Елена Паливода
Конспект открытого занятия по ОЗОЖ в старшей группе «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
ПО ОЗОЖ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
ТЕМА: «Наши помощники- органы чувств».
Воспитатель: Паливода Е. С.
Публикация «Конспект открытого занятия по ОЗОЖ в старшей группе „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
ЗАДАЧИ: Закрепить знания детей об органах чувств, уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, вкус, осязание в познании мира. Закреплять умение различать и передавать различные эмоциональные состояния. Познакомить детей с участками языка определяющими тот или иной вкус пищи. Развивать мышление, память. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, следить за осанкой детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание иллюстраций «чувств» в утренние и вечерние часы; беседы о том, как помогают человеку язык и руки; дидактические игры «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ», «ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ»; использование литературы: «Азбука здоровья» автор К. Люцис, «Человек» автор Е. Л Ерохина.
ОБОРУДОВАНИЕ: у детей - конверты с изображениями четырёх эмоций человека; таблица и карточки с изображением пяти органов чувств человека.
У воспитателя – баночки с нарезанным луком и лимоном; указка; кубик с изображением эмоций человека; схема восприятия вкуса различными участками языка; коробка с мягкими и твёрдыми предметами; поднос со сладостями; картинки всех органов чувств.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Ребята, в уже не маленькие, и знаете, чтобы научиться читать и писать - надо очень хорошо знать азбуку родного языка, но, чтобы быть здоровым, надо знать и другую азбуку – Азбуку здоровья. Много веков назад люди поняли, насколько важно заботиться о своём здоровье, ведь не зря гласит народная мудрость – «ЗДОРОВЬЕ - ВСЕМУ ГОЛОВА».
РЕБЁ НОК: «Хорошо зимой и летом
Тем, кто бережёт здоровье!
Им болезни не страшны,
Им лекарства не нужны!
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие – в Институт здоровья, и узнать, какие органы чувств человека в нём изучают. Но прежде чем отправиться в путешествие, ответьте на мой вопрос: «Какие органы чувств вы уже знаете?»
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: орган зрения – глаза, орган слуха – уши, орган обоняния – нос, орган осязания – руки, орган вкуса – язык.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А как вы думаете, для чего человеку нужны все эти органы чувств?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Воспитатель: Да, молодцы! С помощью органов чувств человек познаёт окружающий мир, и поэтому мы называем их – нашими помощниками.
- Итак, давайте отправимся в путешествие. Представьте, что мы с вами попали в Институт здоровья и здесь множество различных лабораторий.
- А кто из вас знает, что же такое лаборатория?
- Правильно! Итак, для того,чтобы узнать, что изучают в первой лаборатории, вы должны отгадать загадку :
НА НОЧЬ ДВА ОКОНЦА САМИ ЗАКРЫВАЮТСЯ,
А С ВОСХОДОМ СОЛНЦА САМИ ОТКРЫВАЮТСЯ.
«ГЛАЗА»
Воспитатель: Да ребята, это глаза (показываю иллюстрацию с изображением глаз, наш важный орган зрения.
- А как вы думаете, для чего людям нужно зрение?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: с помощью глаз мы видим окружающий мир, различаем предметы по форме, по цвету, читаем, смотрим телевизор и т. д).
Воспитатель: Да ребята. Глазами мы видим окружающий нас мир. А как вы думаете, нужно ли беречь свои глаза?
«ДА»
Воспитатель: А как?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: нельзя долго и близко смотреть телевизор, играть в компьютер, близко читать книгу.
Воспитатель: Правильно! Беречь глаза надо обязательно. Ведь они трудятся целый день : мы читаем, пишем, рисуем, смотрим телевизор, и наши глазки устаю.
- Ребята, а ещё для того, чтобы наши глаза хорошо видели и не болели, надо делать специальную гимнастику.
НАПОМИНАЮ ОБ СОБЛЮДЕНИИ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.
ПРОВОДИТСЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ:
1) Закрыть глаза (3-5 сек) – открыть глаза (повторить 3 – 4 раза);
2) Поморгать глазами (10 – 15 сек);
3) Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий положить их на предварительно закрытые глаза на 30 – 40 секунд.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы уже знаете, что цвет глаз у всех людей разный (ПОКАЗ КАРТИНКИ). А знаете ли вы, что глаза могут ещё и выражать наше настроение? Они могут быть (показ картинок) грустными, весёлыми, испуганными и злыми.
- Покажите мне ваши грустные глазки, злые, весёлые.
- Молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат конверты с цифрой 1. Возьмите его и достаньте от туда карточки с изображением эмоций человека. Я вам буду называть какую – либо ситуацию, а вы должны поднять ту карточку, изображение которой подходит к данной ситуации.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте отправимся во вторую лабораторию. Отгадайте загадку:
ДВА БРАТА НА ОДНОЙ ГОЛОВЕ ЖИВУТ,
А ДРУГ ДРУГА НЕ ВИДЯТ.
«УШИ»
Воспитатель: Да, в этой лаборатории изучают орган слуха – уши (показываю картинку).
Ребята, а как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: уши надо чистить специальными ватными палочками, нельзя ковырять в ушах острыми предметами, нельзя заталкивать в уши мелкие предметы).
Воспитатель: Да, молодцы! А сейчас давайте с вами проверим, как слышат ваши ушки и поиграем в игру «Угадай по голосу».
ПРОВОДИТСЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ ПО ГОЛОСУ».
Все встают в круг, водящий ребёнок – в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Саша (Лёша, Маша и т. д)
Ты стоишь в кругу,
Мы зовём тебя «Ау!».
Глазки …. закрывай,
Кто позвал тебя узнай.
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо работает ваш орган слуха. А сейчас пройдите на свои места и тихонько сядьте.
Напоминаю про осанку.
Воспитатель: Итак, отправляемся в следующую лабораторию. Слушайте загадку:
МЕЖДУ ДВУХ СВЕТИЛ
В СЕРЕДИНЕ Я ОДИН.
«НОС»
Воспитатель: Верно. В этой лаборатории изучают орган осязания – нос. Давайте проверим, как работает ваш носик.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАСОС» :
1) Вдохнуть глубоко через нос;
2) Медленно выдохнуть (повторить 3 – 4 раза).
Воспитатель: Хорошо дышит ваш носик. Ребята, здесь у меня в баночках что – то спрятано. Сумеете ли вы с закрытыми глазами узнать, что там находится?
ПРОВОДИТСЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ».
Описание игры: детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что лежит в баночках (лук, лимон).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Итак, для чего же человеку нужен нос?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Воспитатель: Правильно, ребята! Нос улавливает все невидимые запахи, которые витают в воздухе когда мы дарим мамам цветы, они радуют их не только своей красотой, но и прекрасным ароматом. А если вдруг вы простудились и подхватили насморк, вам становится трудно дышать, и ваш нос совсем не чувствует никаких запахов. Поэтому берегите себя и старайтесь не болеть.
- Ребята, а как ещё можно определить, что за продукт, не видя его?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ: «на вкус».
Воспитатель: А о каком органе чувств говорится в этой загадке?
ВСЕГДА ВО РТУ,
А НЕ ПРОГЛОТИШЬ. «ЯЗЫК».
Воспитатель: Да, в этой лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык (показ иллюстрации).
- Ребята, а знаете ли вы, что поверхность языка имеет определённые участки, которые воспринимают определённый вкус. Посмотрите (показываю на плакат, середина языка узнаёт всё горькое, боковые передние края – солёный вкус, боковые задние – кислый, кончик языка отвечает за сладкое.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «УГАДАЙ НА ВКУС».
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
НАПОМИНАЮ ОБ СОБЛЮДЕНИИ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.
Воспитатель: А сейчас, чтобы узнать, что изучают в последней лаборатории, отгадайте загадку:
ПЯТЬ БРАТЬЕВ ГОДАМИ РАВНЫЕ,
А РОСТОМ РАЗНЫЕ.
«ПАЛЬЧИКИ»
Воспитатель: Да, мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев рук, и здесь изучают орган осязания – руки.
- Ребята, а как нам ещё помогают руки?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: с помощью рук мы определяем тёплый предмет или холодный, гладкий или шершавый, руки помогают нам рисовать, писать, лепить из пластилина.
Воспитатель: Верно. А чтобы наши пальчики хорошо работали, с ними тоже нужно заниматься.
ПРОВОДИТСЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо работают ваши пальчики. А сейчас давайте поиграем в игру «Твёрдый – мягкий».
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: принимают участие два ребёнка. Из коробки с перемешанными мягкими и твёрдыми предметами нужно отобрать мягкие и твёрдые предметы по отдельности.
Воспитатель: Молодцы, всё сделали правильно!
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше путешествие в Институт здоровья. Давайте вспомним, какие органы чувств человека изучают в его лабораториях.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А сейчас возьмите конверты с цифрой два, в нём лежат картинки с изображением органов чувств человека. На краю стола лежит таблица с цифрами, положите её перед собой. Итак, на цифру один положите картинку с изображением органа зрения, на цифру два – картинку органа слуха, на цифру три положите картинку с изображением органа обоняния, на цифру четыре – органа вкуса, на цифру пять – органа осязания.
Прохожу по рядам и проверяю правильность выполнения задания.
- Молодцы, все справились с заданием! На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание!