Салахова Гузель
Конспект ООД «Пока память жива» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция направлений развития: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: ознакомление детей с героем Великой Отечественной войны генералом М. М. Шаймуратовым
Задачи:
«Познавательное развитие»
1. Продолжать знакомить детей с героем Великой Отечественной войны генералом М. М. Шаймуратовым.
2. Расширять представления о традициях башкирского народа.
3. Обогащать знания детей о родной стране, о государственных праздниках.
4. Закреплять представления об истории нашей страны, республики.
Публикация «Конспект ООД „Пока память жива“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
5. Развивать память, внимание.
«Художественно-эстетическое развитие» :
1. Развивать музыкальные способности детей: эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память и умение выразительно исполнять песни.
2. Развивать умение двигаться под музыку ритмично, согласно темпу и характеру музыкального произведения.
3. Развивать музыкальный слух, умение выполнять игровые действия.
4. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, сплоченности.
«Социально-коммуникативное развитие» :
1. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину
2. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ
3. Формировать высокие нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, отвагу.
«Речевое развитие» :
1. Формировать художественно-речевые навыки
2. Пополнять словарь детей, вызывая эмоциональный отклик у детей на музыкальные произведения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и открыток о М. М. Шаймуратове, заучивание стихов, заучивание песни «Родина моя», хоровода «Ак каен», разучивание башкирского танца, игры «Ловкие джигиты», пазучивание стихотворения А. Прокофьева «Родимая страна», В. Степанова «А что мы с вами Родиной зовем?»
Методические приемы: беседа, художественное слово, выразительное исполнение, словесные указания.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, музыкальная колонка, детские лошадки.
Репертуар:
1. Марш Салавата. Башкирская народная музыка.
2. Приветствие «Как здорово.»
3. Песня «Родина моя» сл. и муз. Ф. Гершовой
4. Слушание: песня «Шаймуратов-генерал» музыка З. Исмагилова слова К. Даяна
5. Хороводная песня «Ак каен» музыка М. Валеева слова З Ярмаки
6. Игра «Ловкие джигиты»
7. Танцевальное творчество – «Башкирский танец»
Ход организованной образовательной деятельности
Дети входят в зал под музыку: «Марш Салавата»
Музыкальный руководитель: рада видеть вас друзья, в музыкальном зале у себя. Давайте поприветствуем друг друга песней.
Песня – приветствие «Как здорово…»
Ребенок:
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края.
Лучше Родины нашей.
Нет на свете, друзья!
Музыкальный руководитель: ребята, о чем это стихотворение?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: мы с любовью называем нашу страну Россия, Родина. Кроме этого Родину называют Отчизна, Отечество. Все мы любим, бережем и защищаем нашу Родину.
Ребята как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем вести беседу?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: сегодня мы поговорим о нашей Родине. Вы все знаете, что мы живём в Российской Федерации. У нашей страны очень красивое имя-Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди. Но Россия-единственная, необыкновенная страна, потому что это наша Родина. А место, где мы родились, как мы называем?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете название столицы нашей родины?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Правильно. Столица – Москва, главный город нашей республики? (Слайд 1)
Ответы детей
Музыкальный руководитель: А где мы живем с вами?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Молодцы, мы живем в городе Октябрьский. Место, где мы родились и растем - это наша малая Родина. (Слайд 2)
А что мы с вами Родиной зовем?
Ребенок 1:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем
Ребенок 2:
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Ребенок 3:
Что мы родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
Музыкальный руководитель: какими прекрасными словами выразили любовь к Родине поэты в своих стихах. А мы выразим свою любовь к Родине – песней.
Поем легко, плавно, выразительно и правильно берем дыхание.
Исполняется «Песня о Родине» Фаины Гершовой
Музыкальный руководитель: во все времена народ любил свою Родину. Слагал о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной страны совершал подвиги.
Я приглашаю вас в небольшое историческое путешествие в прошлое нашей Родины и нашей республики.
Не сразу Россия стала сильным, могущественным государством. Были в России трудные, тяжелые времена. Много раз враги хотели завоевать нашу Родину.
Каждый год 9 мая наша страна отмечает День Победы.
Музыкальный руководитель: ребята, а вы знаете, когда началась Великая Отечественная Война?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: на рассвете 22 июня 1941 года на нашу Родину напали полчища врагов — немецко-фашистские захватчики. Они хотели захватить нашу Родину и её столицу Москву, всю нашу землю. Так началась страшная война, которую назвали Великой Отечественной войной.
Как вы думаете, почему её так называют?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: весь народ России от мала до велика, встал на защиту своей Родины - своего Отечества. Счастлив тот народ, у которого есть герои. Потому что именно герои объединяют нас, заставляют думать, помнить нашу историю и понимать, что все мы – одна большая семья. Именно герои дают нам силы жить в этом современном мире.
Я предлагаю вам послушать песню, внимательно вслушиваясь в слова.
И постарайтесь ответить, о ком написана песня? Какой жанр использован для создания музыкального образа?
Слушание песни "Шаймуратов - генерал» (музыка З. Исмагилова, слова К. Даяна)
Музыкальный руководитель: В башкирской песне «Шаймуратов-генерал» воспет командир 112-й Башкирской кавалерийской дивизии генерал-майора Минигали Шаймуратов. В Республике Башкортостан Шаймуратов считается народным героем. Песня была впервые исполнена солистом Башкирского государственного театра оперы и балета Габдурахманом Хабибуллиным в марте 1942 года. (Слайд 3)
Музыкальный руководитель: Скажите, ребята, каким вы его представляете? (дети составляют его словесный портрет).
Ответы детей
(Слайд 4) А. Храмов. «Генерал Шаймуратов».
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам посмотреть фрагмент документального фильма из трилогии «Рождённые для славы» : «Шаймуратов- генерал» https://youtu.be/ylbRCN5wYDc
Музыкальный руководитель: ребята, что значит кавалерийская дивизия?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: А как вы думаете, почему именно в Башкортостане создавались кавалерийские дивизии?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Совершенно верно, это прежде всего связано с историческим прошлым башкирского народа. Башкиры с древнейших времен любили лошадей, занимались их разведением. На них и пахали, и сеяли, и урожай собирали. Одной из самых страстных привязанностей Минигали Шаймуратова были лошади. Не имея собственного коня, он ухаживал за чужими и вскоре стал принимать участие в сабантуях – в скачках. Однажды даже приз получил – серебряный самовар.
Музыкальный руководитель: ребята, Россия многонациональная страна в ней живут русские, татары, башкиры, марийцы, мордовцы, буряты. Каждый народ богат своей культурой и историей. Как много народных песен, танцев и игр. И у башкирского народа есть песня, которая считается народной, а написал ее первый башкирский композитор Масалим Валеев. Так давайте заведем все вместе дружный хоровод.
Хоровод «Ак каен» (музыка М. Валеева сл. З. Ярмаки)
Музыкальный руководитель: ребята, как можно назвать людей, которые встали на защиту своей Родины?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: А есть среди вас ребята сильные и ловкие? Давайте проверим.
Музыкальный руководитель:
Эй, джигиты, что сидите?
В поле все скорей бегите
Юрты строить нам пора
Собирайтесь детвора!
Игра «Ловкие джигиты» музыка Ф. Гершовой слова Е. Басса
Музыкальный руководитель: дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю. И с особенной силой ощущаем, что мы – единый и могучий русский народ, и у нас одно Отечество – Россия.
Музыкальный руководитель:
Главное – вместе, Главное – дружно!
Главное – с сердцем горячим в груди!
Нам равнодушных не нужно!
Злобу, обиду прочь прогони!
Музыкальный руководитель: я желаю вам мира, добра и благополучия.
Ни один праздник не обходится без танца, без задорной пляски. Наши девочки приготовили башкирский танец.
Башкирский танец.
Музыкальный руководитель: И в завершении нашей встречи хочется сказать, указом Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова учрежден Орден генерала Шаймуратова. 30 марта 2020 года произошло долгожданное событие – Минигали Мингазовичу Шаймуратову присвоено звание Героя Российской Федерации и вручили медаль «Золотая звезда» (Слайд 5) (Фото М. М. Шаймуратова и его медали)
В День Республики Башкортостан в октябре 2022 года, на Советской площади города Уфы состоялось открытие памятника легендарному комдиву, Герою России Минигали Шаймуратову. (Слайд 6)
Это совместный проект народного художника России Салавата Щербакова и заслуженного архитектора Башкирии Константина Донгузова.
Глава республики Радий Хабиров отметил, что сейчас, когда решается судьба и определяется будущее нашего Отечества, пришло время доказывать делом, что наследники Шаймуратова своих не бросают и отступать не умеют. (Слайд 7)
Минигали Шаймуратов представлен в напряженный момент кавалерийской атаки. В его смелой решительной позе отражены черты характера этого выдающегося человека – бесстрашного кавалериста.
На фасаде постамента разместился геральдический щит, увенчанный Звездой Героя России и с надписью «Герою Российской Федерации генерал-майору Минигали Шаймуратову». (Слайд 8)
Имя Шаймуратова служит символом любви и преданности родине. Не только в Республике, но и на необъятных просторах России создаются музеи и памятники.
Сколько бы времени не прошло после завершения Великой Отечественной войны, Шаймуратов по-прежнему остается героем и гордостью народа»
Мы всегда будем его помнить. Будем делать всё, чтобы наши дети помнили о нем, гордились им и брали пример с него. Память о генерале мы будем хранить в наших сердцах. Он всегда будет с нами.
Вечная память героям! Вечная слава генералу Шаймуратову.
Музыкальный руководитель: Наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, вы должны помнить, что наш детский сад, в который вы ходите – это тоже маленький кусочек нашей огромной страны, наша малая родина, и мы должны его любить, беречь, и обязательно дружить.
Дети парами уходят из зала под звучание «Марша Салавата»