Лучший педагог года

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Альбина Хамидуллина
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Зимушка-зима».

Цель: закрепить знания детей о зиме, жизни животных и птиц в зимнее время года, о явлениях природы зимой.

Задачи:

Образовательные :

1. Закрепить признаки зимы;

2. Упражнять в подборе определений к заданному слову;

3. Формировать умения строить связанные высказывания, рассуждения.

Развивающие :

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах

1. Развивать умение детей давать развёрнутые ответы;

2. Учить детей наблюдать и делать выводы из увиденного.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к природе, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

2. Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и высказывания других детей.

Предварительная работа:

Изучение лексических тем: «Зима», «Животные и птицы в зимнее время года».

Наблюдение в природе, беседы по данным темам;

Чтение художественной литературы;

Разгадывание загадок о диких животных и птицах;

Словарная работа (гостья зима, русская молодка, матушка-зима, белоснежная лебедка)

Оборудование и материалы:

Доска магнитная;

Магниты;

Фланелеграф;

Ноутбук;

Картинки-ребусы;

Плакат к опыту;

Предметные картинки (животные, птицы, морозные узоры, снежинки, следы животных);

Медали «Знатока Зимушки-зимы».

Алгоритм проведения:

1. Организационный момент, приветствие.

2. Знакомство с темой. Ребус.

3. Стихотворение-загадка: «Тройка»

Образование относительных прилагательных. Зима какая?

4. Стихотворение П. Вяземского «Зимушка-зима»

Словарная работа (гостья-зима, матушка-зима, белоснежная лебёдка, раскрасавица-душа).

5. Рассматривание картин известных художников:

Иван Шишкин «Первый снег»;

Алексей Саврасов «Зима»;

Исаак Левитан «Зимой в лесу»;

Иван Вельц «Иней».

6. Игра: «Доскажи пословицу».

7. Загадки про снег и лёд.

Работа по таблице (выявление свойств снега и льда,

Опыт: «Что быстрее растает снег или лёд?»

8. Физкультминутка.

9. Рассматривание книги «тайн волшебницы-зимы».

-Морозные узоры;

-Снежинки;

-Дикие животные;

-Следы диких животных;

-Птицы.

10. Заключительная часть.

Рефлексия.

11. Подведение итога занятия.

Алгоритм проведения:

1. Организационный момент.

В: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте поздороваемся

с ними.

Д: Здравствуйте.

В: Ой, что-то у нас гости грустные сидят, а давайте мы подарим им хорошее настроение.

Улыбнитесь, теперь возьмите эти улыбки в ладошки и сдуйте свои улыбки на гостей. Видите, у наших гостей стало хорошее настроение. И я вижу,что и у вас хорошее настроение.

2. Знакомство с темой.

В: Ребята, а о чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав ребус.

Внимательно посмотрите на ребус, первые буквы картинок подскажут вам,

какие буквы нужно вписать в квадраты.

З И М А

В: Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием, сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение-загадку.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица-

Белокожа, светлолица,

Как махнула рукавом - все покрыла серебром!

В : О каких скакунах говорится в этой загадке?

Д: О зимних месяцах.

В: Какие это месяцы? Назовите, пожалуйста.

Д: Декабрь, январь, февраль.

В: Как вы думаете, что за царица сидит в санях?

Д: Зима.

В: Давайте вспомним с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима какая?

Д: Снежная, холодная, хрустальная, морозная, лютая, веселая, ветреная и т. д.

В: Молодцы!

Дети мы с вами очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как выпал первый снег. Рассматривали изящные нарядные, снежинки. Снег пушистым, белым ковром покрыл всю землю.

Художники, композиторы, поэты и писатели любуются этим временем года и передают красоту зимы в своих произведениях.

Давайте вспомним стихотворение о зиме, слушая его, обратите внимание на то, как называет поэт зиму в своём произведении.

Ребенок читает стихотворение П. Вяземского «Здравствуй зима!»

-Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

-Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица - душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка-зима!

В: Ребята, как же красиво называет поэт зиму в своём стихотворении?

Д: Гостья зима, русская молодка, матушка-зима, белоснежная лебёдка,

раскрасавица - душа.

В : Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины.

Ребята, давайте и мы полюбуемся красотой зимнего пейзажа. Перед вами картины известных художников.

(рассматривание картин)

Иван Шишкин: «Первый снег», «Зима», «На севере диком»;

Алексей Саврасов: «Зимний пейзаж», «Зима»;

Исаак Левитан: «Зимой в лесу»;

Иван Вельц : «Иней».

В : О зиме есть много загадок, пословиц, поговорок и примет.

И я предлагаю вам поиграть в игру: «Доскажи пословицу»

Я буду называть начало пословицы, а вы её продолжение.

- Береги нос - в большой мороз.

-Зимний денёк - воробьиный скок.

-Зимой всяк рад тулупу до пят.

-Зима не лето, в шубу одета.

-Два друга- мороз да вьюга.

-Январь году начало - зиме середина.

-Мороз не велик - да стоять не велит.

В: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете пословицы о зиме.

В: А теперь послушайте загадку: «Белое одеяло землю укрыло».

Что это?

Д: Снег.

В: Послушайте ещё одну загадку: «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (лёд)

В: Ребята, вы правильно отгадали загадки. И я вам предлагаю узнать, что такое снег и лед? Выявить их свойства. Помогут нам в этом опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я, с вашего разрешения, буду научным сотрудником.

Для изучения свойств снега и льда предлагаю разделиться на две группы.

Первая группа будет исследовать снег.

Вторая группа – лёд.

Опыт «Что быстрее растает?»

Оборудование и материалы : прозрачные стаканы с водой, снег, лёд, салфетки.

В: Давайте определим время: 3 минуты (выставляю песочные часы.) Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее : снег или лёд?

Первая группа, ваша задача – опустить в воду снег. Вторая группа опускает в воду лёд. Нужно проверить, потонет он или нет и объяснить почему?

Объяснения старших лаборантов после наблюдения.

Вывод:

Первая группа-снег сразу растаял.

Вторая группа – лёд сразу не тает, ему нужно определенное время, чтобы растаять.

Проверка времени, затраченного на первый опыт.

- Что быстрее растаяло? Снег или лёд? Во что превратился снег?

Так вот, уважаемые коллеги, исходя из проделанного опыта можно сделать вывод, что снег и лёд –это что (вода). Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

В:Теперь, юные исследователи, предлагаю вам определить с помощью таблицы свойства снега и льда.

В: Зима – это сказочно волшебное время года. У каждого время года есть свои тайные секреты. И у зимы тоже есть свои секреты, и сегодня мы с вами постараемся открыть некоторые из них. А поможет нам в этом книга тайн волшебницы – зимы.

В: Посмотрите ребята, какая она необычная. Давайте откроем первую страницу, что же мы видим здесь?

Д: Морозные узоры!

В: Правильно, есть здесь и веточки елочные, цветы ледяные, завитушки и крючочки студеные.

В: Ребята, а как вы думаете, разве они могут иметь какие – то тайны?

Д: Ответы детей.

В: А знаете ли вы, как образуется морозные узоры?

Д: ответы детей.

В: На самом деле от холодного морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в ледышки иголочки. За ночь их образуется много - много, они как бы наращиваются друг на друга. В итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдаем.

В: А теперь перевернем следующую страничку и посмотрим что же там? А здесь ребята стихотворение – загадка. Послушайте внимательно.

С неба звезды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется черная земля. Много – много звездочек тонких, как стекло; Звездочки холодные, а земле тепло.

В: Что же это? Д: Снежинки.

В: Да, снежинки, интересно какую, же тайну хранят в себе снежинки? Ребята, как вы думаете, снежинки имеют, одинаковую форму или нет? Д: Ответы детей.

В: Оказывается, если внимательно посмотреть на снежинки они разной формы и одинаковых снежинок не существует. Водяной пар поднимается высоко над землей. Вверху очень холодно, из пара образуется льдинки- кристаллики, но это еще не снежинки. Падая вниз, кристаллики быстро увеличиваются. Это происходит потому, что в воздухе много водяного пара, который оседает на их поверхность и замерзает. Так льдинка – кристаллик становятся красивой, нежной снежинкой. Существует тысяча видов снежинок, основная их форма шестилучевые пластинки. В: Ребята, посмотрите какие разные снежинки. Посчитайте сколько лучиков у снежинок.

Д: Шесть

В: Оказывается у снежинок бывает не только шесть лучиков, но и три, и два, но это бывает очень редко.

В: Давайте откроем третью страницу и посмотрим какие еще секреты таит в себе книга? Кого же мы видим здесь?

Д: Животных.

В: Интересно, какие же тайны хранятся в животном мире? Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят, в жизни животных зимой? Наши дети подготовили небольшие сообщения о жизни животных зимой.

1 ребёнок Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. Это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Мышь в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и питается ими зимой.

2 ребёнок Белочка – очень хорошая хозяйка, запасливая, не даром ее в народе называют хлопотуньей. Она питается засушливыми грибами, плодами деревьев и кустарников. Белка иногда так спрячет свои запасы, что не может их найти, тогда приходится ей питаться семенами шишек ели и сосны.

3 ребёнок Берлоги медведей, норы барсуков и ежей занесены снегом, который сохраняет в них тепло. А еще зверей спасают пушистый мех и теплая шерсть. Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший достаточно жира и залегший в зимнюю спячку иногда просыпается, что бы поесть что - нибудь из запасов.

4 ребёнок Зайцы не делают никаких запасов. Они питаются корой деревьев и мелкими ветками. Большие чуткие уши и белая шубка помогают ему спасаться от врагов, таких как сова, волк, лиса.

5 ребенок. Лиса окраску не меняет. Лисица – проворный и осторожный зверь. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лиса находит в день до 20 мышей. Также лиса питается мелкими зверюшками птицами.

6 ребё нок Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей. У них длинные сильные ноги и они долго могут бежать за добычей, недаром говорят, что волка ноги, кормят.

7 ребенок. Медведь впадает в зимнюю спячку. Он не просыпается, ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко.

8 ребенок. Лось питается ветками деревьев. От врагов защищается сильными копытами и рогами.

В: Молодцы, ребята как много вы знаете о животных в зимнее время года. Так вот ребята, почему же некоторые животные впадают в спячку, а некоторые нет? Оказывается, спячка нужна животным в качестве сезонного приспособления к неблагоприятным условиям окружающей среды. Зимой нет не только растительности, но и мелких грызунов, лягушек, червей, моллюсков и прочей мелкой живности, а также насекомых, то становится, нечего есть животным, которые ими питались – это медведи, ежи, летучие мыши, барсуки, еноты и другие животные. Поэтому одни звери впадают в спячку, а другие переходят на другой корм.

В : А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Спит – не спит». И определить,какие животные зимой спят, а какие нет. Я буду показывать картинку с изображением животного,если это животное впадает в спячку, то вы сидите на стульчиках,если нет,то встаёте с места и изображаете его.

В: молодцы, ребята все вы отлично справились с заданием.

В : Настала пора открыть нам следующую страницу. Что же мы видим здесь?

Д: Следы животных.

В: Чьи следы мы видим на картинках?

Д: Заячьи, волчьи, лисьи.

В: Молодцы, ребята все следы отгадали, эти животные предлагают, нам отдохнуть и сделать физминутку.

Вот студеною зимой Ветер дует ледяной. (машут руками)

И вздымает ветер тучу Он суровый и могучий. (дети кружат руками)

Зайцы прячутся в кустах. Даже хитрая лиса. Притаилась и сидит, (садятся в глубокий присед, потом встают)

Ну а снег летит – летит (машут руками)

Но утихла злая вьюга Белой стала вся округа. (потягиваемся – руки в стороны)

Солнце светит в небесах (руки вверх)

Скачет по полю лиса (прыжки)

В: Давайте посмотрим следующую страницу. Кто же нас встречает на этой странице? Д: Птицы. В: Назовите пожалуйста птиц, которых вы видите на картинке.

Д: Клест, дятел, снегирь, синица, воробей.

В: Ребята, а какие это птицы?

Д: Зимующие.

В: Правильно, это зимующие птицы.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай птицу» .Вы внимательно послушайте, что поведала мне книга тайн волшебницы зимы о некоторых зимующих птицах, попробуйте отгадать птиц по описанию. Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимой. А в лютую, январскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Единственный корм этих птиц еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Самка не меняя положения, высиживает яйца, а самец ее кормит. Что это за птица?

Д: Клест.

В: Правильно это клест. Слушаем дальше. - В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. Принесенные шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. Эти птицы считаются санитарами леса. Ударом клюва они находят под корой деревьев вредных насекомых и поедают их. Кто же это?

Д: Дятел.

В: Молодцы, ребята! Послушайте о следующей птице. - Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на клене, на ясене. Самки не такие яркие, как самцы. Питаются они семенами плодов рябины, а мякоть выбрасывают.

В: О какой же птице идет речь?

Д: Снегирь

В: Молодцы.

- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный носик, ни минуты не сидит на месте.

В: Какая же это птица?

Д: Синица.

В: Конечно же, синица, а еще у синички даже праздник свой есть. Он так и называется «Синичкин день». Бывает он 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.

В: А о последней птице я загадаю вас загадку.

- Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет крохи собирает.

В: Кто же это?

Д: Воробей.

В: Умницы, вы догадались, о ком идет речь! Живут воробьи в многолюдных селеньях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют там, где родились и жили. Молодцы, ребята, хорошо вы знаете зимующих птиц. А какие еще бывают птицы?

Д: Перелетные.

В: А как вы думаете, почему некоторые птицы улетают в теплые края, а некоторые остаются зимовать здесь?

Д: Становится холодно, недостаточно еды.

В: Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением, он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода. Большинство птиц улетают из – за недостатка еды в зимние месяцы. Птицы в основном питаются насекомыми, которые зимой или умирают, или впадают в спячку. Поэтому птицам становится трудно добывать еду. Некоторые птицы остаются, поскольку они научились добывать себе пищу.

В: Вот ребята, мы с вами дошли до последней страницы книги тайн Волшебницы – зимы. Сколько тайн поведала нам книга.

Итог

В : Что же интересного вы узнали для себя? Что вы расскажете дома родителям о нашей сегодняшней встрече?

Д: Ответы детей

Рефлексия

В : Сейчас я вам предлагаю побыть в роли волшебника-Мороза.

Перед вами,ребята,морозные узоры. Вам нужно будет украсить наше окно.

Если занятие вам понравилось,украсьте окно узором голубого цвета,а если

на занятии вам было грустно, возьмите узор фиолетового цвета и распишите окно.

Посмотрите, какие красивые узоры получились на нашем окне,вы настоящие волшебники!

В : Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и узнали много нового.

Я с гордостью вручаю вам медали знатоков зимушки-зимы!

Наше занятие подошло к концу, попрощайтесь с гостями

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Канашевский детский сад №9 «Золотой ключик» Конспект интегрированного занятия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 10 комбинированного вида" Конспект непосредственно образовательной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Зимушка — зима» в старшей группе Программное содержание: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - развитие общения и воспитание дружеских взаимоотношений.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе «Зимушка-зима» Образовательная деятельность: Речевое развитие. Интеграция: Художественное - эстетическое развитие, физическая культура, социально-коммуникативное.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Домашние животные» Конспект организованной образовательной деятельности развитию речи в подготовительной группе «Домашние животные» Цели: - соотносить картинку.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Животные жарких стран» .

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима» Конспект по развитию речи в подготовительной группе Образовательная область «Коммуникация» Тема «Здравствуй, Зимушка - Зима» Программные.

План-конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Зима и зимние забавы» Образовательные цели: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий,.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Березка» р. п. Екатериновка Саратовской обл. Занятие.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Конспект открытого занятия образовательной области «Познавательное развитие» (развитие речи) в подготовительной группе №2 Тема «Зимушка-зима».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 19:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД