Татьяна Ситухина
Конспект открытого занятия по лепке в старшей группе «Дед Мазай и зайцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по лепке в старшей группе
«Дед Мазай и зайцы».
Задачи
Воспитывать любовь к животным. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продолжать учить передавать несложные движения зайчат (наклон, поворот туловища, перемещение лап) и настроение (испуг, страх, надежда, радость). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.
Материал
Публикация «Конспект открытого занятия по лепке в старшей группе „Дед Мазай и зайцы“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Лепка, пластилин
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Некрасов Н.А.
- Открытые занятия. Конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- «Дед Мазай и зайцы», Некрасов Н.А.
- Темочки
У детей: пластилин, стеки, подставки, бумажные салфетки.
У воспитателя: вылепленная фигура деда Мазая в лодке, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек со схематичным изображением зайцев в различных позах.
Композиционная основа для коллективной работы: доска с зеркальной поверхностью, формы с вылепленным деревом, пеньком, плывущим бревном.
Предварительная работа
Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (особенно выделяется тот момент, когда дед Мазай спасал маленьких зайчат).
Рассматривание иллюстраций в книжке; лепка животных; рассматривание иллюстраций с изображением зайцев в различных позах.
Рассматривание весенних пейзажей (по возможности с изображением весеннего разлива или половодья).
Ход занятия
Дети входят в группу и находят на ковре посылку.
Воспитатель: Ой, что это за посылка? Ребята, кто нам мог ее прислать?
Дети: Почтальон Печкин, Незнайка, бабушка…
Воспитатель: Что может находиться в этой посылке?
Дети: Конфеты, книги, игрушки…
Воспитатель: Дети, нам прислали макет к произведению Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Давайте, ребята, вспомним, что случилось в лесу?
Дети: Наступила весна, снег стал быстро таять и превращаться в воду.
Воспитатель: Ребята, почему с зайцами произошла такая беда?
Дети: Зайцы не успели спастись от воды.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на макете кого-то нет.
Дети: На макете нет лесных жителей…
Воспитатель: С помощью загадки вы, ребята, отгадайте о ком идет речь. (дети стоят вокруг стола, на котором расположен макет). Послушайте, ребята, стихотворение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (зачитать детям отрывки из произведения, добавить на макет 2-3 вылепленных зайцев).
- Посмотрите
- Вижу один островок небольшой – зайцы на нем собралися гурьбой (посередине
столов - островок, на нем сидят зайцы).
- С каждой минутой вода подбиралась…Тут я подъехал… взял одного, Прочим скомандовал: Прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!
(все слова сопровождаются действиями: на лодке подъехал дед Мазай и выручил всех зайчат).
Воспитатель: А чтобы вы сделали на его месте?
Дети: Мы бы тоже стали спасать бедных зайчат.
Воспитатель: Давайте, слепим зайчат и посадим их на остров. Сегодня вы будете в роли деда Мазая.
- У меня есть подготовленная форма для нашей композиции.
Дети: А почему она похожа на зеркало?
Воспитатель: Зеркальная поверхность – это вода в лесу, из которой видны затопленные пеньки, деревья, плывущие бревна, на которых будут спасаться наши зайчики, и небольшой островок, на котором, прижавшись друг к другу сидят испуганные звери.
Повторяя строчки из стихотворения, воспитатель обыгрывает ситуацию.
Посмотрите, ребята, наша лодка плывет по зеркальной воде, в которой отражаются деревья и дед Мазай, спасающий зайчат.
- Как он их спасает?
Дети: Поднимет их за уши и сажает в лодку, а некоторые зайчики сами прыгают в лодку со своих пеньков.
Воспитатель: Давайте, и мы с вами поможем деду Мазаю спасать зайчишек – вылепим своих зайчат, которые будут сидеть на островках, пеньках или проплывающих мимо лодки деда Мазая деревьях, и дополним композицию. Как можно показать настроение и характер зайцев?
Дети: Зайки боятся воды и сидят, прижавшись друг к другу. Им грустно, ведь они могут погибнуть.
Воспитатель: Покажите мне, ребята, грустное настроение у зайчат (показывают свои грустные лица). Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди воды?
Дети: Ему страшно.
Воспитатель: Изобразите мне, ребята, страх. А как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку?
Дети: Он рад, что его спас дед Мазай.
Воспитатель: Покажите мне, ребята, радость на ваших лицах. Как себя чувствует зайчонок, которого спас добрый дед Мазай?
Дети: Он теперь в безопасности.
Воспитатель: Ребята, настроение наших зайчиков можно передать не только мимикой, но и позой, движением туловища. Опишите мне словами, в каких позах зайчики ждут помощи.
Дети: Зайчики сидят, стоят столбиками, ушки прижали, сжались в комочек, встали на задние лапки, ушки навострили и прислушиваются.
Воспитатель: Попробуйте и вы передать движения зайчиков. Можно изобразить, что зайчик сидит, лежит, перепрыгивает в лодку, быстро бежит в лес (предлагает рассмотреть карточки с изображением зайцев в различных позах). А можно поднять зайке лапки кверху или прижать к туловищу.
Физкультминутка
Игра «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так и ушами шевелит (показать пальчиками ушки)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем)
Надо зайке поскакать
Зайку кто-то испугал:
Зайка прыг, и ускакал (дети разбегаются)
Воспитатель: А какого размера будут ваши зайчики? Предлагаю вам воспользоваться условной меркой – вашим указательным пальцем. А перед тем, как начнем работать, давайте немножко отдохнем.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик - маленький,
Мизинчик удаленький.
Безъимянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями рук).
Воспитатель: А сейчас, ребята, выбирайте пластилин нужного цвета и начинайте лепить зайчат.
Самостоятельная деятельность детей
Если ребенок затрудняется или не может самостоятельно выполнить тот или иной прием лепки, помогаю ему советами или беру его пальчик в свою руку и вместе с ним выполняю этот прием. Например: примазывание.
Воспитатель: Теперь я предлагаю выставить ваших вылепленных зайчат на макет и полюбоваться их разнообразием. Глядя на них, появляется ощущение, как будто мы в большом весеннем лесу, скоро на лодке приплывет дед Мазай и спасет наших зайчат от гибели.
Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи зайчики вам понравились больше всех и почему? Обратите внимание на то, аккуратными получились зверьки у ваших друзей: ведь нужно было передать настроение зайчат в их движениях и позах; похожи ли они на настоящих лесных жителей?
Воспитатель выслушивает высказывания детей.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы с вами сегодня делали?
Дети: Мы научились лепить зайчат…