МААМ-картинки

Конспект НОД в подготовительной группе «Родословная-старинная русская традиция»

Елена Назарова
Конспект НОД в подготовительной группе «Родословная-старинная русская традиция»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: познавательная

Вид деятельности:непосредственно-образовательная

Возрастная группа : подготовительная к школе группа

Тема: «Родословная – старинная русская традиция»

Цель: расширить знание о традициях русского народа

Программное содержание

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Родословная-старинная русская традиция“» размещена в разделах

Образовательные задачи: формировать элементарные представления детей о том, что такое род и родословная, о традициях и обычаях; закреплять имеющиеся представления о родственных отношениях.

Развивающие: развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать любовь к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам; уважительное отношение к старшим.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о семье, семейные фотографии, ООД «Моя семья», заучивание стихов, пословиц о семье, понимать и объяснять их смысл, рисование на тему: «Моя семья».

Словарная работа: родные, родственники, предки, батюшка, матушка,

Сестрица, братец, прялка, веретено, кудель, колыбель, глечик, скрыня – объяснить значение старинных слов.

Материалы и оборудование: интерьер старинной избы, дети в народных костюмах, фотографии, клеенка, кисточки, клей, салфетки, пирамидка, схема – образ семьи.

Ход деятельности

-Дети, мы с вами много говорили о семье, родных, рассматривали фотографии. А что такое семья, для чего она нужна?

Дети: -Семья нужна, потому что без нее скучно. Семья нужна, чтобы друг другу помогали, ухаживали, заботились.

-Семья – это много, много человек, которые любят друг друга.

-Семья – это, когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются.

-В семье главное – любовь.

-В семье друг к другу относятся вежливо.

-Дети, а кто знает стихи о семье?

«Семья – это слово родное!

Сколько в нем света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

Глаза материнские нас согревают

Как солнца сиянье, очи горячи.

А руки отца от беды заслоняют

Забота родных – как солнца лучи!»

-Дети, а какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Дети:

«Не нужен и клад, коли в семье лад»

«При солнышке тепло, а при матери добро»,

«Материнская ласка не знает конца»,

«Нет такого дружка, как родная матушка»,

«Братская любовь лучше каменных стен»,

«Птица рада весне, а младенец – матери»,

«Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка»,

«Вся семья вместе, так и душа на месте»,

«Изба детьми весела»,

«Золото, серебро не стареют, отец и мать цены не имеют».

-Молодцы, дети, много пословиц знаете. Мамы и папы, бабушки и дедушки – они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: родные, родственники, родичи, предки.

-Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие к дальним-дальним родственникам – предкам. Но для этого нам надо на голову надеть папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам – повернись!» (Открыть шторы, надеть шапку, закрыть глаза и повернуться три раза).

(В это время раздвинуть шторы. Интерьер старинной избы. Дети в костюмах, выходит девочка с хлебом-солью, кланяется).

Девочка: Здравствуйте, гости дорогие! На Руси в обычае встречать гостей хлебом-солью.

-Большое спасибо! Вот мы и очутились в гостях у наших предков. Ребята, а что подсказывает нам, что это старинная изба?

Дети: Есть печь, деревянный стол, лавки.

-В старину семьи были большие. Расскажите, пожалуйста, о своей большой и дружной семье.

Девочка: Самые старшие и уважаемые люди в семье дедушка и бабушка. Их все почитают и слушаются, не перечат, не перебивают и не капризничают

-А что делает бабушка?

Девочка: Бабушка на прялке прядет пряжу.

-Прялка – удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.

Девочка: Рядом с дедушкой мой батюшка. Матушка хлопочет у печки, готовит обед.

-В каждой крестьянской избе была печь. Она согревала избу, в ней готовили еду, на лежанке отдыхали. Еду готовили в чугунке. Он тяжелый, чугунный, зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. А ложки раньше были деревянные. Молоко хранили в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в нем долго не прокисает. Сундук называли скрыня.

-А братья, сестры у тебя есть?

Девочка: Да. Моя сестрица старшая качает в колыбели младшего братца. Дети в семье всегда помогают родителям.

-А что делаешь ты?

Девочка: Я глажу белье.

Раньше белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким и пахучим. Девочка: Семья у нас хорошая, дружная, трудолюбивая, все заботятся друг о друге. На Руси еще любят и умеют веселиться, песни петь, хороводы водить, в игры играть. Такие у нас обычаи, традиции. Хотите, я научу вас новой игре.

Физминутка: Игра «Ручеек».

-Спасибо тебе, за хлеб – соль, за интересный рассказ. До свидания. А нам пора домой. (Надеть шапку «Время, время – остановись! И назад домой вернись!»)

-Обычай – это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день.

Традиции – издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями.

-Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину.

Дети:

-Дети уважали и почитали старших.

-Люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными.

-Обращались друг с другом ласково, с уважением.

-Помогали друг другу.

-Любили петь, хороводы водить, играть.

-Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, папу, других членов семьи?

Дети: батюшка, матушка, сестрица, братец.

-Какие хорошие и замечательные обычаи! Мы тоже постараемся следовать им, будем поддерживать традиции.

-В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков.

Предки – это наши родные, которые жили до нас, вперед нас, перед пред нами. Мы их потомки, мы живем потом, после них.

-С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи.

-Как вы думаете, с кого следует начать родословную?

Дети: С дедушки и бабушки.

-Почему нужно начать с дедушки и бабушки?

Дети: потому что они самые старшие в семье.

-Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо – это дедушка и бабушка. Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа)

Это кольцо – дети, т. е. вы. Следующее – это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?

Дети: пирамидка.

-По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная?

Дети: это рассказ о семье.

-Ребята, а сейчас вы попробуете создать свой красивый образ семьи, дружной и крепкой. Подумайте, какой вы видите свою семью, на что это будет похоже? На столах у вас необходимое. Приступайте к работе.

(Во время работы воспитатель подходит к каждому ребенку и спрашивает, что они делают.)

Подкова приносит счастье, я хочу, чтобы моя семья была самая счастливая.

-У меня получилось солнышко. Солнце приносит тепло, радость. Я хочу, чтобы в моей семье было тепло и уютно.

-А у меня получился большой дом, в котором живет моя дружная семья и т. д. (По мере выполнения детьми работ, воспитатель выставляет их на доске).

-Сегодня мы с вами попробовали создать свой яркий образ семьи. Все семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей очень близких друг другу.

Итог деятельности.

-Чем же мы сегодня занимались? Что узнали нового? В следующий раз вы подробнее расскажите о своих семьях и мы узнаем как появились и произошли фамилии. Спасибо вам, ребята, вы все сегодня молодцы!

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Семья — опора счастья»Исследовательский проект «Семья — опора счастья» Пояснительная записка. Семья – это социальный институт, в котором осуществляется семейное воспитание ребенка. Проект направлен на оказание.

Круглый стол «Хорошо, что есть семья» — был проведён к Дню семьи с родителями группы. Цель круглого стола: Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми (например, по изготовлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Родословная-старинная русская традиция»
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 10:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группе «Родословная-старинная русская традиция»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Назарова (УИ 267544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД