Виктория Самойлова
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Экскурсия на выставку дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства России – дымковской глиняной игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки. Дать понятие об этапах производства дымковской игрушки. Воспитывать интерес к народному искусству.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы „Экскурсия на выставку дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Материалы и оборудование: дымковские игрушки, заготовки дымковских коней для показа этапов производства игрушки, игрушечная печь, гуашь, ткань, салфетки, кисти, емкость с белой краской для грунтовки, стаканчик с водой, «билеты».
Ход.
В группу входит Незнайка :
- здравствуйте, мои друзья!
Узнаёте? Это я!
Я самый весёлый на свете.
За это нравлюсь всем детям.
Воспитатель: - Здравствуй, Незнайка!. Почему же ты такой весёлый?
Незнайка: - Мне мой друг Карандаш подарил какие-то билеты. А что с ними делать, я не знаю.
Воспитатель: - Покажи свои билеты, может быть на них написано, куда тебя приглашают. (Читает.) это билеты на выставку. Я думаю, Карандаш не просто так дал тебе эти билеты. Наверное, он хочет, чтобы ты узнал что-то новое.
Незнайка: - Ой, как здорово! А, может быть, и вы со мной пойдёте? У меня билетов на всех хватит. (Дети соглашаются.)
Воспитатель: - Ребята, а вы были когда-нибудь на выставке? (Нет.)На выставке можно увидеть вещи редкие, ценные, поэтому трогать их руками нельзя.
Незнайка раздаёт билеты. Дети идут в зал. При входе сидит «контролёр», проверяет билеты. В зале на столе стоят дымковские игрушки.
Экскурсовод : - здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Итак, сегодня на выставке представлены игрушки. Посмотрите на них. Какие они яркие, нарядные. Может быть, кто-нибудь знает, как они называются? Это дымковские игрушки, их делают на севере России, в селе Дымково.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
- Эти игрушки сделаны из глины. Люди начали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Русские люди верили, что фигурки коней и барынь охраняют от разных неприятностей и приносят в дом счастье и богатство.
Потом мастера стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Всю зиму, длинную и холодную, мастера лепили игрушки, украшали их яркими, сочными красками. А весной, когда становилось тепло, устраивали ярмарку и там продавали свои игрушки. Все люди, пришедшие на ярмарку, хотели купить дымковскую игрушку, чтобы вместе с ней в дом пришли радость, счастье и благополучие. А ещё на ярмарках устраивали гулянья с плясками, играми, хороводами. Все желающие могли прокатиться на расписных каруселях.
Незнайка: - вот здорово! Как бы и мне хотелось прокатиться на карусели.
Экскурсовод : - Потерпи немного, Незнайка, тебе ещё представится такая возможность. Ребята, посмотрите, какие разные игрушки сделали дымковские мастера. Кого вы здесь видите? (Индюка.) Кто знает стихотворение про индюка? Расскажи, Кира (и т. д.).
Стихи: 1. Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок.
Сундучок непростой:
Красный, белый, золотой.
2. Утка Марфутка бережком идёт,
Уточек Марфуточек купаться ведёт.
3. Посмотри, как хороша эта девица – душа:
Щёчки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска так красива!
4. В кокошнике няня,
На руках Маня.
Маня, не забудь няню,
Когда подрастёшь.
- Но это не все игрушки. Их очень-очень много. Некоторые из них вы можете увидеть на этих фотографиях. Вот эта игрушка называется «петух». У него на ногах оборки. А гребешок и крылья украшены золотом.
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами,
Очень рано встаёт,
Голосисто поёт.
А это дымковский всадник.
Конь домчит до карусели.
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал,
Засвистал и поскакал.
Вот барашек. Посмотрите, как у него изогнуты рога.
Барашек-свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
- Ребята, вы узнаёте, кто это? (Нянька.) у неё не один ребёнок, а вон сколько. И за всеми она успевает следить, все детки хорошенькие да пригоженькие. А здесь изображена карусель. Вот она какая: яркая, на карусели катаются барышни да молодцы лихие.
Вот какие разные игрушки. Ребята, а вы заметили, какими узорами украшены дымковские игрушки? (Кольца, круги, полоски, точки и т. д.) А какие цвета любят дымковские мастера? (Красный, оранжевый, синий и т. д.) как много ярких красок. Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день. Ребята, посмотрите, по-моему Незнайка загрустил. Что с тобой, Незнайка?
Незнайка: - Да вот я жду – не дождусь, когда же мы будем кататься на карусели.
Экскурсовод : - Ребята, а вы хотите покататься на карусели? Тогда давайте поиграем в игру «Карусель».
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Экскурсовод : - Вот и прокатились на карусели. А теперь продолжаем нашу экскурсию. Как вы думаете, злые или добрые мастера делают такие яркие, весёлые игрушки? Почему?
Незнайка: - Какие красивые игрушки! Вот бы мне хоть одним глазком увидеть, как эти игрушки делают мастера.
Экскурсовод : - Нет ничего проще! Я приглашаю тебя и ребят в гости к дымковской мастерице, посмотреть на её работу. Пойдём? (Да.) (Открывается занавес, за столом сидит мастерица.) Здравствуйте! Разрешите нам посмотреть, как Вы работаете.
Мастерица: - Проходите, гости дорогие, присаживайтесь. Я как раз леплю дымковскую лошадку. (Дети рассаживаются.)
Я слеплю лошадушку,
Я её поглажу.
Хвостик, гриву, ушки
К голове прилажу. (Приглаживает.)
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем. (Ставит в печь коня)
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
(Достаёт другого, высушенного коня.)
- После обжига игрушки становятся твёрдыми и прочными. Затем опускаем игрушку в белую краску. В результате фигурка покрывается ровным белым слоем, на который хорошо ложатся краски. (Отставляет, берёт белёную фигурку.) А теперь я буду лошадку расписывать. Сначала я закрашу ей копытца, мордочку, ушки, хвостик чёрной краской. Потом нарисую глазки. И буду рисовать узор из кругов. Нарисую их синей краской. А между кругами поставлю красные точки. Вот и получился конь.
Незнайка: - Что за конь!
Только тронь –
С всадником вместе
Проскачет вёрст двести.
Экскурсовод : - Спасибо Вам большое за то, что показали нам, как изготавливаются игрушки.
Волшебницам дымковской стороны
Большое спасибо сказать мы должны
За то, что их руки не устают
И много игрушек для всех создают.
(Дети говорят «спасибо».)
Мастерица: - Пожалуйста! А вам, ребята, я хочу подарить этого коня. Он будет вас защищать от всех неприятностей и принесёт вам счастье. И тебе, Незнайка, я тоже хочу подарить дымковскую игрушку, чтобы она тебя радовала. До свиданья! (Занавес закрывается.)
Незнайка: - Сколько же я сегодня узнал! Вы меня многому научили.
Экскурсовод : - Ребята, а вы запомнили, как называются эти игрушки? (Дымковские.) А из чего их делают? Какими узорами расписывают? Какие краски используют? Молодцы, ребята, и ты, Незнайка, молодец.
Незнайка: - Спасибо вам. А теперь я пойду к своим друзьям, покажу им свою игрушку, и расскажу всё, что узнал. До свиданья!
Дети: - До свиданья!
Экскурсовод : - И на этом наша экскурсия завершается.
Воспитатель: - И нам пора возвращаться в группу.