Людмила Николаевна Назаренко
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение. Учить бережно и заботливо относиться к природе. Способствовать развитию речи.
Методы и приё мы: беседа, игровой момент, художественное слово, наблюдение, наглядность.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Предварительная работа: беседы, сбор лекарственных трав, наблюдение, чтение художественных произведений.
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы удобно расположились на стульях? Да, поздней осенью в помещении тепло и уютно. Я приглашаю вас посмотреть, а что сегодня за окном. Унылая пора… А ведь недавно было всё в таком очаровательном убранстве! А хотелось бы вам еще раз полюбоваться осенней красотой?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Другого ответа я и не ожидала и поэтому приглашаю вас в великолепный осенний лес созданный стихами, кистью, музыкой. Хотите, побродить по нему? (Воспитанники гуляют по залу под музыку П. И. Чайковского, рассматривания картины художников с изображением осени).
Осень дарит нам много красоты. Каждый день можно увидеть какие-то изменения, превращения, новую красоту. Давайте постараемся их не пропустить, не только мимо глаз, но и мимо души. Воздух осени особенно пахнет. Он волнует, заставляет почувствовать что-то такое… Какое настроение он дарит каждому из вас?
Вот послушайте, как выражает в стихах свое настроение поэтИ. Бунин
Лес, точно терем расписной лиловый, золотой, багрянный,
Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной …
Как вы думаете, осень утро,день или вечер года?
Воспитанники: Вечер.
Воспитатель: Конечно же, это вечер. А вечером мы готовимся ко сну. Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождём. Земля засыпает. Интересно, что ей приснится зимой? Давайте пройдёмся по парку и соберём букет из осенних листьев. Может быть, один из них расскажет о себе. Поднесите листик к уху. И он расскажет о том, как была весна и он родился. Сначала он был совсем маленьким, но солнце грело, и он рос. Летом стал большим, настоящим, зелёным листом. Ещё он расскажет, как он дарил воздух всем живым существам. Он очень этим гордился. Ему было трудно, когда нападали гусеницы. Птицы его друзья, часто спасали его от них. И листик очень любит за это птиц. Когда пришла осень, он начал стареть, желтеть и сохнуть. Теперь у него осталась одна надежда – в первый и последний раз в жизни полететь! Налетел ветер, оторвал его от ветки и понёс над землёй. Какое это было незабываемое ощущение лететь! И вот он у нас в букете и теперь его полная приключений жизнь продолжится у нас в группе. Весной зазеленеют новые листья, а сегодня мы скажем нашему новому другу большое спасибо! Кому ещё мы можем сказать спасибо? Ведь всем нам приходится осенью прощаться с теми, кто радовал нас летом.
Воспитанники: Скажем спасибо птицам.
Воспитатель: Почему? За что мы можем их поблагодарить?
Воспитанники: За то, что радовали нас своим пением, за то, что помогали всё лето деревьям, защищая их о вредителей.
Воспитатель: Кому ещё мы скажем спасибо?
Воспитанники: Цветам.
Воспитатель: Конечно же, цветам и травам. Вспомним, какие они были красивые, какой дарили нам аромат, как к ним прилетали бабочки, пчёлы, как они украшали летом землю. Удивителен мир цветов! Тысячи цветов украшают землю. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты. Кто любит цветы, тот не может быть злым, гласит венгерская пословица. Какие вы знаете цветы?
Воспитанники: Садовые, полевые… Однолетние, многолетние, луковичные.
Воспитатель: Встреча с цветами всегда радует. Только ведь как иной раз бывает: попадётся нам на глаза редкий цветок – спешим побыстрее сорвать его, затем ещё и ещё один. Быстро вянут цветы и приходится их выбрасывать. Хотели принести в дом красоту, а на деле ограбили природу. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить красоту, чтобы и другие люди, могли восхищаться тем, что создала природа. «Не замедляй шагов, не рви цветов, чтобы сохранить их. Иди вперёд – цветы будут цвести на всём твоём пути» - советует богиня Флора.
Воспитатель: Какими ещё удивительными свойствами обладают цветы, кроме того что украшают землю?
Воспитанники: Цветы предсказывают изменения в погоде.
Воспитатель: Да действительно, наблюдательный человек, настоящий друг природы – умеет предсказать погоду по реакции цветов. Растения выработали множество приспособлений, в том числе и такие, которые могут служить сигналами, о предстоящих изменениях погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Перед дождём закрывают свои цветы оранжевые ноготки, вьюнок. Одуванчики перед дождём складывают свои пушистые шарики. Поникает перед дождём мальва, сгибает стебель фиалка, наклоняется, опускает листья клевер.
А как мы с вами определяем время?
Воспитанники: по часам.
Воспитатель: А ещё как? Оказывается если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами.
Время точное растения знают все без исключенья
От росы и до росы счёт часам ведут цветы
На всё лето каждый год
Солнце им даёт завод.
В. Лукша
Назовите цветы, по которым можно определить время?
Воспитанники: Цикорий, одуванчик, мак, картофель, душистый табак, осот огородный, ипомея, мать и-мачеха и т. д…
Воспитатель: А знаете ли вы что такое фитотерапия?
Воспитанники: Это лечение растениями.
Воспитатель: Ещё первобытный человек заметил, например, как заболевшая кошка или собака, разыскивает какие-то травы, поедает их и выздоравливает. Так и человек стал искать помощи у растений. Человек и растения не случайные соседи в этом мире. Люди всегда употребляли растения не только в пищу, но и применяли их в лечебных целях.
А сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру «Что, где, когда?». По вашим ответам я узнаю, насколько хорошо вы знаете лекарственные растения, которые растут в нашей станице. Вопросы вашей команде знатоков будут задавать насекомые, большие друзья цветов. Ведь многие растения не могут жить без насекомых, а насекомые без растений. Первый вопрос вашей команде задаёт шмель. (Воспитатель берёт конверт с изображением шмеля и зачитывает вопрос). Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать, о каком растении идёт речь.
Встретить его можно на пустырях и лугах, по берегам рек, среди кустарников, вдоль заборов. Растение опушено жёсткими волосками, стебель у него твёрдый, как у кустарника. А цветки похожи на стайку голубых мотыльков, которая присела отдохнуть на зелёном кустике.
Воспитанники: Это цикорий.
Воспитатель: Следующий вопрос задаёт команде знатоков пчела… Цветок этот знаком вам. Неприхотлив он до крайности. Ему и луга для жизни подходят и лесополосы, сады и огороды не обходит. Цветок похож на маленькое солнышко. Кто срывает цветок, тот знает, что стебель у него тоже необычный: внутри он пустой словно трубочка.
Вопрос: что за цветок, и какими обладает лечебными свойствами?
Воспитанники: Это одуванчик. Он съедобен. Из него делают мёд. Он помогает от зубной боли.
Воспитатель: Конечно же, это одуванчик и он съедобен. Из молодых листьев готовят салат. Из корней делают напиток, похожий на кофе. Ещё из него делают вино, варенье, мёд. Это очень вкусно. Но и лекарство делают : от бессоницы, от зубной боли и глазных болезней.
Ещё один вопрос от божьей коровки. Этот цветок растёт на обочине, вдоль дорог, около жилья. Лепестки белые, серединка жёлтая с ароматным запахом.
Воспитанники: Мы думаем, это ромашка. Она помогает при кашле.
Воспитатель: Это действительно ромашка. Молодцы, ребята!. Вы настоящие знатоки природы!