Ярмак
Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе «Украсим русскую народную рубаху-косоворотку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе на тему «Украсим русскую народную рубаху-косоворотку»
Цель: Продолжать работу по приобщению детей к истокам народной культуры.
Задачи:
1. Речевое развитие. Познакомить детей с русской народной рубахой- косовороткой. Уточнить названия деталей одежды: ворот, подол, рукава.
Публикация «Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе „Украсим русскую народную рубаху-косоворотку“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Косоворотка, русская рубаха
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Познавательное развитие.
Закреплять умению детей вырезать рубаху способом сложенной пополам.
3. Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
4. Художественно- эстетическое развитие. Учить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать рубаху. Развивать умение аккуратно вырезать, правильно размещать детали на бумаге равномерно наносить клей; дополнять аппликацию рисунком.
5. Физическое развитие. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: Иллюстрации с изображением русского народного костюма; альбомные листы бумаги с изображением силуэтов одежды: рубаха, сорочка, сарафан; листы красной бумаги для каждого ребенка, ножницы, фломастеры разных цветов, цветные карандаши.
Предварительная работа: Беседа об истории русского костюма; чтение стихотворений, пословиц, поговорок об одежде; рассматривание иллюстраций с изображением русских национальных костюмов; рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.
Воспитатель: Ребята, у нас гости! Поприветствуем их! (Дети приветствуют гостей)
Сегодня нас ждёт много интересного. Я предлагаю вам вместе настроиться на работу. Наши умные головки будут думать много ловко, Ушки будут слушать, ротик четко говорить, Ручки будут трогать, глазки наблюдать, Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь волшебная шкатулка. Как вы думаете, что может в ней находиться?
Раздается голос (записанный голос)
Голос: «Здравствуйте, ребята. Помогите мне пожалуйста. Злая ведьма заколдовала моих братьев, чтобы расколдовать их, надо сшить 11 рубашек. Когда я рвала крапиву мои руки покрылись волдырями от ожогов и теперь я не могу шить. Я из сказки….
Воспитатель: Кто эта девочка, из какой сказки? Ребята, что же нам делать? Как ей помочь?
Воспитатель: Я предлагаю сшить не обычные рубаху, а старинную рубаху косоворотку. Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называлась? (ответы детей). У косоворотки разрез воротника был не на середине груди, а сбоку.
Воспитатель: Белую косоворотку часто украшали по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой. И обязательно подпоясывали нешироким поясом.
Воспитатель: А зачем в старину украшали одежда? (ответы детей). Вышивка не только делала одежду красивее, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его от зла и беды.
Воспитатель: В старину знаки на вышивке имели особое значение. Желтый круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат и ромб – поле, волнистая линия – воду.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой цвет на Руси был самым любимым? (Красный). Красный цвет считали цветом солнца, огня, силы и власти. Поэтому старинные наряды украшали чаще всего красным цветом. И мы в своей работе будем использовать именно этот цвет. Вы можете дополнять узор карандашами других цветов.
Воспитатель обращает внимание на образец.
Пальчиковая гимнастика
Мячик ёжик мы возьмём
Покатаем и потрём
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем,
Пустим ёжика на стол,
Ручкой ёжика прижмём
И немного покатаем,
Потом ручку поменяем
Ну вот, теперь можно приступать к работе. Сначала мы с вами сошьём рубаху. Берём белый лист бумаги, складываем пополам. Линия сгиба должна быть с левой стороны. Теперь берем выкройку рубахи, прикладываем её к линии сгиба, придерживаем левой рукой, правой обводим простым карандашом. Хорошо придерживаем выкройку, чтобы она не сместилась в сторону. Я обвела выкройку. Теперь необходимо вырезать по контуру. Ребята давайте все вместе вспомним Правила безопасной работы с ножницами.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами вперёд.
Не оставляй ножницы открытыми.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Ножницы беру в правую руку, в левую руку беру прямоугольник за линию сгиба, начинаю вырезать по контуру. За линию сгиба держу плотно, поворачиваю бумагу, а не ножницы (воспитатель выполняет вырезание). Наша рубаха готова. Сейчас мы немного отдахнём.
Физкультминутка: Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель: Продолжаем работать. Следует отрезать и приклеить полоски бумаги на ворот рубахи, на нижнюю часть рукавов. Застежку на рубахе приклеиваем на боку. У нас ведь не просто рубаха, а косоворотка. Пояс сделаем из полос бумаги.
По окончании работы воспитатель вывешивает аппликации на магнитную доску. Дети рассматривают, обсуждают.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие работы у вас получились. Как вы думаете, каким сказочным героям подойдет такая одежда? Из каких русских народных сказок? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди», «По щучьему велению» и др.) Что кому понравилось? У кого самый интересный наряд? Что было трудно делать? Что было интересно? (ответы детей).