Татьяна Анатольевна Виткова
Конспект открытого занятия педагога-психолога «Чувства и эмоции людей»
▼ Скачать + Заказать документы
педагога-психолога МБДОУ № 11 "Родничок"
г. Тихорецка Витковой Татьяны Анатольевны
в подготовительной группе "Радуга" (подгруппа)
Тема: "Чувства и эмоции люд ей"
Оборудование: ноутбук, видеозапись с роликом "Вальс цветов", аудиозапись с динамичной, весёлой музыкой, куклы: ёжик и Баба-Яга, кукла-девочка, поделка-композиция "Ёжик", фломастеры, маркеры, листы бумаги А2, мольберт, плакат с изображением чувств, колокольчик, магниты для доски.
Публикация «Конспект открытого занятия педагога-психолога „Чувства и эмоции людей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Форма организации: дети сидят на стульях в кругу, рядом столы для рисования, мольберт, доска.
Время проведения - 25-30 мин.
Цель: Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: - познакомить детей с понятиями о чувствах : зависть, удивление, страх, радость, интерес, нежность, др.
- помогать осознаванию и переживанию своих чувств,
- коррекция страхов, тревожности через арттерапевтическое упражнение.
1. Педагог-психолог : (Звучит колокольчик) Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришли педагоги из других садиков, чтобы посмотреть на наше занятие, познакомиться с нашим садом. Оглядитесь, посмотрите на них. Давайте поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте!
Педагог-психолог : У нас на мольберте солнышко, оно пока без лучиков. Давайте из прищепок сделаем ему лучики. Те ребята, у кого весёлое, лёгкое настроение – прикрепят розовую, а те, кому сегодня грустно – голубую прищепку.
Предлагается и гостям прикрепить прищепки к второму солнышку.
2. Педагог-психолог : Да, настроение бывает разным. Иногда весёлая игра может улучшить настроение. Давайте порезвимся и поиграем в подвижную игру? Она называется "Дракончик ловит свой хвост". Выбираем "голову" дракончика - это будет первый человек колонны, а "хвост" - завершающий. Все крепко держатся друг за друга, стараются не разорвать колонну. "Голова" старается поймать "хвост". "Хвост" очень ловкий и старается не пойматься! Игра проводится три раза. (Можно и присутствующим гостям предложить поиграть в игру)
Педагог-психолог : Отлично подвигались. Как изменилось настроение? Да, и взрослые, и дети любят играть в подвижные игры! От этого появляется радость, азарт и много энергии!
3. Вторая игра "Пересаживалки". Садитесь на свои стулья, начинаем!
- Сейчас встанут и пересядут все те, кто сегодня отлично выспался!
- Сейчас встанут и пересядут все те, кто сегодня хорошо почистил зубы!
- Сейчас встанут и пересядут все те, кто любит кашу!
- Сейчас встанут и пересядут все те, кто в будущем году с радостью пойдёт в школу!
- Сейчас встанут и пересядут все те, кто сегодня одел одежду красного или белого цвета!
- Сейчас встанут и пересядут все те, кто любит занятия математикой в детском саду!
- Сейчас встанут и пересядут все те, кто иногда видит страшные сны!
- Сейчас встанут и пересядут все те, кто любит мороженое и пироженое!
Педагог-психолог : Да, как мы похожи и какие все разные! Спасибо за игру.
4. Еще одна игра - "Счёт до 10". Надо считать до 10, не договариваясь, кто следующий. Если два человека одновременно называют число, то счёт начинается с начала. Проверим, как нам это удастся!
Педагог-психолог : Да, весело и не просто выполнить такое простое на первый взгляд задание! Спасибо за вашу активность!
5. Педагог-психолог : Сегодня на занятии я хотела предложить вам порассуждать о чувствах. Какие бывают чувства у людей? Посмотрите на плакат. (Показываю плакат с изображением разных чувств)
Дети: удовольствие, радость, удивление, грусть, страх.
Да, как и в природе, у людей бывают разные чувства. Вот уже наступил первый зимний месяц, декабрь. Какое настроение у начала кубанской зимы?
Дети: Иногда тёплое и тихое, а иногда хмурое, пасмурное, ветреное, дождливое, серое, несолнечное. Часто погода отражается и на нашем настроении. Но люди научились поднимать себе настроение разными способами. Наши игры сегодня улучшили ваше настроение?
Дети: Да!
Педагог-психолог : Найдите на плакате то настроение, которое подходит вам! (Дети показывают, а я помогаю детям точнее сформулировать название настроения, чувства.) На плакате есть разные чувства. Какое чувство в девочки на этом рисунке? (Показываю картинку с чувством "зависть")
Дети: девочка чем-то недовольна, злится.
Педагог-психолог : Чем она может быть недовольна? Может тем, что у другой девочки платье такое, как она хочет. А у неё нет такого? Или мальчику купили большой конструктор. А она тоже такой хочет?. А у вас бывали такие ситуации?
Такие чувства называются завистью, девочка на плакате завидует. Зависть - тяжёлое и не приятное чувство, от него бывает плохо на душе.
Вот у нас был в группе ёжик на выставке осенних поделок, мне кажется, что немного напоминает злючку-колючку-завистницу. Такой "ёжик" колется и шипит, и злится! Потрогайте, какие колючки острые. (Дети трогают, ощупывают)
А вот этот мальчик что испытывает? Какое чувство у него? (Показываю картинку с чувством "удивление")
Дети отвечают, рассуждают, от чего можно удивляться.
Педагог-психолог : Удивляться можно и чему-то хорошему, и чему-то не приятному. Удивление может быть разным.
А вот это что за чувство? (Показываю картинку с чувством "страх")
Дети: Страх.
Педагог-психолог : Чего мог испугаться мальчик? От чего ему стало страшно?
Дети: Мог увидеть страшный сон, испугаться Чудища, Привидения, Колдунью, Бабу-Ягу, Робота. (выслушиваю все ответы)
А где живёт у людей страх в теле? (Дети называют и показывают, где в своём теле ощущают страхи)
От чего эти чудища и страшилки такие страшные? Наверное, у них нет друзей? Или они никогда не получали подарков? (побуждаю другие ответы детей).
А можем ли мы что-то сделать, чтобы сделать эти страшилки добрыми и не чтобы они перестали нас пугать? Например, если мы им подарим целую коробку мороженого? Понравится им на вкус мороженое?
Дети: Да, от этого они станут добрее!
Педагог-психолог : А если еще добавим шоколада? А если добавим игрушки?
Как-то раз к вам в группу приходила Баба-Яга на день здоровья, помните? (Показываю игрушку Бабы-Яги) Вот и теперь пришла, просит её опять подбодрить!
А давайте сейчас на этом листе нарисуем всё то, что может Бабу-Ягу и всю её компанию страшилищ, чудищ и привидений сделать добрыми и дружными! (Дети рисуют фломастерами и маркерами, кисточками, поролоновыми фигурными формочками)
Педагог-психолог : Что произошло теперь с этими страшилками? Они перестали пугать детей? Теперь вы знаете, что надо делать, чтобы не пугаться их! Вот как здорово, как замечательно!
6. И после пасмурной зимы обязательно наступит весна. И станет тепло и светло, радостно. Я приготовила вам видеоролик. Давайте вместе посмотрим его и почувствуем, какие чувства вложил его создатель? Какие чувства хотел передать нам? (Демонстрируется видеоролик (4 мин.) под музыку "Вальс цветов" с изображением цветов в разное время года.)
Педагог-психолог : "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" - это необыкновенно красивая музыка, которую написал величайший русский композитор Чайковский ровно 123 года назад (в эти же декабрьские дни 1892 года). Вот фотографии композитора. (Демонстрирую фото) С тех пор её с наслаждением слушают люди во всех странах мира. Художники и композиторы, поэты и писатели всегда вкладывают свои чувства в произведения. Чувства людей - это важная часть жизни. Без чувств вся жизнь людей лишилась бы смысла.
- Какие чувства вы испытывали, слушая эту музыку?
- Что больше понравилось: музыка или фотографии цветов?
- Хотели бы вы оказаться там, среди цветов?
- Какая картинка запомнилась и понравилась больше всего?
- Где в вашем теле вы чувствовали свою нежность, лёгкость, радость при просмотре этого видеоролика?
- Хотели бы еще посмотреть другие ролики, которые дарят радость?
Каждый раз, когда ваше настроение будет грустным, пасмурным, вы можете вспоминать о красоте природы, которую видели сейчас. Старайтесь быть внимательными к красоте реального мира, который вокруг вас каждый день.
7. Педагог-психолог : Посмотрите ещё на одного ёжика (показываю игрушку "ёжика" с мягкими колючками) Такое преображение происходит со злючками-колючками от доброты, от нежности. Потрогайте колючего ёжика ещё раз… А теперь потрогайте мягкого. С кем вам было бы приятнее дружить? Кто больше нравится?
А что произошло с Бабой-Ягой? Посмотрите, вместо страшной старушки появилась какая-то красивая девушка! Это наша Бабуся-Ягуся превратилась от нашей доброты и красивой музыки в прекрасную девушку! Теперь её уже никто не испугается!
8. Я надеюсь, что каждый из вас будет рассуждать ещё много раз про чувства, о которых мы сегодня говорили. Мы продолжим и дальше разговор о других наших чувствах. Очень важно понимать, осознавать свои чувства. Все они имеют право жить в нас. А мы имеем право выбирать, с какими чувствами жить, а от каких освобождаться и прощаться с ними.
9. Педагог-психолог : Что произошло теперь с вашим солнышком? У кого лучики стали другого цвета? Можно подойти и поменять цвет!
Ритуал прощания. Давайте встанем в круг и по кругу передадим друг другу своё тёплое настроение, рукопожатие и улыбку!
10. Спасибо вам, ребята, за занятие. Мне очень понравилось с вами говорить о чувствах, спасибо за вашу искренность и откровенность. И наших гостей я от своего имени и от вашего тоже благодарю за внимание! Наше занятие окончилось. (Звучит колокольчик) До встречи!
Притча.
Старый седой человек шёл по заснеженному полю, когда увидел плачущую пожилую женщину.
- Почему вы плачете? - спросил он.
- Потому что я думаю о своей жизни, молодости, красоте, которую я видела в зеркале, и о мужчине, которого я любила. Бог жесток, что дал способность помнить. Он знал, что я вспомню весну своей жизни и заплачу.
Мудрец стоял на снежном поле и пристально смотрел в одну точку и думал. Неожиданно женщина перестала плакать:
- Что вы видите там? - спросила она.
- Поле роз, - ответил мудрец. - Бог был великодушен ко мне, когда он дал мне способность помнить. Он знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну и улыбнуться.
В те минуты, когда на душе плохо и горько, вспомните, что в вашей жизни
были часы счастья и радости!