Ольга Мотаева
Конспект Основной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Животные наших лесов. Дифференциация звуков [Р-Л]»
Цель: формирование у детей умение дифференцировать звуки [Р-Л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Коррекционно-образовательные :
1. Формировать навык правильного произношения, артикуляции звуков [р,л] в словах, предложениях, чистоговорках, умение дифференцировать и давать сравнительную характеристику звукам, различным по артикуляционным признакам.
2. Уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Животные наших лесов».
Публикация «Конспект Основной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ФФНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
3. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
4. Закреплять умение выполнять звуковой – слоговой анализ слов.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать артикуляционную, мелкую моторику и общую координацию движений.
2. Развивать фонематическое и зрительное восприятие.
3. Развитие навыков звукового анализа слова (определение места звука в слове).
4. Развивать процессы восприятия, внимания, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, доброжелательность, способность к сотрудничеству и отзывчивость.
2. Воспитывать бережное отношение к животным и природе.
Методы и приемы: ИКТ, музыкальное сопровождение, использование схем звуков и слогов, демонстрация, упражнения, игры «Узнай по тени», «Поезд», «Чей голос?», «Чей хвост, чья голова?», «Найди домик».
Словарь: волк, рысь, заяц, лиса, медведь, еж, лось, олень, барсук, енот, белка, беличий, заячий, лисий, лисья, волчье, беличьи, заячьи, ежиная.
Словарная работа: берлога, логово, лосиный перелесок, дупло.
Предварительная работа: разучивание чистоговорок со звуками [Р-Л]. Проведение физминуток, пальчиковой гимнастики, знакомство с интерактивными играми, схемами слов, предложений. Беседы, рассматривание картин о диких животных. Образование множественного числа существительных (игра «Один - много», притяжательных прилагательных (игра «Чья тень). Прослушивание музыкальной пьесы из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года».
Оборудование: Ноутбук, экран, проектор, презентация «Животные наших лесов», «Интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет» издательства «Учитель» г. Волгоград, «Веселые Гонзики» - смешные «глазки», которые одеваются на пальцы. Издательство «Музыкальная палитра» г. Санкт-Петербург, предметные картинки «Дикие животные», «Звуковой домик», звуковые символы гласных и согласных, схемы слогов и предложений, прописи с буквами Р и Л, музыкальная композиция из кинофильма «Три орешка для Золушки», шум ветра, медали, карандаши, картинки с изображением различных частей тела животных, фон леса, поезд.
Ход ООД
Учитель – логопед : Здравствуйте! Я очень рада видеть всех Вас сегодня.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро».
«Доброе утро» – людям и птицам,
«Доброе утро» – застенчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть «Доброе утро» длится до вечера.
- Ребята, сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и мне хочется пригласить вас на прогулку!
- Становитесь в кружок!
- Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.
Психогимнастика.
Настроение упало?
Дело валится из рук.
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем!
Настроение поднимем,
И от пыли отряхнем. Разводят руки в стороны.
Бросают руки вниз.
Грозят указательным пальцем.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.
- Ребята, улыбнитесь друг другу!
- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.
В зимний лес на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
Много, много интересного,
Мы всегда в лесу найдем.
Динамическое упражнение “Мы идём”.
Раз-два-три!
Приготовились, пошли. Спокойная ходьба «змейкой» за руки.
Извивается тропинка,
Мы идем, расправив спинку. Ходьба на носках врассыпную
Вот мы кочки увидали,
Через них шагать мы стали. Мягкие шаги с выпадом)
Перейдем мы ручеек –
Очень узенький мосток. Ходьба на носках, руки вверх
Мы поляну увидали
Осторожно зашагали. Крадучись.
На полянке постоим,
Кто живет здесь - поглядим.
Вот мы и попали в лес, вместе со мной произнесите волшебные слова: «Здравствуй, здравствуй, чудо-лес, полный сказок и чудес!»Звучит музыка. Дети открывают глаза. Появляется «Зимний лес» (слайд №1)
В лесу живёт ветер. Послушайте про него стихотворение и определите, какие два звука здесь встречаются чаще всего?
Ветер ([р], [л])
Кажется, это случилось вчера:
С вечера дождик прошёл до утра.
Ветер промок, рассердился, задул,
Тучи прогнал и спокойно заснул.
Дети: Звуки [р,л].
Учитель – логопед: Правильно ребята, дайте характеристику этим звукам.
Учитель – логопед: Как произносится звук [л]?
Дети: Губы в улыбке, язычок упирается за верхние зубки. Звук л –согласный, твердый, звонкий.
Учитель – логопед:Вспомните, как мы произносим звук [р], какой он по характеристике?
Дети: Язычок поднят за верхними зубами и дрожит. Звук[р]- согласный, звонкий, твердый.
Учитель – логопед: Молодцы ребята, сегодня мы будем учиться находить звуки [р,л] в словах и стараться правильно их находить и произносить.
Учитель – логопед: Предлагает присесть на стулья.
Учитель – логопед:Ой, а кто это плачет, посмотрите ребята зайка, мне кажется, что у него что-то случилось.
Учитель – логопед: Предлагает посмотреть на экран. (слайд №2)
На экране появляется зайка:
«Здравствуйте ребята, у нас в лесу беда.
Потерялись лесные звери неизвестно куда.
Что же делать, как же быть?
Как помочь моим друзьям вернуться?
Учитель – логопед: Бедный зайка оказался на необитаемом острове совсем один,ребята, чтобы помочь зайке и егодрузьям вернуться домой, необходимо выполнить интересные задания. Вы готовы ему помочь?
Дети: Готовы!
Учитель – логопед: Ребята, как называют животных, которые живут в наших лесах.
Дети: Эти животные называются дикими.
Игра «Узнай по тени»
Учитель – логопед: Назови животного, тень которого вы увидите.
Дети: Это тень кабана, медведя, белки и т. д.
Учитель – логопед: Выставляет предметные картинки - ответы на панно.
Учитель – логопед: Мы нашли диких животных, а теперь необходимо назвать в каких словах живут звуки [р и л] и определить, где они находятся.
Игра «Поезд»
Учитель – логопед: Назовите животных, в названии которых находятся звуки [р], [л] и определите в каком окошке вагончика мы расселим «звуковички», обозначающие эти звуки?
Дети: Это белка. В слове звук [л] находится в середине. «Звуковичок», обозначающий твердый звук [л] расселим во второе окошко.
Дети: По- очереди называют слова (лось, тигр, волк, белка, бобер, рысь) и определяют местоположения звука в словах.
Игра «Чей голос?»
Учитель – логопед: Послушайте голоса животных и определите, кому они принадлежат (слайд № 3) Дети слушают голоса животных и определяют, кому они принадлежат.
Дети: Это рев медведя, лося, вой волка, хрюканье кабана).
«Самомассаж «Белочка»
Утром белочка проснулась, Движения выполняются соответственно
Лапкой вправо потянулась, тексту.
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала, Все массажирующие движения выполняются
Растирать все лапки стала – от периферии к центру: от кисти к плечу, от
Ручки, ножки и бока. ступни к бедру и т. д.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, белочка-краса! Красуясь, выполнять полуобороты корпуса
До чего же хороша! вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.
Учитель – логопед: Вместе с «Веселыми Гонзиками» закрепим звуки [р,л] в чистоговорках:
Ру-ру -ру – лиса роет нору Дети загибают пальцы на обеих руках:
Лы-лы-лы – ежик у норы по одному пальцу на каждое двустишие.
Олк-олк-олк – волк зубами щелк
Лу-лу-лу – я барсук, в норе живу
Ры—ры-ры- на реке живут бобры
Игра «Чей хвост, чья голова? ”
Учитель – логопед: Поиграем в игру “Чей хвост, чья голова и тело? ”. Ой! Ребята! Что же мне делать. Картинки рассыпались,а части тела разных животных и птиц находятся у Вас. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. На каждом столе находится картинка животного, которому необходимо найти части тела и собрать их на картинке и назвать. (Картинки с изображением хвостов, ушей, лап и тела животных находятся на столах детей).
Вика, чей хвост у тебя?
Дети: Лисий хвост, беличий хвост.
Учитель – логопед: Витя, чьё это ухо?
Дети:Медвежье ухо, заячье ухо.
Дети прикрепляют хвосты и головы по назначению, и объясняют почему они так сделали.
Игра «Найди домик ”
Учитель – логопед:У каждого есть свой дом, всем тепло, уютно в нем. Помогите диким животным вернуться в свои дома, разместите животных в местах их обитания.
На магнитной доске расположен фон леса и жилища животных, в другой части доски расположены фигурки животных, дети по - очереди расселяют животных.
Дети:Лиса в живет в норе, нора - лисья. Волк живет в логове, логово - волчье.
Упражнение на развитие звукового анализа слов.
Учитель – логопед: Ребята, составим звуковую схему слова белка, расселите звуковые символы этого слова на втором этаже в «Звуковом домике», а слоговую схему на первом этаже.
Дети: (Выкладывают звуковую схему слова и называют каждый звук, затем слоговую схему) Белка - …. - -
Дети: В этом слове пять звуков: звук (б)-мягкий согласный и обозначается зеленым кружочком (е) гласный, обозначается красным кружочком, звук (л)-твердый согласный, обозначается синим кружочком (к)- твердый согласный, обозначается синим кружочком, звук (а) гласный, обозначается красным кружочком. В этом слове два слога.
Учитель – логопед: Как вы определили, что в этом слове два слога?
Дети: В этом слове два гласных звука, поэтому сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
Учитель – логопед: Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием!
Игра «Путаница» Составление схемы предложения.
Учитель – логопед: Послушайте предложения, все ли в них верно? Исправьте и произнесите их правильно.
Орехи собирают белку. (Белка собирает орехи)
У рога огромные лось. (У лося огромные рога)
Трава щиплет лама. (Лама щиплет траву)
Нора роет барсук. (Барсук роет нору)
Дети: Проговаривают предложения в правильной форме.
Учитель – логопед: Давайте составим схему последнего предложения:
Барсук роет нору.
— — — .
Учитель – логопед:Молодцы, все справились с заданием. Ребята, как на письме обозначаются (р) и (л). Выполним зарядку:
Буквой Л расставим ноги, Кто покажет нам пример
Словно в пляске – руки в боки. Примененье буквы Р?
Наклонившись влево, вправо Я напомню: с давних пор
Получается на славу! Р похожа на топор.
Топоры мы в руки взяли,
Лесорубами мы стали.
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова!
Следуя содержанию стихотворения, дети проговаривают и выполняют наклоны в стороны, а затем имитируют рубку дров.
Учитель – логопед:Предлагает детям сесть за столы и выполнить задание по прописям.
1. Напечатать буквы Р,Л.
2. Дорисовать элементы букв Р,Л.
3. Обвести дорожки и определить к кому она ведет.
На экране появляется зайка:
«Спасибо большое ребята! Вы помогли найти моих друзей! А самое главное, научились находить, правильно произносить звуки [Р-Л], составлять настоящие звуковые схемы слов и предложения. За это я хочу подарить медали, которые вы заслужили! А мне пора возвращаться домой, в лес. До свидания ребята, до новых встреч!»
Детям вручаю медали: «Я подружился со звуком (Р)», «Я подружился со звуком (Л)».
Учитель – логопед: Что Вам запомнилось? Что нового сегодня узнали? А какие задания для вас были интересными? Какое задание показалось Вам трудным? Какие звуки мы учились сегодня различать? Я хотела бы отметить ребят, которые активно работали и правильно выполняли задания.
Учитель – логопед: Молодцы, ребята! Помогли зайке найти своих друзей, умеете находить и правильно называть жилища зверей, их части тела, узнавать их голоса.