Четверик Надежда Леонидовна
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Программные задачи:
Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут, воспитывать любовь к Родине;
Формировать уважительное отношение к государственным символам;
Закрепить знания о столице нашей Родины – Москве; природном символе России – березке;
Уточнить и закрепить знания детей о «малой Родине», учить раскрывать это понятие.
Публикация «Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение и разучивание стихотворений о Родине; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций на данную тематику.
Ход занятия
Дети приходят в гости в школу.
Воспитатель : Ребята, сегодня необычный день.
Посмотрите мы пришли в гости к подготовительной группе в школу.
А вы знаете, что есть очень хорошая традиция всем дарить свои улыбки и желать мира и здоровья.
Давайте мы так и сделаем, поприветствуем друг друга и пожелаем всем здоровья.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель : Всем-всем от всей души здравствуйте.
Молодцы, ребята с друг другом поздоровались, а сейчас давайте повернемся кругом к экрану и поздороваемся с окружающим миром. (Дети здороваются с окружающим миром, на проекторе появляются слайды с изображением солнца, неба и земли в соответствии с текстом здравия).
Воспитатель :
- Солнце красное! Здравствуй!
Дети: Здравствуй, Солнце красное! (Поднимают руки вверх)
Воспитатель : Небо ясное, здравствуй!
Дети: Здравствуй, Небо ясное! (качаем руками)
Воспитатель : И Земле своей родной, здравствуй!
Дети: Здравствуй, Земля родная! (поклон)
Воспитатель : Ребята, вы любите путешествовать? Где-то бывать, узнавать что-то новое, интересное?
Дети: Да.
Воспитатель : Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по нашей замечательной стране, нашей Родине.
Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
(Ответы детей)
Я предлагаю вам путешествие на поезде. Занимаем места в вагоне, садимся поудобнее. Отправляемся.
Мы приехали на станцию, она называется «Географическая».
На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется (Россия)
Правильно, ребята. Мы живем в стране, в котором удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле, с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали – Россия!
Давайте вместе еще раз повторим это слово – Россия.
Ребята, а кто скажет какая она, наша Россия?
(Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая).
Не одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на экран, на карту России)
Вот как много места занимает территория России.
Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко.
Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать семь дней, неделю, а на самолете лететь почти сутки.
А наше путешествие продолжается. Следующая станция, на которую мы прибываем, называется «Лесная».
Отгадайте загадку:
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук,
И тысячи ладошек. (Дерево)
Правильно, это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья)
Россия – самая богатая лесами страна в мире.
Лес - это огромный дом.
Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. (Белка живет в дупле, лиса живет в норе, птицы вьют на ветках гнезда, дятел ищет пищу в коре дерева).
А в лесу таких деревьев тысячи. Какие деревья вам знакомы?
(Дуб, осина, елка, клен, рябина, тополь, береза и другие).
Ребята, а есть дерево, которое считают символом России. Кто знает, что это за дерево (Береза)
(Смотрят изображение на экране)
Березу милую, родную издавна считают символом России.
Россия и береза – эти два символа неразделимы.
С чего начинается Родина? Наверное, с белых берез.
Лес- это наше богатство.
А чтобы наша страна стала еще богаче, что мы с вами должны делать для этого? (Любить, беречь, приумножать природу, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними)
Следующая станция называется «Государственная».
Мы прибыли в главный город нашей страны, столицу нашего государства.
А как называется столица нашего государства (Москва)
А кто из вас сможет назвать главные достопримечательности нашей столицы (Кремль, Красная площадь)
Воспитатель : Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В.)
Наш президент образованный и трудолюбивый человек.
Он очень много работает, чтобы наша страна крепла и процветала.
Назовите государственные символы России. (Флаг, герб, гимн)
Ребята, в мире много стран.
И у каждой страны есть свой флаг.
А какой наш, российский флаг (У России флаг трехцветный)
А какие цвета на флаге России? (Белый, синий, красный)
Белый цвет-это цвет мира и чистоты. Он означает, что наша страна миролюбивая, она не на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (березу, снег, облака, ромашку).
Синий цвет-это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (небо, реки, озера, моря).
Красный цвет-цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (солнце, огонь, тепло).
Второй символ нашего государства -это герб. Герб является символом единства народов, живущих в России.
Посмотрите на экран. Давайте с вами рассмотрим герб. Что изображено на гербе России (двуглавый орел, всадник, побеждающий змея.)
Как вы думаете, что означает всадник (воин)
А что означает змей (зло, т. е. воин побеждает зло-это победа над злом)
Следующий символ нашего государства-это гимн.
А что же такое гимн (гимн-это самая главная песня нашей страны)
А где может звучать гимн? (на военных парадах, на олимпийских играх, когда приветствуют президента страны, на торжественных мероприятиях)
А как слушают гимн? (гимн слушают стоя)
А сейчас я предлагаю послушать стоя гимн нашей страны.
Воспитатель : А наше путешествие продолжается. Мы с вами приехали на станцию, которая называется «Малая Родина».
Как вы думаете, что мы называем малой родиной (место где мы родились и выросли, наш край, район и конечно поселок)
Ребята, вы все знаете, что мы живём в стране, которая называется…. ( дети: Россия). Россия – это, ребята, наша большая родина. Наша Россия – очень большая страна, в ней очень много различных краёв и областей (показ по карте). Но есть один край, который дорог нашему сердцу больше всего, тот, где мы с вами живём, называют его Алтайский край.
Алтай велик и огромен. Но что же означает слово «Алтай». Дети, хотите послушать легенду о том, почему наш край назвали Алтайским.
- Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озера, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые все между собой воевали. Каждый раз, народ – победитель давал свое название этому краю. И вот, однажды, главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примерились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя, чтобы такая богатая и красивая земля и не единого названия.
«Алтай» - вдруг сказал один хан, что в переводе на язык означало «золотой»
Сравните - «Алтай» и «Алтын», эти слова похожи. «Алтыном» в старину называли золото. Значит Алтай – это золотой край.
«Алтай» - подтвердили все ханы, - «золотая» земля – оттого и воюем.
Много лет прошло с тех пор.
Так и стал наш край – Алтайским. Ребята, что означает слово «Алтай?» (ответы детей)
Правильно, наш край золотой, а золотой значит богатый. С давних пор люди знали, что наш край очень богат.
Рассматривание герба и флага Алтайского края.
Ребята а кто знает как называется главный город Алтайского края? (Барнаул)
Барнаул это столица Алтайского края.
А как называется район в котором вы живете? (Волчихинский район)
Ребята, а что для вас малая родина?
Как вы это понимаете (мама и папа, друзья, наш детский сад, наш поселок, наш двор, в котором мы живем). А как называется наш поселок? (Правда)
Слайды поселка Правда с пояснениями.
Физкультминутка.
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Воспитатель :
Возле школы находится памятник солдатам, защищавшим нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
Мы с вами чтим память о защитниках нашей Родины и ходим, чтобы возложить цветы к вечному огню и памятникам.
Мы должны бережно хранить эту память, быть достойными их и готовыми всегда встать на защиту своей любимой Родины.
Наша страна ежегодно отмечает в феврале праздник 23 февраля, в мае 9 мая день победы. Эти праздники празднуют все – и взрослые и дети, в этот день воины и ветераны надевают свои ордена и медали, вспоминают о своей службе в армии, о военных действиях.
Стихотворение В. Сосюры
Мы любим армию свою,
Она большая сила.
Она, бесстрашная в бою,
Всех недругов разбила.
Родная армия сильна,
В боях непобедима.
На страже Родины
Она стоит несокрушимо.
Воспитатель : Наша армия всегда была сильной и непобедимой, славилась и до сих пор славится своими защитниками, которые всегда готовы охранять и защищать нашу Родину.
Армия – это могучая сила нашей страны. О ней наш народ сочиняет стихи, песни, снимают фильмы, пишут книги, которые рассказывают о смелости, о героизме русского солдата. И сегодня в наши дни молодые мальчишки становятся героями, отличаются своей смелостью и отвагой. Они идут служить в армию и защищают нашу Родину. Так в конце 90-х годов началась первая чеченская война, затем и вторая в начале 2000 г.
Чеченские города (Александр Вырвич.)
Чечня, друзья, не только город Грозный.
Не только в Грозном мы бои вели.
Бой в городе, конечно, очень сложный,
Вам скажут в Гудермесе и Шали.
Мы грязь и пыль месили сапогами,
Ведь нас сюда дороги не вели.
Мы по полям их проложили сами
К Аргуну, Гудермесу и Шали.
Пусть ярлыки нам вешают любые,
Не надо нам, друзья, чужой земли.
С боями шли мы к городам России –
К Аргуну, Гудермесу и Шали.
Мы верим, что потери не напрасны,
И все, что надо, сделать мы смогли.
И пусть живут, по – своему прекрасны,
Аргун и Гудермес, да и Шали.
Пройдут года, и мы расскажем внукам,
Какие мы бои в Чечне вели…
Вот только б впрок пошла эта наука
Аргуну, Гудермесу и Шали.
И сегодня ребята у нас в гостях ветеран Василий Васильевич Гранкин который воевал в Грозном.
Ветеран : Здравствуйте ребята
Воспитатель : Как хорошо, что ты пришёл. Кто как не ты сможет рассказать нашим будущим защитникам о солдатской взаимопомощи, смелости, храбрости, подвиге солдата.
Ветеран :
Я, ребята на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Чечней
Но, как видите, - живой.
Я живой, но народ помнит о тех, кто погиб, защищая свой город, Родину
Воспитатель : Напоследок хотелось бы сказать, что сейчас идет война на Украине и наши солдаты стали на защиту нашей Родины. Я предлагаю вам нарисовать им рисунки с пожеланием скорее вернуться с победой и передать их через ветерана. Дети передают рисунки.