оксана топчий
Конспект открытого занятия на тему: патриотическое воспитание старших дошкольников на примере семейных традиций.
▼ Скачать + Заказать документы
АДАЧИ:
- воспитать интерес и любовь к родному краю, познакомить учащихся с творчеством кубанских поэтов;
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье. Расширить представления о семье, ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним; развивать чувство гордости за свою семью;
- формировать толлерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Публикация «Конспект открытого занятия на тему: патриотическое воспитание старших дошкольников на примере семейных традиций,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
- познакомить с особенностями кубанского наречия, с языками других народов, проживающих на Кубани.
ТИП ЗАНЯТИЯ :
- комбинированный.
Методы и приё мы:
- беседа, лепка, изготовление народных кукол, рассматривание семейных реликвий, слушание и анализ стихотворений и песен.
Оборудование:
- мультимедиа, магнитола, музыкальные записи, видео слайды, оборудование для игры «Карусель», посуда в народном стиле, стенд с изображениями «генеологических деревьев» детей, национальные костюмы.
Предварительная работа:
-беседы о семейных традициях в семьях детей; изготовление «генеологического дерева», предварительная работа по изготовлению тряпичной куклы.
Словарная работа: чебаток, тату, крыниця, серденько, гай зеленый, кочет, гутарить, пошукайте, гарна дывчина, рушник, башлык, газыри, прялка.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Дети и взрослые, одетые в национальные костюмы, под музыку «Ихалы казаченьки» входят в зал.
Ведущий: - Дорогие ребята, какая весёлая, заводная музыка привела нас сегодня сюда. Скажите, на какой земле родилась эта жизнерадостная мелодия, какой народ сочинил эту песню?
(ответы детей)
- Правильно. Мы с вами живём на кубанской земле, в казачем крае. Это наша малая Родина. Давным-давно пришли на эту землю казаки, принесли свои традиции, свои песни, свои обычаи. (слайд №1) Многие из нас являются потомками тех казаков, которые первыми ступили на кубанскую землю.
А на каком языке звучала песня?
Реб. – На кубанском. Язык казаков похож на украинский. Мои прадедушка и прабабушка тоже говорили на украинском языке. Моя бабушка помогла мне выучить стихотворение на украинском языке.
Якось кі шка говорила:
- "Щось я, мабуть, захворіла!
Чомусь нікуди не ходжу,
Тільки все лежу й лежу.
І мишей я не ловлю,
Тільки вдома все я сплю.
Як би ж морозиво було -
Воно б мені допомогло!"
Ведущий: - Мы с вами заболтались, а ведь к нам сейчас придут гости. А на Кубани принято гостей встречать обильными угощениями.
- «Ставьте, диты, на стол що в хаты е.
Щоб уси бачили, как мы ласмо емо.»
(ребята накрывают на стол, входят дети-гости)
Ведущий: - Ой, а главное угощение мы забыли сделать! Чем мы собирались потчевать гостей?
Дети: - Варэнычками.
Ведущий: - Правильно. В Москве сказали-бы вареники, а у нас варэнычки. Давайте все вместе их слепим. Вместе и дело спорится быстрее, и веселее.
(звучит песня «Варэнычки»,дети лепят вареники из теста)
Ведущий: - Пока варэнычки будут готовиться в печке, мы с вами расскажем друг другу о наших предках, откуда они приехали на Кубань, чем занимались.
Реб. №1 - Мои предки приехали на Кубань из Греции. прадедушка умел делать вот такие кувшины. Он был гончаром, а жил вот в такой избе. (показ слайда №2, - №3).
Реб№2 - Моя фамилия Кузнецов. Мама мне рассказала, что мой далёкий предок был кузнецом и делал вот такие серпы для людей.
Ведущий: - ребята, какие ещё изделия изготавливали кузнецы?
(мечи, топоры, косы, ножи, подковы и т. д.)
Реб№3 - А моя прабабушка делала вот такие коврики, покрывала и полотенца.
(слайд №4,5 показ изделий)
Ведущий: - посмотрите, пожалуйста, как наши прабабушки украшали свои дома этими красивыми вышитыми изделиями. У нас на Кубани такое праздничное вышитое полотенце называется рушник.
(дети повторяют незнакомое слово)
Реб№4 - Моя прабабушка умела прясть. Такая прялка стоит у нас в деревне. С помощью прялки наши бабушки делали нитки из шерсти. А потом вязали одежду.
(слайд №6)
Ведущий: - Что-то наши гости заскучали. Давайте пригласим их покататься на нашей карусели.
(взрослый берёт палку с лентами, дети становятся вокруг, держатся за ленты. Карусель движется под весёлую музыку «Гай зелений» слайд №7)
Ведущий: - Много народов живёт на Кубани, не только казаки, но и адыги, карачаевцы, армяне, греки, черкесы, осетины. Живут все дружно, когда собираются вместе -- говорят все на русском языке, но у каждого народа есть свой язык. Предки Карины – черкесы, очень смелые, сильные люди. Карина познакомит нас с языком своих предков.
Реб№5 (читает стих на черкесском языке, показывает семейные реликвии)
Ведущий: - Кстати, форма казаков называется черкесска. Казаки переняли этот красивый и удобный наряд у черкесского народа.
( выходят дети в костюмах и знакомят остальных с элементами костюма казаков: газыри, башлык)
А ещё на Кубани проживает много армян. Это древний, великий народ. Левон познакомит нас с армянским языком.
Реб№6 (стих на армяском языке)
(Слайды №8 - №9)
Реб№ 7 - Кубанский поэт Иван Варрава написал про нашу землю:
Край родной! Сады твои и нивы,
Цепи гор, седая даль морей:
Был бы ты. А мы-то будем живы
Щедростью и радостью твоей.
Ведущий: - Спасибо, а какие ещё стихи о нашей родной Кубани вы знаете?
(слайд №10)
Реб №1 - Край родной Кубанский – родина моя
В этом крае выросла вся моя семья.
Дедушка в колхозе хлеберобом был
Хлебушек Кубанский на полях растил.
Реб№2 - Горы и долины на Кубани есть,
И моря, и нивы. Всё не перечесть.
Говорит мой папа: «Краше края нет.
Дом, где пахнет хлебом, лучше в мире нет.»
Ведущий: - Много, ребята, рассказали о своём родном крае. Гости дорогие, теперь и поведайте откуда прибыли?
Реб№8, №9 (рассказывают о своих семьях).
Реб№10 А мы с мамой приехали из Архангельска. Я там родилась. А мой прадедушка умел вырезать из дерева вот такие ложки.
(показ изделий, слайд№11)
Ведущий: Каждый народ неповторим, у каждого народа есть чему поучиться. Но мы живём на Кубани. А на Кубани гостей без подарков не отпускают. Давайте мы своими руками сделаем куколок, как их делали наши бабушки и подарим гостям.
(слайд №12-13-14, музыка «Выйди, Грицу, на улицю» дети изготавливают кукол из ткани, дарят зрителям)
Ведущий: А теперь и самим «кочетовы сласти получить трэба». Но их надо заработать. Я буду говорить слово на кубанском наречии, а вы переводите. Так гостинцы и заработаете.
1. Руки в гору пиднялы -- руки вверх подняли
2. Кочет – петух
3. Гай зелэний –лес зелёный
4. Сэрдэнко – сердечко
5. Крыниця – колодец
6. Тату – отец
7. Гарна дывчина -- хорошая девушка
8. Пошукайте –поищите
9. Гутарить – говорить
10. Чебаток –ботинок
Ведущий: Ну вот, ребята, встретили мы гостей славно, рассказали про себя, узнали много интересного о других. Давайте повторим новые слова, которые мы сегодня узнали.
(дети повторяют слова)
Ещё мы с вами научились лепить вареники. Но главное, мы поняли. Что «я, ты, он, она -- вместе дружная семья», что вместе нам и интереснее, и веселее.
(под музыку «Вместе весело шагать.» дети покидают помещение)