Елена Никитина
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Колокольная история»
▼ Скачать + Заказать документы
по духовно-нравственному воспитанию
детей в старшей группе
на тему : «Колокольная история»
Воспитатель МБДОУ №16
ст. Луковской
Никитина Елена Николаевна
РСО-Алания
Моздокский район
2013-2014 уч. год.
Публикация «Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе „Колокольная история“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель:
1. Приобщение к истокам русской народной культуры.
2. Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.
3. Развитие личности ребенка дошкольного возраста.
4. Формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи.
1. Формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
2. Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.
3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.
4. Развивать творческое мышление, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма.
5. Развивать способность логически связывать переход одного качества в другое.
6. Расширять словарный запас и знание об окружающем мире как премудро устроенном Богом.
Предварительная работа.
•Лепка колокольчиков из пластилина.
•Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
• Выставку “Храмы России” (макеты, иллюстрации).
•Заучивание стихотворений А. С. Пушкина,
Материал к занятию.
• Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
•Музыкальный центр, диск с записью колокольных звонов.
•Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов).
•Заготовки колокольчиков, салфетки.
Ход занятия.
1 слайд.
Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель заносит в группу игрушку котенка, который поет песенку приветствия из мультфильма «Чучело- мяучело» -Здравствуй, детство! Котенок приносит шкатулку, из которой воспитатель достает книгу. Воспитатель обращает внимание детей на «книгу».
В этой книге на вопрос
Ты найдешь ответ,
Интереснее её
В целом мире нет!
В этой книге есть «Правила для детей», давайте с вами их повторим.
Если хочешь добрым быть, никогда нельзя … грубить.
Если ночью злое сниться, надо сразу же … молиться.
Если страшно, попроси «Матерь Божья… помоги!»
Перед делом говори: «Господи, … благослови!»
Ангел – вестник божий, нам с тобою он … поможет.
Ангел желает детям доброго пути, дружного путешествия.
Воспитатель предлагает взяться детям за руки, и сказать слова:
Господи, благослови,
Добрый Ангел, помоги!
Воспитатель : - Но в шкатулке есть еще что-то. Отгадайте 2 загадки и узнаете:
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром (Колокол).
2 слайд.
Купи, денег не жалей -
Со мной ехать веселей (Колокольчик).
3 слайд.
Воспитатель достает из шкатулки колокольчик.
-Послушайте такое стихотворение:
«Дин дон! Дин – дон! –
Раздается в поле звон.
«Дин – дон! Дин – дон!
Как красив и нежен он!»
- Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.
-Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Скажите, где можно увидеть колокола? (В церкви, храме).
4 слайд.
-Посмотрите на экран, что означает эта картинка?
5 слайд. (В древние времена на Руси не было ни радио,ни телевидения. Но случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар,-и нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски. Священник держал такую доску в руках, ходил по селу и бил по ней колотушкой, созывая людей собраться возле церкви. Эту деревянную доску называли било.)
-Правильно, вот посмотрите, как священник использовал такое било.
6 слайд.
-А из чего сделано металлическое било?
7 слайд. (Металлическое било- это металлическая доска. Ее вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику уже не приходилось ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на расстоянии).
8 слайд. -Ребята, а какое било громче (металлическое).
9 слайд.
Воспитатель.
–А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам одну легенду. Давным –давно одному священнику приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками.
10 слайд. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: Динь- дан- дон! Динь –дан- дон!» Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.
11 слайд.
Так появился колокол (картинка, который вешали на перекладину на столбе.
12 слайд. Давайте посмотрим на колокол и сравним его с цветком колокольчиком. Похожи они по форме?
-А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол.
13 слайд. Из каких частей состоит колокол? (За «уши» колокол подвешивают на перекладину,есть «язык», «плечи», «тулово», верхний и нижний «пояс».)
Игра «Составь колокол».
Слайд 9.
Воспитатель раздает детям разрезные карточки колокола, на доске еще раз показывает как составить колокол, вместе с детьми проговаривает названия его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей целое.
Музыкальная игра с колокольчиком.
В кругу стоят стулья по количеству детей. Дети присаживаются на стулья спиной в круг. Под музыку легким бегом бегут вокруг стульев, а педагог на один из стульев ставит колокольчик. С остановкой музыки дети присаживаются на стулья. Из игры выбывает ребенок, которому не досталось места. И так далее, пока не останется 1 игрок – победитель.
Воспитатель.
-Ребята, мы узнали, как появился колокол. В наше время у колоколов есть свое место. Если вы ходили в храм, то могли видеть, где они находятся. Где же (В колокольне).
14 слайд.
-Теперь обратите внимание, что колокольня намного выше, чем сама церковь.
15 слайд. Как вы думаете, почему? (Чтобы звон колоколов был далеко слышен).
-Я приготовила вам сюрприз. Теперь и нас с вами в группе есть своя маленькая колокольня. (показывает настоящий колокол, заранее подвешенный на перекладине, и предлагает детям позвонить, дергая за веревочку).
Ребята, а как вы думаете, когда звонят в колокола? Колокольных звонов очень много, а какие знаете вы (Набат, красный, благовест).
16 слайд.
-Символом тревоги считается -набат.
Прослушайте его.
17 слайд.
-Радостные события- звучит красный звон.
Предлагаю прослушать.
18 слайд.
-Православные праздники -звучит благовест.
Включается аудиозапись.
Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил».
19 слайд.
Громко колокол звонил,
(Дети хлопают в ладоши.)
Всех людей он разбудил.
Просыпайтесь, одевайтесь,
Возле храма собирайтесь!
(Разжимают и сжимают пальцы рук.)
Раз, два три, четыре, пять,
(Поочередно зажимают пальцы.)
Будем праздник отмечать.
(Разжимают и сжимают «замок».)
Громко колокол звонил,
(Хлопают в ладоши.)
Всех пожарных разбудил,
Просыпайтесь, одевайтесь,
На пожар вы собирайтесь!
(Разжимают и сжимают пальцы рук.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем горю помогать.
(Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)
Громко колокол звонил,
(Хлопают в ладоши.)
Всех гостей он разбудил,
Просыпайтесь,одевайтесь
(Разжимают пальцы вверх,вниз.)
И цветами засыпайтесь!
(Делают руками «цветок».)
Раз,два, три, четыре, пять,
(Поочередно зажимают пальцы.)
На свадьбе будем мы гулять!
(Хлопают в ладоши, в конце выставляют большие пальцы вперед.)
20 слайд.
- Играть на колоколе непросто, кто же эту работу выполняет? (звонарь).
21 слайд.
-Найдите мне среди этих профессий, профессию звонаря.
Игра на колокольчиках.
22 слайд.
- Каждый колокол также как и человек имеет свой голос, а колокольчик? Возьмите колокольчик за ушко и позвоните, так чтобы язычок ударялся о тело колокольчика.
Воспитатель дает каждому ребенку колокольчик, предлагает послушать, как они звучать по одному
-Как называется такой звон (перезвон).
-Теперь позвоните все вместе, что у нас теперь получилось? (трезвон).
Звони, звонарь!
Ещё ударь!
Пусть туча удивляется,
Как без грозы и без дождя
Гром звонкий получается?.
Работа за столами.
Воспитатель. Посмотрите на экран, какие бывают сувенирные колокольчики.
23 слайд.
- Пора пришла украсить колокольчики необыкновенным узором – каким только душа пожелает.
- Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких. – Какой цветок похож на церковный колокол?
– Какую музыку можно услышать утром, вечером и в праздники? (Пение колоколов)
– Из чего человек сделал поющий колокол?
– В каком доме он разместил церковный колокол? Чем этот дом отличается от обычного дома?
– Как называют «благую весть», «добрую весть» языком колокольного звона?
– Как называется человек, умело звонящий в колокол?
-Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты сочиняли стихи.
Ребенок читает стихотворение.
Этот дом – не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это православный храм!
– Каким звоном колокольчик передавал радостное настроение, праздник? Я вижу, что у вас хорошее настроение. Возьмите колокольчики и сейчас мы с вами передадим свое настроение колокольной песенкой всем присутствующим.
Дети поют песенку «Колокольчик маленький».
Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями - нашим гостям. (Дети дарят сувениры гостям).
- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т. е. звон который рассказывает о доброй вести.