Приложение МААМ

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Предложение»

Ольга Гребцова
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Предложение»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание : Создать положительный фон для самовыражения, активности, повышения коммуникабельности детей, снятия эмоционального и физического напряжения. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах; ознакомить с предложением; учить выделять на слух предложения из высказывания; учить членить предложения на слова; упражнять детей делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие (гласные звуки); закрепить соотношение звук-буква.

Оборудование:

Панно букв.

Письмо от Тетушки-Совы.

Полоски бумаги.

Счетные палочки.

Публикация «Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте „Предложение“» размещена в разделах

Набор картинок.

Мольберт.

Магниты.

Разноцветные лепестки.

Место проведения: групповая комната.

Длительность: 30 – 35 минут.

Ход занятия

Дети заходят в групповую комнату, здороваются с гостями.

Воспитатель: - Ребята, сегодня нам пришло письмо. Это письмо пришло от Тётушки – Совы. О чем она хочет рассказать в этом письме, вы узнаете, если выполните некоторые задания. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы справиться со всеми трудностями, которые вам встретятся. Вы готовы? (Ответы детей).

Для начала давайте посмотрим, с каким настроением вы готовы выполнить все задания. А помогут нам в этом разноцветные лепестки. Выберите лепесток того цвета, который соответствует вашему настроению. Составив цветок, мы сможем понять наше настроение. (Дети выполняют задание «Цветное настроение»).

Язык красок:

1. Желтый, оранжевый – веселое, шаловливое, радостное настроение. Сопутствует творчеству.

2. Красный – хорошее, бодрое настроение.

3. Зеленый – лень и равнодушие.

4. Синий – спокойствие.

5. Фиолетовый – грусть, тревожность.

6. Черный – горе, печаль.

Воспитатель подводит итог, что у всех самое разное настроение. Накрывает цветок салфеткой, обращается к детям:

Воспитатель: - А вот и первое задание из письма. Я показываю буквы на панно, а вы называете соответствующий звук.

Уточняют, что все названные звуки – гласные. Дети дают характеристику гласных звуков (при их произнесении воздушная струя не встречает преград).

Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием, а теперь Сова предлагает вам поиграть в игру «Найди гласный звук».

Как вы знаете, сова – мудрая птица. Она учит мудрости и грамоте других.

Дети берут лежащие на столе картинки. На одной картинке изображены предметы, названия которых – односложные слова (с одним гласным звуком) : дом, мак, лук, дым, кот, нос. На другой картинке изображены предметы. Названия, которых – двусложные слова (с двумя гласными звуками) : лужа, лапа, бусы, книга, часы, гуси.

Задания детям:

А) выбрать картинку, в названии которой слышится один гласный звук. Произнести слово, выделяя (протягивая) гласный звук, и назвать его. Например, в слове лу-у-у-к – гласный [у];

Б) взять оставшиеся картинки, произнести слово, найти гласные звуки и назвать их. Например, в слове лу-у-у-ужа-а-а-а- два гласных звука [у] и [а].

Тётушка – Сова вам, что-то хочет сообщить в письме, но перед этим немножко отдохнём.

Игровое упражнение «Веселая гимнастика» на закрепление пространственной ориентировки.

Воспитатель: - Вы внимательно выслушиваете мои указания, а вы должны точно выполнять их.

- Поднять руки вверх. Правую руку опустить вниз. Левую руку поставить на пояс. Руки опустить вниз. Повернуться направо. Посмотреть налево.

Воспитатель: - Тетушка-Сова предлагает вам поиграть в еще одну игру «Измени слово». Нужно взять картинки с односложными словами изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом – домик.

Воспитатель: - Обратите внимание на то, что вы работали с отдельными словами.

Воспитатель: А теперь самое главное, пишет Тётушка – Сова. Слова (произносимые сами по себе) нам ни о чем не говорят, не рассказывают. Например: слово дом. Мы можем его произнести много раз, но никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый); где он стоит (в городе или деревне, в лесу или на берегу реки); кто в нем живет и т. д.

Для того чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чем- то, они должны подружиться друг с другом. Например: Рабочие построили новый дом. Из дружных слов получилось предложение. Только с помощью предложений мы можем сообщить другим различные сведения.

Воспитатель: - Скажите, что вы узнали о доме в этом предложении? (Кто построил дом, какой это дом)

- Предложение мы будем обозначать длинным прямоугольником (на доске) или длинной полоской бумаги (показ бумажный полоски).

Упражнение «Составь предложение». Воспитатель предлагает детям составить предложение, взять за основу слова лужа, кот. Всем, кто составил предложения, педагог дает длинные полоски бумаги.

Упражнения на выделение предложений из высказываний на слух.

А) – Предложения тоже умеют дружить. Так получаются рассказы. В рассказах одно предложение от другого отделяются паузой (короткой остановкой). Послушайте рассказ из трех предложений.

Маша и Петя живут в большом городе. (Пауза) Они ходят в детский сад. (Пауза) В детском саду они играют и занимаются.

- Повторите первое предложение. О чем оно вам рассказало?

Далее проводится аналогичная работа с другими предложениями.

Б) – Послушайте другой рассказ; выложите столько полосок бумаги, сколько в нем предложений.

Петя пошел гулять. (Пауза) Во дворе он нашел котенка. (Пауза) Мальчик взял котенка домой.

- Повторите первое предложение (второе, третье).

Выделение слов из предложений.

Воспитатель: Тётушка – Сова хочет вам сообщить о том, что предложения состоят из слов. Слова в предложении условно обозначают короткими линиями.

Воспитатель: Мудрая Сова в своем письме написала вам задание: выложите столько счетных палочек, сколько слов в предложении. Примерный набор предложений для разбора : Девочка смеется. Мальчик надувает шар. Дети рисуют. Собака громка лает. (Дети выполняют задание за столами).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием Тетушки-Совы, на этом все задания подошли к концу. Мудрая Сова прощается с вами и надеется, что вы будите помнить все то, что она вам поведала в письме.

Воспитатель: Скажите, понравилось ли вам занятие, и чем оно вам запомнилось? Что нового вы узнали на занятии? Какое задание вам показалось наиболее трудным? Какое наиболее интересным? (Выслушивает ответы детей).

А в заключение давайте посмотрим, изменилось ли ваше настроение. Возьмите в руку лепесток такого цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент.

Воспитатель подводит итог, благодарит детей за занятие.

Воспитатель показывает детям игрушку и спрашивает. «Что зайчик делает?». При этом он показывает, как передвигается заяц «Зайчик прыгает», - отвечают дети. Воспитатель объясняет, что они сказали предложение «Зайчик прыгает», и предлагает повторить его.

Воспитатель: Мы сказали предложение, в котором два слова – зайчик и прыгает. Первое слово в нашем предложении – зайчик, второе – прыгает. После этого вызываю двух человек, и говорит им, они будут словами в предложении : «Сережа будет словом зайчик (дает ему игрушку, а Маша – словом прыгает. Подумайте, кто должен стать первым? Какое слово в нашем предложении было первым? Да, слово зайчик». Раз ты, Сережа, - слово зайчик, то должен стать первым, а слово прыгает вторым». Затем воспитатель предлагает группе «прочесть» предложение, последовательно называя слова. Затем воспитатель предлагает поменяться местами : «Теперь пусть слово прыгает станет первым, а слово зайчик - вторым». Какое теперь получилось предложение?» Дети «читают» : «Прыгает зайчик». «Что вы прочли?» - Предложение». (Дети садятся на место). Из дружных слов получилось предложение. Только с помощью предложений мы можем сообщить другим различные сведения.

Воспитатель: Предложение мы будем обозначать длинным прямоугольником или длинной полоской бумаги (показ бумажный полоски). Я предлагаю сыграть в игру «Живые слова». В роли слов выступаете вы. Сейчас я выберу детей, которые будут словами: шарик, мальчик, надувает. А остальные составляют из них предложения. «Живые слова» выстраиваются в том порядке, в каком было построено предложение, и произносят свои слова, и берутся за руки.

Воспитатель: Слова в предложении условно обозначают короткими линиями. Но мы слова обозначим счетной палочкой. Я буду говорить предложения, а вы определять количество слов в нем, выкладывая палочки на полоски. Примерный набор предложений для разбора : Девочка смеется. Дети рисуют. Собака громка лает. (Дети выполняют задание за столами).

Воспитатель: На этом игры от Тетушки-Совы закончились, но она обязательно пришлет еще много игр, в которые мы с вами поиграем. Скажите, понравилось ли вам занятие, и чем оно вам запомнилось? Что нового вы узнали на занятии? (Выслушивает ответы детей).

Воспитатель подводит итог, благодарит детей за занятие.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по программе «Радуга». Обучение грамоте (первое полугодие) СЕНТЯБРЬ «Звук вокруг нас» Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи;.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Предложение»
Опубликовано: 6 сентября 2014 в 17:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Предложение»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гребцова (УИ 236183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД