будут напоминать нам об истории малой Родины. Надо беречь и ценить все это богатство.
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери картину о Лебедяни». Собрав мозаику в целое, вы должны узнать, что за уголок города там изображен.
(Дети выполняют задание).
- Что изображено у вас на картине?
(Кинотеатр, музей, ДЮЦ, Казанский собор, банк и т. д.).
Ребенок читает стихотворение.
Родной город
Много на свете есть городов:
Воронеж и Липецк, Москва и Ростов.
Но город, в котором все время живем,
Для нас – самый лучший,
О нем мы споем!
(Дети встают и поют песню «Наш город»)