Ирина
Конспект ООД в образовательной области «Речевое развитие» на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» на тему : «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Цель: Обучать связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД в образовательной области „Речевое развитие“ на тему „Составление рассказа по серии сюжетных картин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
1. Учить составлять рассказ, план рассказа, давать ему точное название.
2. Развивать способность самостоятельно придумывать окончание рассказа.
3. Развивать звуковую культуру речи, через произношение скороговорок с различной интонацией и темпом.
4. Развивать воображение и творческие способности детей через придумывание окончания рассказа.
5. Воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: Кукла-школьница, серия сюжетных картинок, два портфеля, школьные принадлежности и игрушки, магнитная доска, указка.
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л. Н. Толстого «Филипок», А. Л. Барто «Первый урок», З. Н. Александровой «В школу», объяснение значений пословиц: «Ученье — путь к уменью», «Ученье — свет, неученье — тьма». Игра «Четвертый лишний» (ручка, резинка, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом нашим традиционным приветствием.
Дети.
Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано
И приветствуем тебя!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая красивая кукла Таня пришла к нам в гости. Скажите, во что она одета?
Дети. В школьную форму.
Воспитатель. Правильно, кукла Таня одета в школьную форму. Ребята, значит как мы ее можем назвать?
Дети. Школьница
Воспитатель. Правильно, ребята. Кукла Таня в этом году собирается в первый класс. Она – будущая школьница.
Ребята, совсем скоро и вы выпуститесь из детского сада и станете школьниками. Ребята, скажите, а чем отличается режим детского сада от школьного режима?
Дети. В детском саду дети много играют, гуляют, спят в тихий час. А в школе дети не играют, а учатся. Читают, пишут, дома делают уроки.
Воспитатель. Правильно, ребята. Режим в детском саду и школе очень отличаются. Давайте поможем кукле Тане подготовиться к школе?
2. Основной этап
На магнитной доске выставлены сюжетные картинки, третья картинка закрыта.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем составлять рассказ по серии картинок, но третья картинка закрыта и вам придется самим придумать окончание рассказа.
Беседа по картинкам
Воспитатель. Внимательно посмотрите на картинки. Связаны ли они общим сюжетом?
Дети. Да.
Воспитатель. Почему вы так думаете?
Дети. На всех картинках один и тот же герой.
Воспитатель. Правильно, ребята.
Какое время суток на первой картинке?
Дети. Вечер.
Воспитатель. Как вы это поняли?
Дети. В комнате мальчика темно. На столе стоит включенная лампа.
Воспитатель. Куда ходит мальчик: в школу или детский сад? Чем вы можете это доказать?
Дети. Мальчик ходит в школу. На полках много книг.
Воспитатель. Назовите мальчика по имени.
Дети. Миша.
Воспитатель. Что делать Миша? Как вы думаете: готов Миша идти в школу?
Дети. Миша играет в компьютерные игры. Он не готов идти в школу.
Воспитатель. Посмотрите на следующую картинку. Чем отличается первая картинка от второй?
Дети. Временем суток. На второй картинке изображено утро.
Воспитатель. Что вы можете сказать о настроении мальчика на второй картинке? Какой он?
Дети. Грустный, озабоченный, печальный, сердитый, потерянный.
Воспитатель. Чем он озабочен?
Дети. Он озабочен тем, что вечером не успел собрать портфель и теперь опаздывает в школу.
Воспитатель. Правильно ли мальчик готовился к школе?
Дети. Нет, нужно было сложить все школьные принадлежности в портфель вечером.
Воспитатель. Что произошло дальше?
Дети. Придумывают концовку рассказа.
Игра «Собери портфель».
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам поделиться на 2 команды и посоревноваться в сборе портфеля в школу. Среди школьных принадлежностей находятся предметы, которые нельзя укладывать в портфель. Ваша задача – по очереди положить в портфель только тот предмет, который нужно, оставив неподходящие предметы на столе.
Составление плана рассказа.
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам короткими предложениями, выражающими их главную мысль, озаглавить каждую картинку. (Третий пункт плана называет воспитатель).
Примерный план
1. Перед сном.
2. Утром.
3. Что случилось дальше?
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам придумать название для будущего рассказа и составить свой рассказ с придуманным окончанием.
Рассказы детей.
Пример рассказа, составленного ребенком
Вася пришел из школы и сел за компьютер играть в игры. Когда стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не осталось сил сложить все вещи в портфель. Утром Вася долго искал нужные вещи. Когда он пришел в школу, дети сидели за партами. Шел урок. Васе стало очень стыдно, что он опоздал. Он дал себе слово, что больше так поступать не будет.
Рассматривание недостающего фрагмента.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на третью картинку и сравните окончание своих рассказов с изображенным на картинке. Что здесь изображено?
Дети. Мальчик пришел в школу, но опоздал на урок, так как не подготовился к школе вечером. Он выглядит расстроенным и виноватым.
Воспитатель. Ребята, вам, как будущим школьникам, очень важно уметь говорить красиво и правильно. Предлагаю вам поиграть со мной в игру. Мы будем повторять стихотворение по фразам в разном темпе и с разной громкостью.
Знают взрослые и дети,
Что без знаний никуда,
Применяют знания эти
Для веселья и труда.
3. Заключительная часть
Воспитатель. Ребята, скажите, чье окончание рассказа вам понравилось больше всего?
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. Какая основная мысль рассказа?
Дети. Уроки нужно делать вечером. И собирать школьные принадлежности нужно вечером, а не утром перед школой.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Какие хорошие рассказы придумали. Думаю, и кукла Таня поняла, чем отличается режим дня школьника и воспитанника детского сада, и мы с вами усвоили как и когда нужно готовиться к школе. Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на занятии, какие замечательные придумали рассказы. И я хочу вам подарить школьные подарки, которые вам пригодятся в школе.