МААМ-картинки

Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Семейные обычаи Адыгеи»

Наталья Доленко
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Семейные обычаи Адыгеи»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого комплексного занятия

по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе

(6-7 лет)

Тема: Семейные обычаи Адыгеи

МБДОУ Детский сад №16 Солнышко Кемеровская область.

Автор Доленко Наталья Владимировна

Публикация «Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе „Семейные обычаи Адыгеи“» размещена в разделах

Интеграционные образовательные области: Познание (формирование целостной картины мира, Коммуникация, Социализация, Физическая культура.

Цель:

- Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях;

- закреплять знания старинных адыгейских имен

- Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук;

- определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах.

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Подготовительная работа :

- беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы адыгейской старины»;

- индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»; выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»;

- чтение адыгейских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание адыгейских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми адыгейских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с адыгейскими народной музыкой; письмо; массажные коврики; адыгейская одежда; заготовки из соленого теста «Оберег»; кисточки, палитры с гуашью – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; влажные салфетки.

НОД:

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель :

- Дети, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель :

- Ребята, я сегодня, когда пришла на работу, нашла под дверью письмо. Хотите знать, что в нем? (ответы детей)

Открывают конверт и читают: Уважаемые ребята! Мы очень рады, что наше письмо дошло до вас. Мы, ваши предки приглашаем вас в удивительное путешествие по прошлому! Ждем вас в гости! До встречи и удачи!

Итак, ребята, готовы отправиться в путешествие? (ответы детей)

А вот на чем мы с вами отправимся в путешествие, попробуйте догадаться.

Воспитатель загадывает загадку :

Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами.

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне.

( Ответ: ковёр)

Воспитатель : Молодцы! Правильно отгадали загадку. Ребята, садитесь все на ковер. - Я мы отправляемся в путешествие в прошлое к нашим предкам (летят). Ребята, посмотрите, там впереди, что то интересное. Приземляемся, держитесь, что бы не упасть.

Воспитатель : Вот и первая наша остановка. Вставай те на ноги. Посмотрите, что сдесь лежит? (ответы детей). Правильно, камень. Ребята, посмотрите, а камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? (ответы детей). Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети:

- Направо.

Воспитатель :

- А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель :

- Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику.

Мы шагаем по лесочку

По зеленому ковру,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель :

- Вот мы и пришли. Ребята, куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы? (ответы детей)

Воспитатель :

- А почему вы решили, что это изба? Ответы детей)

Воспитатель : показывает медную миску

-Ребята, что это? (ответы детей)

Воспитатель :

- Для чего нужна медная миска? (ответы)

Воспитатель : показывает бешмет.

- Ребята, а это что? (ответы детей)

Воспитатель :

- А для чего нужен бешмет? (ответы детей)

- А кто носит бешмет? (ответы детей)

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель :

- Ребята, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель :

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель :

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете адыгейские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Ибрагим.

Воспитатель :

-Ребята, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Ибрагимушка. А когда он вырастет, то его уже будут называть Ибрагимом. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? (ответы детей)

Воспитатель :

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Ибрагимом и назвали ему свои имена.

А вы знаете, что обозначает имя Ибрагим?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель :

- Имя Ибрагим является арабской формой библейского имени Авраам и означает “отец народов”. Оно распространено среди народов, исторически проповедующих ислам. А вы, знаете толкование ваших имен? (ответы детей)

Воспитатель : - Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей? (ответы детей)

Воспитатель :

- А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как и у вас. Рассказы детей об известных им людям.

Воспитатель :

- Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали. Дети, ну уж если вы тезки таким известным людям, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными. Дети, посмотрите, здесь для Ибрагимушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно (ответы детей).

Воспитатель :

- Давайте и мы оденем Ибрагимушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель : Ребята, Посмотрите, наш малыш Ибрагим захотел спать. Что нужно сделать? (ответы детей).

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.

Воспитатель :

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель :

- Дети, а давайте и мы споем колыбельную дляИбрагима. Споем? (ответы детей)

Дети поют совместно с воспитателем :

– Баю- бай, баю-бай,

Спи, малышка, засыпай!

Скоро вырастешь большой

Лучезарною Звездой.

Воспитатель :

- Вот и уснул наш Ибрагим. Дети, а вам понравилась колыбельная? (ответы детей).

Воспитатель :

- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Мой день рождения – весной, в апреле. А ваш?

Дети перечисляют дни рождения.

Воспитатель :

- Молодцы, знаете когда у вас дни рождения. И у нашего Ибрагима сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель :

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель :

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Ибрагиму подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну тогда садитесь за столы.

Смотрим на наш оберег - дуаха. (показывает образец).

Воспитатель :

- Из чего мы с вами его лепили?

Дети:

- Из соленого теста.

- А какими узорами мы расписывали?

Дети:

- Точками, волнистыми линиями, листочками.

Воспитатель :

- Дети, а как мы располагали листики? (ответы детей)

Воспитатель :

- Дети, но мы с вами сейчас находимся в адыгейской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали раньше в Адыгеи? (ответы детей)

Воспитатель :

- Молодцы! Правильно ответили.

Воспитатель :

- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную адыгейскую игру? Давайте мы поиграем в игру.

Снимать сыр

Цель игры: укрепление мышц рук и ног, ловкости.

На игровой площадке вкапывается гладко обструганный длинный шест, на конце которого прибивают небольшую корзинку, в которую кладут разные игрушки, сладости. Принимающий участие в игре подходит к шесту и, обхватив его руками и ногами, залазит наверх и берет все, что может взять в одну руку. Затем спускается.

Правила игры:

• нельзя сбрасывать лежащие в корзине предметы;

• предметы, выпавшие из рук игрока при спуске, могут принадлежать любому из стоящих внизу;

• чтобы руки не скользили, их можно натереть песком или золой.

Пешие всадники

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, укрепление мышц туловища, нижних конечностей, координации движений.

Играющие выбирают себе пары, а внутри каждой пары определяют, кто будет «всадником», а кто «лошадью». «Всадник» садится на спину «лошади» и плотно захватывает его туловище ногами. Нижний партнер также помогает «всаднику» руками удержаться в «седле». Затем «лошади» сходятся, а «всадники» стараются сбросить своего противника с «коня».

Правила игры:

• побеждает та пара, которая удержалась на ногах и не упала;

• пара выбывает из игры в том случае, если кто-либо из партнеров упадет на землю;

«лошадь» в непосредственную борьбу не вступает.

Варианты игры:

• можно играть командами. Членам одной команды, не выбывшим из игры, разрешается помогать друг другу;

• возможно увеличение физической нагрузки за счет того, что «всадники» будут сидеть не на спине, а на плечах.

Воспитатель :

- Ребята, вам понравились игры? А теперь давайте подарим Ибрагму наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай, и уважай отца и мать.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть будет честным и смелым.

- Соблюдает обычаи.

Воспитатель :

- Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.

- Дети, а вам понравился день рождение Ибрагима?

Ответы детей.

Ребята, а теперь садимся на ковер – самолет, и отправляемся обратно в детский сад. В детском саду, в группе нас ждет торт от родителей Ибрагима.

Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

Оформление детского сада. Патриотический уголокОформление детского сада. Патриотический уголок Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Семейные обычаи Адыгеи»
Опубликовано: 3 мая 2014 в 21:30
+85Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Семейные обычаи Адыгеи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Доленко (УИ 203095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 87.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД