Лучший педагог года

Конспект ООД по ФЦКМ «Подводный мир морей и океанов. Экологическая катастрофа»

Марина Емельянова
Конспект ООД по ФЦКМ «Подводный мир морей и океанов. Экологическая катастрофа»

Конспект ООД по ФЦКМ

Тема ООД: «Подводный мир морей и океанов. Экологическая катастрофа»

Воспитатель подготовительной группы: Емельянова М. П

Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, воспитание эмоциональной отзывчивости к экологическим проблемам.

Задачи:

- расширять знания о морских обитателях, об их приспособлении к жизни в воде;

Публикация «Конспект ООД по ФЦКМ „Подводный мир морей и океанов, Экологическая катастрофа“» размещена в разделах

- воспитывать познавательный интерес к жителям морей и океанов;

- расширять общий кругозор детей;

-работать над активизацией и актуализацией словаря по теме.

- формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, экологическую культуру.

- знакомить с понятием «волонтер».

Оборудование и материалы:

глобус, карта координат: таблица координат, наклейки-магниты «Экологический мусор» (картинки мусора, картинки обитателей.

слайды (обитатели морей и океанов) для рубрики «Давайте знакомиться» (морская звезда, морская черепаха, дельфин, рыбы, акула, осьминог, кит, медуза).

разрезные картинки «черепаха», ребусы «Акула», «Кит», карточки-слоги (пи-ла, мо-лот, ко-нёк и др.).

аудиозапись звуков «Шум моря», «Голос дельфина».

листы бумаги А4, карандаши.

Для опыта: сосуд с грязной водой, 3 пустых сосуда, 3 фильтра для очистки.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Мотивация: письмо о помощи.

Воспитатель зачитывает:

"Ребята, в нашем тихом подводном мире произошла экологическая катастрофа. Все обитатели океана оказались в беде. Просим вас освободить нас и спасти от гибели".

-Некоторые люди добровольно помогают нуждающимся, кто знает как они называются? (Волонтер)

- Ребята, вы готовы протянуть руку помощи? Хотите попробовать себя в роли волонтеров? Тогда голосуем. (дети голосуют)

-Будем работать под девизом: «Мы добры делом заняться не прочь, чтоб природу сберечь и природе помочь».

II. Основная часть.

1) Работа с глобусом.

Воспитатель:

- Сколько океанов на нашей планете? (дети находят и называют их. Атлантический, Индийский, Тихий, Северный Ледовитый). А вместе это Мировой океан.

- В письме есть подсказка, где произошла экологическая катастрофа («тихое место»).

Дети:

- Катастрофа произошла в Тихом океане (находят Тихий океан на глобусе)

Воспитатель:

- Что такое экологическая катастрофа? (ответы детей: мусор, пластик, нефтепродукты, химикаты, сточные воды)

2) Определение координат бедствия.

Воспитатель:

- чтобы узнать конкретно, где и кому помогать нужна карта координат. Чтобы помочь обитателям нужно выполнить задания.

Воспитатель знакомит с координатами бедствий (Т – Тихий, А – Атлантический, И – Индийский, С-Л Северный Ледовитый; Т-2,Т-8; А-3, А-6; И-1, И-4, И-7; С/Л-5, С/Л-8)

3) Физминутка. Игра малой подвижности «Океан волнуется» (по аналогии «Море волнуется – раз…»)

4) Работа по координатам бедствия.

Воспитатель:

- ребята, в координатах И-1 произошел нефтяной разлив (показывает на таблице координат, это Индийский океан. Хотите узнать кого будем спасать, отгадайте загадку:

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет. (морская звезда)

Дети отгадывают загадку, объясняют.

Воспитатель убирает картинку экологического мусора и открывает картинку с изображением морской звезды.

Далее в рубрике «Давайте знакомиться» воспитатель показывает слайд, сопровождает кратким рассказом о жизни морской звезды.

«Одним из красивых обитателей, которых можно встретить на морском дне, являются морские звезды, они могут быть различных цветов и размеров, живут только в соленой воде, в пресных водоемах не встречаются. Морские звезда живут только на дне, ползая по поверхности или зарываясь в грунт. Морская звезда-животное без головы, она передвигается на своих лучах-присосках. У обычных звезд 5 лучей, а у редких до 40. Рот в центре тела с нижней стороны. Многие из них-активные хищники, поедающие моллюсков и ракообразных. Глаза находятся на кончиках лучей. Интересно то, что морская звезда способна восстанавливать оторванные лучи. "

Воспитатель:

- катастрофа в Тихом океане. Кто назовет координаты? Что случилось?

Дети: Т-2, пластик.

Воспитатель: чтобы провести спасательную операцию в этом квадрате нужно выполнить задание. (проводится дидактическая игра «Разрезные картинки. Черепахи»).

Воспитатель убирает картинку экологического мусора и открывает картинку с изображением черепахи.

Далее в рубрике «Давайте знакомиться» воспитатель показывает слайд, сопровождает кратким рассказом о жизни черепах.

«Черепаха – самое древнее животное на Земле, ученые утверждают, что она появилась более 200 млн. лет назад. А еще черепахи – долгожители. Как вы думаете, сколько лет они могут жить? (ответы детей). Они живут дольше, чем мы, более 100 лет! Все знают, что черепахи славятся своей медлительностью. Но медлительны они только на суше, а вот в воде они плавают быстро и могут развить скорость до 35 км в час!

Панцирь защищает черепаху. А знаете ли вы, что по кольцам на панцире можно определить возраст черепахи? Кольца на панцире появляются по одному каждый год.

Черепахи – самки откладывают яйца в ямку и закапывают их, и пол будущей черепашки зависит от температуры, в которой держалось яйцо. Если было холодно, то рождаются мальчики, а если тепло, то девочки.»

Проводится самомассаж.

Шла купаться черепаха (указательный и средний палец «шагают» по телу)

И кусала всех со страха

Кусь-кусь-кусь-кусь

Никого я не боюсь (безболезненные щипки по телу).

Воспитатель: далее работаем в координатах С/Л -3 (обращается к карте координат, выясняет какой мусор нужно убрать)

Выполняется задание-ребус «Расшифруй слово»

Т И К

3 2 1

Дети расшифровывают слово КИТ.

Воспитатель (а далее могут дети) убирает картинку загрязнения и открывает картинку со спасенным обитателем океана.

Далее рубрика «Давайте знакомиться» с показом слайда.

«На самом деле кит не является рыбой, он – самое крупное животное на планете. Размер кита может достигать 33 метра. Это больше, чем наша комната, почти как весь детский сад или игровая площадка. Кит очень умный, может нырять на глубину до 3 километров и находиться в воде, не всплывая, до 2 часов. Он может не спать 100 дней и не принимать пищу 10 месяцев. Киты умеют выпускать фонтан высотой до 6 метров. Киты умеют издавать звуки, похожие на пение. Киты плавают даже в холодной воде, так как под шкурой у них толстый слой жира. Попадая в другую стаю, киты способны выучить и песню других сородичей. Самка вынашивает детеныша 10 – 12 месяцев. Ребенок кита называется «китенок». Самка кита кормит детеныша, впрыскивая ему струю жирного молока, поэтому киты называются «млекопитающие». «Млеко»— значит молоко.»

Минутка отдыха. (под аудиоматериал «Шум моря»)

К берегу бежит волна (волнообразные движения левой рукой)

А за ней еще одна (правой рукой)

Эта – выше, эта – ниже,

Эта вовсе не видна. (показывают руками высоту волн)

А на берегу морском

Будем мы играть с песком (имитируют пересыпание песка из руки в руку)

Будет башня из песка

Аж до неба высока (переставляют кулак на кулак вверх на каждое слово).

Воспитатель задает новые координаты. Проводится аналогичная работа.

Предлагается разгадать ребус «Акула»

Воспитатель (ребенок) убирает загрязнение, открывает изображение акулы.

Демонстрируется слайд «Акула»

Далее рубрика «Давайте знакомиться»

"Акула – хищная рыба, с огромным количеством острых зубов, которые готовы покусать каждого незваного гостя, оказавшегося поблизости. Это огромная серо-синяя жительница моря, с широкой пастью, наполненной рядами зубов и плавником, торчащим над водой! Однако акулы бывают очень разными, есть даже такие, про которых сразу и не поймешь что это акула. К примеру, акулы бывают пятнистыми, плоскими или с выпученными глазами. Размеры акул также сильно различаются. Акульи зубы, кстати, обладают удивительным свойством – они продолжают расти всю жизнь. Если у человека зубы сменяются всего лишь раз – с молочных на коренные, то у акулы новые зубы вырастают каждый раз, когда выпадают старые. А теряет акула зубы часто – потому что любит кусать твердые и, иногда даже несъедобные предметы. "

Пальчиковая игра «Акула»

В море плавала акула (волнообразные движения сложенными ладонями)

Ела все, что там тонуло: (ладони изображают челюсти)

Ядовитые пакеты, (левая ладонь вверх)

И из пластика предметы (правая ладонь вверх)

А потом и говорит:

У меня живот болит (поочередные круговые движения кулаком по животу)

Воспитатель задает следующие координаты бедствия (Т-5 «Утечка газа»).

Дети выполняют задание-инструкцию «Рисуем фото»: обвести пальцы левой руки (ладонь, перевернуть изображение (лист, дорисовать еще 3 пальца.

Фото какого обитателя получится? (Осьминог)

Воспитатель (ребенок) убирает картинку экологического мусора, открывает картинку обитателя.

Демонстрируется слайд «Осьминог»

Далее рубрика «Давайте знакомиться»

"Осьминоги, пожалуй, являются самыми удивительными среди моллюсков, обитающих в морских глубинах.

У осьминогов три сердца: одно (главное) гонит голубую кровь по всему телу, а два других — жаберных — проталкивают кровь через жабры.

Важно! А еще системное сердце на время отключается, когда животное сильно напугано. Именно поэтому нельзя пугать домашних осьминогов, постукивая пальцами по аквариуму. В таких случаях они замирают, отключая одно из своих сердец.

Кровь у них голубого цвета, потому что содержит в составе элементы меди, а не гемоглобин, делающий кровь красной.

Кроме того у осьминога 9 мозгов, один центральный и 8 для управления каждой щупальцей. Осьминоги способны отбрасывать щупальце, ломая его самостоятельно в случае опасности, как ящерицы отбрасывают хвост.

Факт! А еще эти существа обладают удивительными способностями камуфляжа. Они могут менять свою текстуру и окрас, чтобы замаскироваться буквально в мгновение ока.

Испуганный осьминог белеет, разозлённый краснеет.

Осьминогов считают самыми «умными» среди всех беспозвоночных по многим показателям: поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры — маленький квадрат отличает от более крупного; прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально; круг от квадрата, ромб от треугольника. Узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Если проводить с осьминогом достаточно времени, он становится ручным. Прекрасно обучаемы. "

Воспитатель обращает внимание детей к таблице. Находят координаты очередного бедствия, называют океан, вид загрязнения. Выполняют задание по спасению.

Выполняется упражнение «Составь слово из слогов» (названия рыб: пи-ла, ко-нёк, мо-лот, ёж, иг-ла, кло-ун).

Демонстрируются соответствующие слайды.

"Какой красивый и загадочный мир рыб открывается под водой. Здесь встречаются рыбы, на рыб вовсе не похожие. Например морской конёк назвали так потому, что он напоминает шахматного коня. Как вы думаете, по каким признакам назвали морских рыб?"

Воспитателем указываются новые координаты бедствия и новое задание – «Узнай по голосу». Предлагается послушать аудиозапись «Голос дельфина». Дети угадывают и убирают экологический мусор, «освобождая» дельфина, воспитатель демонстрирует слайд.

Далее рубрика «Давайте знакомиться»

"При внешней похожести на рыб, дельфины таковыми не являются. Они относятся к млекопитающим и рожают настоящих детенышей, которых выкармливают молоком.

Дельфины дружелюбно относятся к людям и нередко помогают тем, кто попал в беду. Известны случаи, когда дельфины спасали тонущих в воде людей, или же защищали пловцов от нападения акул.

Дельфины хорошо обучаемы, и эта их способность используется людьми. По всему миру созданы дельфинарии, в которых сообразительные морские животные дают веселые публичные выступления, поражая зрителей сложностью выполняемых трюков. "

Проводится игра-импровизация «Дельфин»

Настоящий он циркач-

Носом отбивает мяч,

Может на хвосте ходить,

Обруч головой крутить.

Воспитатель подводит детей к концу спасательной операции, называет последние координаты экологической катастрофы (А – 8 «Разлив нефти»)

Выполняется словесная игра «Доскажи словечко»

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. -Не троньте!»

Лапки у нее и пузо

А зовут ее…. (Медуза)

Дети убирают картинку с загрязнением, «спасают» обитателя.

Далее демонстрация слайда, рубрика «Давайте знакомиться»

"Медузы на 98% состоят из воды. У этих созданий нет легких, по причине чего они дышат всей поверхностью тела.

Медуз можно встретить во всех 4 океанах. Интересен факт, что строение и состав тела позволяют медузам обитать на глубине 10 км!

Мало кому известен тот факт, что у медуз 24 глаза!

Несмотря на то, что у медуз нет мозга, они имеют 2 нервные системы.

Многие виды медуз опасны для здоровья и жизни человека. "

Релаксация «Медузы в воде» (импровизация движений под аудиозапись «Шум моря»)

Воспитатель с детьми подводит итоги спасательной операции.

5) Экспериментальная деятельность

Воспитатель поднимает проблему «Можно ли очистить грязную воду?»

Заслушиваются ответы детей.

Демонстрируется опыт «Очистка воды с помощью фильтров»

Делается вывод: очистить воду от загрязнений очень сложно, очистить водные пространства мирового океана невозможно. Поэтому человеку нужно бережно относиться к окружающей природе, беречь и сохранять ее богатства.

6) Подведение итогов

- Понравилось ли вам играть в волонтера? Почему?

- Кто запомнил девиз, под которым мы работали?

- Что нового, интересного вы узнали об обитателях подводного мира?

- Как человек должен относиться к водным пространствам, природе?

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Обитатели морей и океанов»Детский мастер-класс «Обитатели морей и океанов» А вы знаете, что сом В синем море невесом. А вы знаете, что кит По волнам легко скользит. И огромные суда Море держит без труда! А.

Фотоотчёт «Обитатели морей и океанов»Фотоотчёт «Обитатели морей и океанов» Сегодня хочу поделиться с вами играми и нашими работами по теме "Обитатели морей и океанов" Медузы (Дети соединяют ладони, раздвигают.

Фотоотчет о художественном творчестве на тему «Подводный мир морей и океанов»Фотоотчет о художественном творчестве на тему «Подводный мир морей и океанов» Добрый вечер уважаемые друзья и коллеги! Две предыдущие недели мы с детьми работали над темой "Подводный мир морей и океанов". Подводный.

Фотоотчёт «День морей и океанов в ДОУ»Фотоотчёт «День морей и океанов в ДОУ» Фотоотчёт «День морей и океанов в ДОУ» В рамках экологической недели в нашем детском саду «Золотая рыбка» прошёл День морей и океанов.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Обитатели морей и океанов»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Обитатели морей и океанов» Тема: «Обитатели морей и океанов» в старшей группе Задачи: продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит,.

Лэпбук «Мир морей и океанов»Лэпбук «Мир морей и океанов» Лэпбук "Мир морей и океанов" Обложка лэпбука Внутреннее наполнениеИнтеграция образовательных областей: 1) Познавательное развитие 2).

Лэпбук «Обитатели морей и океанов»Лэпбук «Обитатели морей и океанов» .

Мастер-класс по аппликации «Обитатели морей и океанов. Дельфин»Мастер-класс по аппликации «Обитатели морей и океанов. Дельфин» Предлагаю вашему вниманию мастер класс по аппликации,сегодня во всемирный день китов и дельфинов мы будем делать композицию с дельфином.

План работы по теме «Подводный мир морей и океанов»План работы по теме «Подводный мир морей и океанов» План на неделю по теме «Подводный мир морей и океанов» 1 неделя Понедельник 1. Беседа на тему «Удивительный мир морей и океанов». Расширять.

Подводный мир морей и океанов. Фотоотчет о проекте «Мир воды»Подводный мир морей и океанов. Фотоотчет о проекте «Мир воды» Подводный мир морей и океанов. Фото отчет о проекте «Мир воды»22 марта – всемирный день воды. Экология нашей планеты находится в опасности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по ФЦКМ «Подводный мир морей и океанов. Экологическая катастрофа»
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 15:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД