Получи документы

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Альбина Хамидуллина
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Зимушка-зима».

Цель: закрепить знания детей о зиме, жизни животных и птиц в зимнее время года, о явлениях природы зимой.

Задачи:

Образовательные :

1. Закрепить признаки зимы;

2. Упражнять в подборе определений к заданному слову;

3. Формировать умения строить связанные высказывания, рассуждения.

Развивающие :

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах

1. Развивать умение детей давать развёрнутые ответы;

2. Учить детей наблюдать и делать выводы из увиденного.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к природе, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

2. Воспитывать умение внимательно слушать взрослого и высказывания других детей.

Предварительная работа:

Изучение лексических тем: «Зима», «Животные и птицы в зимнее время года».

Наблюдение в природе, беседы по данным темам;

Чтение художественной литературы;

Разгадывание загадок о диких животных и птицах;

Словарная работа (гостья зима, русская молодка, матушка-зима, белоснежная лебедка)

Оборудование и материалы:

Доска магнитная;

Магниты;

Фланелеграф;

Ноутбук;

Картинки-ребусы;

Плакат к опыту;

Предметные картинки (животные, птицы, морозные узоры, снежинки, следы животных);

Медали «Знатока Зимушки-зимы».

Алгоритм проведения:

1. Организационный момент, приветствие.

2. Знакомство с темой. Ребус.

3. Стихотворение-загадка: «Тройка»

Образование относительных прилагательных. Зима какая?

4. Стихотворение П. Вяземского «Зимушка-зима»

Словарная работа (гостья-зима, матушка-зима, белоснежная лебёдка, раскрасавица-душа).

5. Рассматривание картин известных художников:

Иван Шишкин «Первый снег»;

Алексей Саврасов «Зима»;

Исаак Левитан «Зимой в лесу»;

Иван Вельц «Иней».

6. Игра: «Доскажи пословицу».

7. Загадки про снег и лёд.

Работа по таблице (выявление свойств снега и льда,

Опыт: «Что быстрее растает снег или лёд?»

8. Физкультминутка.

9. Рассматривание книги «тайн волшебницы-зимы».

-Морозные узоры;

-Снежинки;

-Дикие животные;

-Следы диких животных;

-Птицы.

10. Заключительная часть.

Рефлексия.

11. Подведение итога занятия.

Алгоритм проведения:

1. Организационный момент.

В: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте поздороваемся

с ними.

Д: Здравствуйте.

В: Ой, что-то у нас гости грустные сидят, а давайте мы подарим им хорошее настроение.

Улыбнитесь, теперь возьмите эти улыбки в ладошки и сдуйте свои улыбки на гостей. Видите, у наших гостей стало хорошее настроение. И я вижу,что и у вас хорошее настроение.

2. Знакомство с темой.

В: Ребята, а о чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав ребус.

Внимательно посмотрите на ребус, первые буквы картинок подскажут вам,

какие буквы нужно вписать в квадраты.

З И М А

В: Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием, сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение-загадку.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица-

Белокожа, светлолица,

Как махнула рукавом - все покрыла серебром!

В : О каких скакунах говорится в этой загадке?

Д: О зимних месяцах.

В: Какие это месяцы? Назовите, пожалуйста.

Д: Декабрь, январь, февраль.

В: Как вы думаете, что за царица сидит в санях?

Д: Зима.

В: Давайте вспомним с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима какая?

Д: Снежная, холодная, хрустальная, морозная, лютая, веселая, ветреная и т. д.

В: Молодцы!

Дети мы с вами очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как выпал первый снег. Рассматривали изящные нарядные, снежинки. Снег пушистым, белым ковром покрыл всю землю.

Художники, композиторы, поэты и писатели любуются этим временем года и передают красоту зимы в своих произведениях.

Давайте вспомним стихотворение о зиме, слушая его, обратите внимание на то, как называет поэт зиму в своём произведении.

Ребенок читает стихотворение П. Вяземского «Здравствуй зима!»

-Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

-Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица - душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка-зима!

В: Ребята, как же красиво называет поэт зиму в своём стихотворении?

Д: Гостья зима, русская молодка, матушка-зима, белоснежная лебёдка,

раскрасавица - душа.

В : Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины.

Ребята, давайте и мы полюбуемся красотой зимнего пейзажа. Перед вами картины известных художников.

(рассматривание картин)

Иван Шишкин: «Первый снег», «Зима», «На севере диком»;

Алексей Саврасов: «Зимний пейзаж», «Зима»;

Исаак Левитан: «Зимой в лесу»;

Иван Вельц : «Иней».

В : О зиме есть много загадок, пословиц, поговорок и примет.

И я предлагаю вам поиграть в игру: «Доскажи пословицу»

Я буду называть начало пословицы, а вы её продолжение.

- Береги нос - в большой мороз.

-Зимний денёк - воробьиный скок.

-Зимой всяк рад тулупу до пят.

-Зима не лето, в шубу одета.

-Два друга- мороз да вьюга.

-Январь году начало - зиме середина.

-Мороз не велик - да стоять не велит.

В: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете пословицы о зиме.

В: А теперь послушайте загадку: «Белое одеяло землю укрыло».

Что это?

Д: Снег.

В: Послушайте ещё одну загадку: «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (лёд)

В: Ребята, вы правильно отгадали загадки. И я вам предлагаю узнать, что такое снег и лед? Выявить их свойства. Помогут нам в этом опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я, с вашего разрешения, буду научным сотрудником.

Для изучения свойств снега и льда предлагаю разделиться на две группы.

Первая группа будет исследовать снег.

Вторая группа – лёд.

Опыт «Что быстрее растает?»

Оборудование и материалы : прозрачные стаканы с водой, снег, лёд, салфетки.

В: Давайте определим время: 3 минуты (выставляю песочные часы.) Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее : снег или лёд?

Первая группа, ваша задача – опустить в воду снег. Вторая группа опускает в воду лёд. Нужно проверить, потонет он или нет и объяснить почему?

Объяснения старших лаборантов после наблюдения.

Вывод:

Первая группа-снег сразу растаял.

Вторая группа – лёд сразу не тает, ему нужно определенное время, чтобы растаять.

Проверка времени, затраченного на первый опыт.

- Что быстрее растаяло? Снег или лёд? Во что превратился снег?

Так вот, уважаемые коллеги, исходя из проделанного опыта можно сделать вывод, что снег и лёд –это что (вода). Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

В:Теперь, юные исследователи, предлагаю вам определить с помощью таблицы свойства снега и льда.

В: Зима – это сказочно волшебное время года. У каждого время года есть свои тайные секреты. И у зимы тоже есть свои секреты, и сегодня мы с вами постараемся открыть некоторые из них. А поможет нам в этом книга тайн волшебницы – зимы.

В: Посмотрите ребята, какая она необычная. Давайте откроем первую страницу, что же мы видим здесь?

Д: Морозные узоры!

В: Правильно, есть здесь и веточки елочные, цветы ледяные, завитушки и крючочки студеные.

В: Ребята, а как вы думаете, разве они могут иметь какие – то тайны?

Д: Ответы детей.

В: А знаете ли вы, как образуется морозные узоры?

Д: ответы детей.

В: На самом деле от холодного морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в ледышки иголочки. За ночь их образуется много - много, они как бы наращиваются друг на друга. В итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдаем.

В: А теперь перевернем следующую страничку и посмотрим что же там? А здесь ребята стихотворение – загадка. Послушайте внимательно.

С неба звезды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется черная земля. Много – много звездочек тонких, как стекло; Звездочки холодные, а земле тепло.

В: Что же это? Д: Снежинки.

В: Да, снежинки, интересно какую, же тайну хранят в себе снежинки? Ребята, как вы думаете, снежинки имеют, одинаковую форму или нет? Д: Ответы детей.

В: Оказывается, если внимательно посмотреть на снежинки они разной формы и одинаковых снежинок не существует. Водяной пар поднимается высоко над землей. Вверху очень холодно, из пара образуется льдинки- кристаллики, но это еще не снежинки. Падая вниз, кристаллики быстро увеличиваются. Это происходит потому, что в воздухе много водяного пара, который оседает на их поверхность и замерзает. Так льдинка – кристаллик становятся красивой, нежной снежинкой. Существует тысяча видов снежинок, основная их форма шестилучевые пластинки. В: Ребята, посмотрите какие разные снежинки. Посчитайте сколько лучиков у снежинок.

Д: Шесть

В: Оказывается у снежинок бывает не только шесть лучиков, но и три, и два, но это бывает очень редко.

В: Давайте откроем третью страницу и посмотрим какие еще секреты таит в себе книга? Кого же мы видим здесь?

Д: Животных.

В: Интересно, какие же тайны хранятся в животном мире? Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят, в жизни животных зимой? Наши дети подготовили небольшие сообщения о жизни животных зимой.

1 ребёнок Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. Это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Мышь в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и питается ими зимой.

2 ребёнок Белочка – очень хорошая хозяйка, запасливая, не даром ее в народе называют хлопотуньей. Она питается засушливыми грибами, плодами деревьев и кустарников. Белка иногда так спрячет свои запасы, что не может их найти, тогда приходится ей питаться семенами шишек ели и сосны.

3 ребёнок Берлоги медведей, норы барсуков и ежей занесены снегом, который сохраняет в них тепло. А еще зверей спасают пушистый мех и теплая шерсть. Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший достаточно жира и залегший в зимнюю спячку иногда просыпается, что бы поесть что - нибудь из запасов.

4 ребёнок Зайцы не делают никаких запасов. Они питаются корой деревьев и мелкими ветками. Большие чуткие уши и белая шубка помогают ему спасаться от врагов, таких как сова, волк, лиса.

5 ребенок. Лиса окраску не меняет. Лисица – проворный и осторожный зверь. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лиса находит в день до 20 мышей. Также лиса питается мелкими зверюшками птицами.

6 ребё нок Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей. У них длинные сильные ноги и они долго могут бежать за добычей, недаром говорят, что волка ноги, кормят.

7 ребенок. Медведь впадает в зимнюю спячку. Он не просыпается, ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко.

8 ребенок. Лось питается ветками деревьев. От врагов защищается сильными копытами и рогами.

В: Молодцы, ребята как много вы знаете о животных в зимнее время года. Так вот ребята, почему же некоторые животные впадают в спячку, а некоторые нет? Оказывается, спячка нужна животным в качестве сезонного приспособления к неблагоприятным условиям окружающей среды. Зимой нет не только растительности, но и мелких грызунов, лягушек, червей, моллюсков и прочей мелкой живности, а также насекомых, то становится, нечего есть животным, которые ими питались – это медведи, ежи, летучие мыши, барсуки, еноты и другие животные. Поэтому одни звери впадают в спячку, а другие переходят на другой корм.

В : А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Спит – не спит». И определить,какие животные зимой спят, а какие нет. Я буду показывать картинку с изображением животного,если это животное впадает в спячку, то вы сидите на стульчиках,если нет,то встаёте с места и изображаете его.

В: молодцы, ребята все вы отлично справились с заданием.

В : Настала пора открыть нам следующую страницу. Что же мы видим здесь?

Д: Следы животных.

В: Чьи следы мы видим на картинках?

Д: Заячьи, волчьи, лисьи.

В: Молодцы, ребята все следы отгадали, эти животные предлагают, нам отдохнуть и сделать физминутку.

Вот студеною зимой Ветер дует ледяной. (машут руками)

И вздымает ветер тучу Он суровый и могучий. (дети кружат руками)

Зайцы прячутся в кустах. Даже хитрая лиса. Притаилась и сидит, (садятся в глубокий присед, потом встают)

Ну а снег летит – летит (машут руками)

Но утихла злая вьюга Белой стала вся округа. (потягиваемся – руки в стороны)

Солнце светит в небесах (руки вверх)

Скачет по полю лиса (прыжки)

В: Давайте посмотрим следующую страницу. Кто же нас встречает на этой странице? Д: Птицы. В: Назовите пожалуйста птиц, которых вы видите на картинке.

Д: Клест, дятел, снегирь, синица, воробей.

В: Ребята, а какие это птицы?

Д: Зимующие.

В: Правильно, это зимующие птицы.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай птицу» .Вы внимательно послушайте, что поведала мне книга тайн волшебницы зимы о некоторых зимующих птицах, попробуйте отгадать птиц по описанию. Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимой. А в лютую, январскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Единственный корм этих птиц еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Самка не меняя положения, высиживает яйца, а самец ее кормит. Что это за птица?

Д: Клест.

В: Правильно это клест. Слушаем дальше. - В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. Принесенные шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. Эти птицы считаются санитарами леса. Ударом клюва они находят под корой деревьев вредных насекомых и поедают их. Кто же это?

Д: Дятел.

В: Молодцы, ребята! Послушайте о следующей птице. - Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на клене, на ясене. Самки не такие яркие, как самцы. Питаются они семенами плодов рябины, а мякоть выбрасывают.

В: О какой же птице идет речь?

Д: Снегирь

В: Молодцы.

- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный носик, ни минуты не сидит на месте.

В: Какая же это птица?

Д: Синица.

В: Конечно же, синица, а еще у синички даже праздник свой есть. Он так и называется «Синичкин день». Бывает он 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.

В: А о последней птице я загадаю вас загадку.

- Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет крохи собирает.

В: Кто же это?

Д: Воробей.

В: Умницы, вы догадались, о ком идет речь! Живут воробьи в многолюдных селеньях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют там, где родились и жили. Молодцы, ребята, хорошо вы знаете зимующих птиц. А какие еще бывают птицы?

Д: Перелетные.

В: А как вы думаете, почему некоторые птицы улетают в теплые края, а некоторые остаются зимовать здесь?

Д: Становится холодно, недостаточно еды.

В: Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением, он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода. Большинство птиц улетают из – за недостатка еды в зимние месяцы. Птицы в основном питаются насекомыми, которые зимой или умирают, или впадают в спячку. Поэтому птицам становится трудно добывать еду. Некоторые птицы остаются, поскольку они научились добывать себе пищу.

В: Вот ребята, мы с вами дошли до последней страницы книги тайн Волшебницы – зимы. Сколько тайн поведала нам книга.

Итог

В : Что же интересного вы узнали для себя? Что вы расскажете дома родителям о нашей сегодняшней встрече?

Д: Ответы детей

Рефлексия

В : Сейчас я вам предлагаю побыть в роли волшебника-Мороза.

Перед вами,ребята,морозные узоры. Вам нужно будет украсить наше окно.

Если занятие вам понравилось,украсьте окно узором голубого цвета,а если

на занятии вам было грустно, возьмите узор фиолетового цвета и распишите окно.

Посмотрите, какие красивые узоры получились на нашем окне,вы настоящие волшебники!

В : Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и узнали много нового.

Я с гордостью вручаю вам медали знатоков зимушки-зимы!

Наше занятие подошло к концу, попрощайтесь с гостями

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Канашевский детский сад №9 «Золотой ключик» Конспект интегрированного занятия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 10 комбинированного вида" Конспект непосредственно образовательной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Зимушка — зима» в старшей группе Программное содержание: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - развитие общения и воспитание дружеских взаимоотношений.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе «Зимушка-зима» Образовательная деятельность: Речевое развитие. Интеграция: Художественное - эстетическое развитие, физическая культура, социально-коммуникативное.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Домашние животные» Конспект организованной образовательной деятельности развитию речи в подготовительной группе «Домашние животные» Цели: - соотносить картинку.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Животные жарких стран» .

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима» Конспект по развитию речи в подготовительной группе Образовательная область «Коммуникация» Тема «Здравствуй, Зимушка - Зима» Программные.

План-конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Зима и зимние забавы» Образовательные цели: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий,.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Березка» р. п. Екатериновка Саратовской обл. Занятие.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Конспект открытого занятия образовательной области «Познавательное развитие» (развитие речи) в подготовительной группе №2 Тема «Зимушка-зима».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 19:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Хамидуллина (УИ 1463588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД