МААМ-картинки

Конспект ООД «Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись» (1 фото)

ольга кузнецова
Конспект ООД «Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись»

КОНСПЕКТ ООД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ТЕМА: Знакомство с декоративно – прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись.

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №79 «Лучик»

Старший воспитатель Кузнецова Ольга Анатольевна, г. Вологда

Тема: Знакомство с декоративно - прикладным

искусством родного края.

Глубоковская роспись.

Задачи:

Публикация «Конспект ООД „Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края, Глубоковская роспись“» размещена в разделах

• дать детям общее представление о некоторых видах декоративно-прикладного искусства родного края : резьбы по дереву, плетения кружев, Великоустюгской черни, плетению и резьбы по бересте

познакомить детей с новым видом росписи - Глубоковской, кратко рассказать об истории росписи, основных элементах, их символическом значении, колорите, построении композиции;

• формировать понятия, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению;

• воспитывать уважительное, бережное отношение к труду народных мастеров

Материал:

Предметы разных видов народного искусства : вологодские кружева, деревянные изделия с резьбой, плетеные предметы из бересты, а так же с резьбой по бересте, Великоустюгские украшения и посуда, их изображения.

Предметы, фотографии и образцы с Глубоковской росписью, силуэтное изображение прялки, книга «Мастера Русского Севера».

Мультимедийное сопровождение (при отсутствии реальных предметов).

Предварительная работа: рассматривание книг о Вологодском крае, беседы с детьми, экскурсия в краеведческий музей

Ход:

Рассказ воспитателя с использованием наглядного материала.

В. – «Ребята, посмотрите вокруг, сегодня мы с вами попали в необычный музей, на выставку народных промыслов (дать возможность детям оглядеться, рассмотреть предметы). Посмотрите сколько здесь всего необычного: украшения и посуда из серебра, туеса, доски для кухни …» (может быть виртуальный музей)

- Вам нравятся эти изделия?

- У кого дома есть такие же или похожие?

Заслушиваются ответы детей.

- А как вы думаете, кто их сделал?

- Их изготовили народные мастера - художники.

В. – «Издавна мастера нашего родного края - Русского Севера -славились своим умением в изготовлении красивых предметов; будь то украшения из серебра, одежда изо льна, посуда из дерева и бересты, игрушки из дерева и глины, кружева. Изделия наших мастеров предназначались для применения в хозяйстве, но из красивой чашки, украшенной узором, не только пили, а и любовались ею. В руках мастера обычный берестяной лист (показ) превращается в кружево из листьев, цветов, птиц (показ туеска, шкатулки). А какое красивое вологодское кружево. Про него даже стихи пишут:

Вологда завьюжена

Белыми снегами,

Вьюга стелет кружево

Прямо под ногами.

Рассыпают искорки

Северные краски,

Снежные присказки,

Кружевные сказки.

Девицы – красавицы

Взяли, поглядели,

Как переплетаются

Звонкие метели.

И рисуют девицы

Белые картинки,

Кружево стелется

Тоньше паутинки …

Наш Север богат лесами. На тысячи километров простираются они в Архангельской и Вологодской областях. Это главное богатство нашего края. С давних времен дерево поило, кормило, одевало, обогревало человека. Из дерева строили дома, делали посуду, игрушки и многое другое. В дело шла не только древесина, но и ветви, прутья, кора молодой березы - береста».

Педагог показывает по 2-3 изделия каждого промысла - предметы из бересты и украшенные резьбой, Вологодские кружева, изделия из черни. При необходимости можно показать фотографии из альбомов (например, «Мастера Русского Севера»). По ходу показа дается краткая характеристика промысла. Последними показываются фотографии и изделия (современные кухонные доски, солонки с Глубоковской росписью, выполненные на Вологодском заводе художественных промыслов, в училище №15 г. Вологды). (Задействовано мультимедийное сопровождение).

В. - А это Глубоковская роспись, она совсем другая, не похожая на те, что мы знаем (Городец, Хохлома, Гжель, у нее свои законы и свои краски.

В. - Сейчас я расскажу вам как появилась эта роспись. Слушайте внимательно, чтобы рассказать дома своим родителям, братьям и сестрам, договорились?

«Эта роспись возникла давным – давно, в нашем северном крае – в Вологодской области; глубоко в лесах, в деревне Глубоковка, поэтому ее так и назвали – Глубоковская. Давайте повторим название росписи все вместе (повторяют).

Жили в Глубоковке люди, умеющие и трудиться и веселиться. Очень любили они природу нашу северную: весной все пробуждалось, зеленело, летом в лесах, полях, лугах яркое цветение, осень золотом все разукрашивала, а вот зимой - стужа и кругом белым – бело, глаз некуда отвести. Надоело людям зимой сидеть по домам без многоцветья. И решили они сами в свои дома поселить цветы, зелень и веселое летнее настроение.

Стали они расписывать сначала прялки (показ, по возможности натуральной, выяснить для чего была нужна прялка, потом хлебницы, солонки, двери, рамы оконные, сундуки. И стало у них в домах светло и радостно.

Светло, потому что вот такие цветы (показ главного большого цветка) напоминали им солнце, от которого вокруг зацвела буйная зелень листьев (показ). А из таких вот бутонов (показ) распускались разные цветы, а еще начали созревать ягодки.

- Какой цвет использовали мастера для росписи? (зеленый, красный, охра, коричневый, темно - синий, белый, черный)

Словно от ветра завихрились травы и превратились в завитки и вихревые розетки – бутоны (показ). Как - будто после дождя появились капельки и украсили цветы, листья, бутоны.

А вот от того в какую сторону загнуты были завитки менялся смысл росписи. Например, если они тянулись вверх (показ, то людям они казались ростками, а если вниз (показ, то корнями растений.

Маленькие точки вокруг или в самих цветах и бутонах означали семена растений, а маленький завиток в сердцевине цветка был символом продолжения жизни.

Некоторые элементы мастера рисовали, словно одевали много одежд – накладывали один цвет на другой, а некоторые оставляли одноцветными.

- А как располагаются цветы, бутоны, листья в рисунке Глубоковской росписи? (рассматривание предметов, высказывания детей).

- У Глубоковской росписи все элементы будто связаны между собой, и еще все они словно оживают от того, что их тоненько, очень искусно обводили мастера черной линией – «разживляли» (повторить всем вместе)

И так, появившись на свет, глубоковская роспись росла и развивалась. Ее узнали и в других селах. Люди возили свои изделия на ярмарки, где продавалось много изделий других промыслов: резные и берестяные, украшения и кухонная утварь.

А потом началась война и многие мастера не вернулись домой. Некому было передать свой опыт детям. Остались только старички, которые сами по себе иногда рисовали Глубоковскую роспись и с горечью вспоминали былые времена ярмарок.

Возможно, мы и не узнали бы об этой росписи. Но много лет назад пошла в поход одна экспедиция в эти места и обнаружила замечательную роспись в деревне Глубоковка. Жители поделились секретами росписи, и теперь в нашем городе Вологде есть завод, выпускающий такие изделия (рассматривание изделий с росписью денного завода). А еще в нашем городе есть училище, где учат Глубоковской росписи.

- Чем отличается современная роспись от старой?

Цветом – много желтого, оранжевого, зеленого, встречается розовый. Цвет стал более ярким, радостным, светлым.

- Кто догадался, почему роспись назвали Глубоковской? (по месту нахождения)

- Вы хотите научиться рисовать такие узоры?

- Ну, тогда, на следующих занятиях за работу!

Литература

Конспект ООД «Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись»

1. Богуславская И. Я. Северные сокровища – Архангельск, 1980 – 80с.

2. Иванова Ю. Секреты старой прялки // Важская область – 1992г. №9 Изд. Шенкурск, архангельская обл.

3. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: народное искусство в художественном воспитании детей – М. : Просвещение,1983 – 159с.

4. Мастера Русского Севера. Фотоальбом/ сост. Р. А. Армеев, А. В. Блохин, М. : изд. Планета, 1987г.

5. Пузенкова Л. А. Шенкурская роспись Изд. : Архангельск, 1995г.

6. Путилова Н. В. Глубоковская роспись. Ярославль изд. «Нюанс», 1994, 54с.

7. Родной край / под ред. С. А. Козловой, - М. : Просвещение, 1985г.

8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003г. – 128с.

9. Соломенникова О. А. Радость творчества 2е изд., испр. И доп. М. : Мозаика Синтез, 2005 – 168с.

10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. М. : гуманит. центр ВЛАДОС, 2000г.

11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа. М. : гуманит. центр ВЛАДОС, 2000г.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Педагогический проект «Народная игрушка» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы в которых воплощается Родина».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись»
Опубликовано: 29 января 2013 в 13:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД