Альбина Хамидуллина
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Зимушка-зима».
Цель: закрепить знания детей о зиме, жизни животных и птиц в зимнее время года, о явлениях природы зимой.
Задачи:
Образовательные :
1. Закрепить признаки зимы;
2. Упражнять в подборе определений к заданному слову;
3. Формировать умения строить связанные высказывания, рассуждения.
Развивающие :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Развивать умение детей давать развёрнутые ответы;
2. Учить детей наблюдать и делать выводы из увиденного.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к природе, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
2. Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и высказывания других детей.
Предварительная работа:
Изучение лексических тем: «Зима», «Животные и птицы в зимнее время года».
Наблюдение в природе, беседы по данным темам;
Чтение художественной литературы;
Разгадывание загадок о диких животных и птицах;
Словарная работа (гостья зима, русская молодка, матушка-зима, белоснежная лебедка)
Оборудование и материалы:
Доска магнитная;
Магниты;
Фланелеграф;
Ноутбук;
Картинки-ребусы;
Плакат к опыту;
Предметные картинки (животные, птицы, морозные узоры, снежинки, следы животных);
Медали «Знатока Зимушки-зимы».
Алгоритм проведения:
1. Организационный момент, приветствие.
2. Знакомство с темой. Ребус.
3. Стихотворение-загадка: «Тройка»
Образование относительных прилагательных. Зима какая?
4. Стихотворение П. Вяземского «Зимушка-зима»
Словарная работа (гостья-зима, матушка-зима, белоснежная лебёдка, раскрасавица-душа).
5. Рассматривание картин известных художников:
Иван Шишкин «Первый снег»;
Алексей Саврасов «Зима»;
Исаак Левитан «Зимой в лесу»;
Иван Вельц «Иней».
6. Игра: «Доскажи пословицу».
7. Загадки про снег и лёд.
Работа по таблице (выявление свойств снега и льда,
Опыт: «Что быстрее растает снег или лёд?»
8. Физкультминутка.
9. Рассматривание книги «тайн волшебницы-зимы».
-Морозные узоры;
-Снежинки;
-Дикие животные;
-Следы диких животных;
-Птицы.
10. Заключительная часть.
Рефлексия.
11. Подведение итога занятия.
Алгоритм проведения:
1. Организационный момент.
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте поздороваемся
с ними.
Д: Здравствуйте.
В: Ой, что-то у нас гости грустные сидят, а давайте мы подарим им хорошее настроение.
Улыбнитесь, теперь возьмите эти улыбки в ладошки и сдуйте свои улыбки на гостей. Видите, у наших гостей стало хорошее настроение. И я вижу,что и у вас хорошее настроение.
2. Знакомство с темой.
В: Ребята, а о чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав ребус.
Внимательно посмотрите на ребус, первые буквы картинок подскажут вам,
какие буквы нужно вписать в квадраты.
З И М А
В: Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием, сегодня мы с вами будем говорить о зиме.
Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение-загадку.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокожа, светлолица,
Как махнула рукавом - все покрыла серебром!
В : О каких скакунах говорится в этой загадке?
Д: О зимних месяцах.
В: Какие это месяцы? Назовите, пожалуйста.
Д: Декабрь, январь, февраль.
В: Как вы думаете, что за царица сидит в санях?
Д: Зима.
В: Давайте вспомним с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима какая?
Д: Снежная, холодная, хрустальная, морозная, лютая, веселая, ветреная и т. д.
В: Молодцы!
Дети мы с вами очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как выпал первый снег. Рассматривали изящные нарядные, снежинки. Снег пушистым, белым ковром покрыл всю землю.
Художники, композиторы, поэты и писатели любуются этим временем года и передают красоту зимы в своих произведениях.
Давайте вспомним стихотворение о зиме, слушая его, обратите внимание на то, как называет поэт зиму в своём произведении.
Ребенок читает стихотворение П. Вяземского «Здравствуй зима!»
-Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
-Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица - душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!
В: Ребята, как же красиво называет поэт зиму в своём стихотворении?
Д: Гостья зима, русская молодка, матушка-зима, белоснежная лебёдка,
раскрасавица - душа.
В : Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины.
Ребята, давайте и мы полюбуемся красотой зимнего пейзажа. Перед вами картины известных художников.
(рассматривание картин)
Иван Шишкин: «Первый снег», «Зима», «На севере диком»;
Алексей Саврасов: «Зимний пейзаж», «Зима»;
Исаак Левитан: «Зимой в лесу»;
Иван Вельц : «Иней».
В : О зиме есть много загадок, пословиц, поговорок и примет.
И я предлагаю вам поиграть в игру: «Доскажи пословицу»
Я буду называть начало пословицы, а вы её продолжение.
- Береги нос - в большой мороз.
-Зимний денёк - воробьиный скок.
-Зимой всяк рад тулупу до пят.
-Зима не лето, в шубу одета.
-Два друга- мороз да вьюга.
-Январь году начало - зиме середина.
-Мороз не велик - да стоять не велит.
В: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете пословицы о зиме.
В: А теперь послушайте загадку: «Белое одеяло землю укрыло».
Что это?
Д: Снег.
В: Послушайте ещё одну загадку: «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (лёд)
В: Ребята, вы правильно отгадали загадки. И я вам предлагаю узнать, что такое снег и лед? Выявить их свойства. Помогут нам в этом опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я, с вашего разрешения, буду научным сотрудником.
Для изучения свойств снега и льда предлагаю разделиться на две группы.
Первая группа будет исследовать снег.
Вторая группа – лёд.
Опыт «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы : прозрачные стаканы с водой, снег, лёд, салфетки.
В: Давайте определим время: 3 минуты (выставляю песочные часы.) Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее : снег или лёд?
Первая группа, ваша задача – опустить в воду снег. Вторая группа опускает в воду лёд. Нужно проверить, потонет он или нет и объяснить почему?
Объяснения старших лаборантов после наблюдения.
Вывод:
Первая группа-снег сразу растаял.
Вторая группа – лёд сразу не тает, ему нужно определенное время, чтобы растаять.
Проверка времени, затраченного на первый опыт.
- Что быстрее растаяло? Снег или лёд? Во что превратился снег?
Так вот, уважаемые коллеги, исходя из проделанного опыта можно сделать вывод, что снег и лёд –это что (вода). Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
В:Теперь, юные исследователи, предлагаю вам определить с помощью таблицы свойства снега и льда.
В: Зима – это сказочно волшебное время года. У каждого время года есть свои тайные секреты. И у зимы тоже есть свои секреты, и сегодня мы с вами постараемся открыть некоторые из них. А поможет нам в этом книга тайн волшебницы – зимы.
В: Посмотрите ребята, какая она необычная. Давайте откроем первую страницу, что же мы видим здесь?
Д: Морозные узоры!
В: Правильно, есть здесь и веточки елочные, цветы ледяные, завитушки и крючочки студеные.
В: Ребята, а как вы думаете, разве они могут иметь какие – то тайны?
Д: Ответы детей.
В: А знаете ли вы, как образуется морозные узоры?
Д: ответы детей.
В: На самом деле от холодного морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в ледышки иголочки. За ночь их образуется много - много, они как бы наращиваются друг на друга. В итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдаем.
В: А теперь перевернем следующую страничку и посмотрим что же там? А здесь ребята стихотворение – загадка. Послушайте внимательно.
С неба звезды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется черная земля. Много – много звездочек тонких, как стекло; Звездочки холодные, а земле тепло.
В: Что же это? Д: Снежинки.
В: Да, снежинки, интересно какую, же тайну хранят в себе снежинки? Ребята, как вы думаете, снежинки имеют, одинаковую форму или нет? Д: Ответы детей.
В: Оказывается, если внимательно посмотреть на снежинки они разной формы и одинаковых снежинок не существует. Водяной пар поднимается высоко над землей. Вверху очень холодно, из пара образуется льдинки- кристаллики, но это еще не снежинки. Падая вниз, кристаллики быстро увеличиваются. Это происходит потому, что в воздухе много водяного пара, который оседает на их поверхность и замерзает. Так льдинка – кристаллик становятся красивой, нежной снежинкой. Существует тысяча видов снежинок, основная их форма шестилучевые пластинки. В: Ребята, посмотрите какие разные снежинки. Посчитайте сколько лучиков у снежинок.
Д: Шесть
В: Оказывается у снежинок бывает не только шесть лучиков, но и три, и два, но это бывает очень редко.
В: Давайте откроем третью страницу и посмотрим какие еще секреты таит в себе книга? Кого же мы видим здесь?
Д: Животных.
В: Интересно, какие же тайны хранятся в животном мире? Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят, в жизни животных зимой? Наши дети подготовили небольшие сообщения о жизни животных зимой.
1 ребёнок Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. Это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Мышь в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и питается ими зимой.
2 ребёнок Белочка – очень хорошая хозяйка, запасливая, не даром ее в народе называют хлопотуньей. Она питается засушливыми грибами, плодами деревьев и кустарников. Белка иногда так спрячет свои запасы, что не может их найти, тогда приходится ей питаться семенами шишек ели и сосны.
3 ребёнок Берлоги медведей, норы барсуков и ежей занесены снегом, который сохраняет в них тепло. А еще зверей спасают пушистый мех и теплая шерсть. Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший достаточно жира и залегший в зимнюю спячку иногда просыпается, что бы поесть что - нибудь из запасов.
4 ребёнок Зайцы не делают никаких запасов. Они питаются корой деревьев и мелкими ветками. Большие чуткие уши и белая шубка помогают ему спасаться от врагов, таких как сова, волк, лиса.
5 ребенок. Лиса окраску не меняет. Лисица – проворный и осторожный зверь. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лиса находит в день до 20 мышей. Также лиса питается мелкими зверюшками птицами.
6 ребё нок Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей. У них длинные сильные ноги и они долго могут бежать за добычей, недаром говорят, что волка ноги, кормят.
7 ребенок. Медведь впадает в зимнюю спячку. Он не просыпается, ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко.
8 ребенок. Лось питается ветками деревьев. От врагов защищается сильными копытами и рогами.
В: Молодцы, ребята как много вы знаете о животных в зимнее время года. Так вот ребята, почему же некоторые животные впадают в спячку, а некоторые нет? Оказывается, спячка нужна животным в качестве сезонного приспособления к неблагоприятным условиям окружающей среды. Зимой нет не только растительности, но и мелких грызунов, лягушек, червей, моллюсков и прочей мелкой живности, а также насекомых, то становится, нечего есть животным, которые ими питались – это медведи, ежи, летучие мыши, барсуки, еноты и другие животные. Поэтому одни звери впадают в спячку, а другие переходят на другой корм.
В : А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Спит – не спит». И определить,какие животные зимой спят, а какие нет. Я буду показывать картинку с изображением животного,если это животное впадает в спячку, то вы сидите на стульчиках,если нет,то встаёте с места и изображаете его.
В: молодцы, ребята все вы отлично справились с заданием.
В : Настала пора открыть нам следующую страницу. Что же мы видим здесь?
Д: Следы животных.
В: Чьи следы мы видим на картинках?
Д: Заячьи, волчьи, лисьи.
В: Молодцы, ребята все следы отгадали, эти животные предлагают, нам отдохнуть и сделать физминутку.
Вот студеною зимой Ветер дует ледяной. (машут руками)
И вздымает ветер тучу Он суровый и могучий. (дети кружат руками)
Зайцы прячутся в кустах. Даже хитрая лиса. Притаилась и сидит, (садятся в глубокий присед, потом встают)
Ну а снег летит – летит (машут руками)
Но утихла злая вьюга Белой стала вся округа. (потягиваемся – руки в стороны)
Солнце светит в небесах (руки вверх)
Скачет по полю лиса (прыжки)
В: Давайте посмотрим следующую страницу. Кто же нас встречает на этой странице? Д: Птицы. В: Назовите пожалуйста птиц, которых вы видите на картинке.
Д: Клест, дятел, снегирь, синица, воробей.
В: Ребята, а какие это птицы?
Д: Зимующие.
В: Правильно, это зимующие птицы.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай птицу» .Вы внимательно послушайте, что поведала мне книга тайн волшебницы зимы о некоторых зимующих птицах, попробуйте отгадать птиц по описанию. Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимой. А в лютую, январскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Единственный корм этих птиц еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Самка не меняя положения, высиживает яйца, а самец ее кормит. Что это за птица?
Д: Клест.
В: Правильно это клест. Слушаем дальше. - В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. Принесенные шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. Эти птицы считаются санитарами леса. Ударом клюва они находят под корой деревьев вредных насекомых и поедают их. Кто же это?
Д: Дятел.
В: Молодцы, ребята! Послушайте о следующей птице. - Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на клене, на ясене. Самки не такие яркие, как самцы. Питаются они семенами плодов рябины, а мякоть выбрасывают.
В: О какой же птице идет речь?
Д: Снегирь
В: Молодцы.
- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный носик, ни минуты не сидит на месте.
В: Какая же это птица?
Д: Синица.
В: Конечно же, синица, а еще у синички даже праздник свой есть. Он так и называется «Синичкин день». Бывает он 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.
В: А о последней птице я загадаю вас загадку.
- Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет крохи собирает.
В: Кто же это?
Д: Воробей.
В: Умницы, вы догадались, о ком идет речь! Живут воробьи в многолюдных селеньях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют там, где родились и жили. Молодцы, ребята, хорошо вы знаете зимующих птиц. А какие еще бывают птицы?
Д: Перелетные.
В: А как вы думаете, почему некоторые птицы улетают в теплые края, а некоторые остаются зимовать здесь?
Д: Становится холодно, недостаточно еды.
В: Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением, он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода. Большинство птиц улетают из – за недостатка еды в зимние месяцы. Птицы в основном питаются насекомыми, которые зимой или умирают, или впадают в спячку. Поэтому птицам становится трудно добывать еду. Некоторые птицы остаются, поскольку они научились добывать себе пищу.
В: Вот ребята, мы с вами дошли до последней страницы книги тайн Волшебницы – зимы. Сколько тайн поведала нам книга.
Итог
В : Что же интересного вы узнали для себя? Что вы расскажете дома родителям о нашей сегодняшней встрече?
Д: Ответы детей
Рефлексия
В : Сейчас я вам предлагаю побыть в роли волшебника-Мороза.
Перед вами,ребята,морозные узоры. Вам нужно будет украсить наше окно.
Если занятие вам понравилось,украсьте окно узором голубого цвета,а если
на занятии вам было грустно, возьмите узор фиолетового цвета и распишите окно.
Посмотрите, какие красивые узоры получились на нашем окне,вы настоящие волшебники!
В : Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и узнали много нового.
Я с гордостью вручаю вам медали знатоков зимушки-зимы!
Наше занятие подошло к концу, попрощайтесь с гостями