Инна Бондарева
Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие с олимпийцами».
Цель: продолжать учить выделять отличительные признаки путем сравнения; закрепить умение рассказывать знакомые сказки по мнемо таблицам, составлять из частей целое; систематизировать представления детей о разных видах спорта; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач (элементы ТРИЗ); тренировать аналитическое мышление, внимание. Воспитывать нравственные качества, самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Оборудование: самолёт (сделанный способом модульного оригами, эмблемы пяти цветов, изображающие символику олимпийских игр, пиктограммы с изображениями олимпийских видов спорта, разрезные картинки, домик-теремок, мнемо таблицы.
Предшествующая работа: беседа об открытии Олимпийских игр Сочи – 2014; чтение русских народных сказок; развивающие игры с использованием ТРИЗ.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята!
По дорожке к вам снежной спешила
Любовалась, как жизнь хороша,
Мне казалось, что сегодня утром даже солнце светило
И моя улыбалась душа.
И своим хорошим настроением я хочу поделиться с вами. Я буду очень рада, если вы улыбнетесь мне.
- Ребята, сегодня у нас в гостях воспитатели из других групп, методист детского сада. Поприветствуйте их.
У нас на занятии гости, это хорошо, почему?
У нас на занятии гости, это плохо, почему?
Вы все знаете, что 7 февраля в г. Сочи на Олимпийские игры приехали спортсмены с 5 континентов страны. Они просят нас рассказать о русских народных сказках и видах спорта, которыми активно занимаются жители нашего города. И приглашают в сказочное путешествие.
(На столе самолет, который накрыт тканью)
Как вы думаете, что там под тканью? Для того чтобы отгадать на чём олимпийцы к нам летят, мы поиграем в игру «Да – Нет», вы будете задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка – это неживой предмет.
Д: Я думаю это книга?
В: Нет.
Д: Мне кажется это игрушка?
В: Нет
Д: Возможно это Кукла.
В: Нет
Варианты ответов.
Д: А может это самолет.
В: Да
В путешествие отправимся на самолете. Мы с вами настоящие пилоты (включаю музыку о самолетах и одеваю пилотки). Посмотрите на крыле самолета конверт, здесь карта нашего путешествия, по которой мы будем вести маршрут и делать посадки.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед.
Левое крыло вперед.
1, 2, 3, 4, -
Полетел наш самолет.
Совершаем посадку (смотрим на карту) игра «На какой вид спорта похожа эта пиктограмма» (показываю пиктограммы с условно обозначенными видами спорта).
Дети высказывают свои варианты.
Молодцы! Отправляемся дальше. Набираем высоту, следующая посадка игра «Разрезные картинки».
- Посмотрите на столе лежат разрезные картинки разные по цвету: голубые, черные, красные, желтые, зелёные.
- Маша как ты думаешь, что мы будем делать в этом задании. (Мы будем из частей собирать одну целую картинку).
- Внимательно посмотрите на свою картинку, назовите этот предмет и скажите что в этом объекте хорошего и что плохого (коньки, лёд, санки, снег, огонь).
Умники справились с заданием! Наш самолет продолжает путешествие, подлетаем к сказочному домику. Идём на посадку. Мы покажем сказку «Теремок» на новый лад. Но жители у нас будут необычные. (Один ребенок хозяин теремка, а другие будут проситься в него).
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я – гора! А ты кто?
- А я каток. Пустишь меня в теремок.
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. И по катку и с горы можно кататься и т. д.
В: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение?
Д: Хорошее.
В: Ребята, а где может жить улыбка (На лице, на кофте, в душе и т. д.)
Прежде чем дальше путешествие продолжать
Мы скорей должны руки и ноги размять,
Слушайте мои команды внимательно,
Выполняйте их старательно.
(Дети стоят в произвольном порядке на ковре)
Мальчики направо, девочки на лево; у кого есть красный цвет в одежде – к двери, у кого нет - к окну; кто летал на самолете – кто не летал; кого в детский сад привел папа – кого нет; у кого одежда с пуговицами – у кого нет.
Наш самолет устал совершать манёвры, идём на посадку в зону отдыха, пилоты отстегните ремни, сядьте поудобнее в своих креслах и послушайте сказку «Лиса и волк», которую нам расскажет сказочница Мария. Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно и поправляйте, если здесь есть ошибки.
- Жили - были мальчик и девочка.
Не девочка и мальчик, а дед да баба.
Ах, да дед и баба. Вот дед говорит: - Ты баба пирогов напеки, а я запрягу сани поеду за картошкой.
Да не за картошкой, а за рыбой.
- Правильно. Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой, видит на дороге лежит медведь, свернулся калачиком.
- Не медведь, а лиса.
Взял дед лису, положил на воз, а сам пошел впереди. А лиса улучила время и стала деду в карман её складывать.
- Не в карман, выбрасывать по одной с воза. Выбросила всю рыбу и сама ушла.
- Дед приехал домой и говорит: - Ну, старуха, привез тебе конфет.
Правильно воротник на шубу, подошла бабка к возу, а там ни воротника, ни рыбы.
Тут дед смекнул, что лиса была не мертвая, погоревал, да что будешь делать!
А лиса собрала всю рыбу в кучку, села и ест.
Приходит к ней заяц:
- Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…
- Угости рыбкой.
– Налови сам да ешь.
- Да я не умею.
- А ты ступай в магазин, засунь голову в холодильник и приговаривай: «Ловись рыбка, и мала и велика, ловись рыбка и мала и велика! Так рыба тебя сама хватать будет. Так подольше посидишь, так больше наудишь.
Пошел волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает:
- Не ловись рыбка, не ловись рыбка.
А лисица ходит около волка и поет:
- Я морячка, ты моряк,
-Я рыбачка, ты рыбак!
Не правильно, а как. – Мерзни, мерзни волчий хвост!
Сидел волк целую ночь у проруби, хвост приморозило. Хотел подняться, не тут-то было. Он думает: «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащить!»
В это время идут подружки на танцы. Увидели и закричали:
- Какая красивая собачка, давайте его домой возьмем!
Правильно начали бабы бить волка коромыслом, волк рвался-рвался, оторвал себе хвост и убежал.
А лисица забралась к бабе в избу, конфет наелась, ресницы тушью накрасила.
Да квашни наелась, голову тестом вымазала, выбежала на дорогу, упала, лежит и стонет.
Волк ей на встречу, смотри, как меня исколотили. А лиса ему: тебе хвост оторвали, зато голова цела, а мне голову разбили, даже мозги выступили.
- И то правда, - говорит ей волк, где тебе идти садись в мой Мерседес, я тебя довезу.
Села лиса на волка и приговаривает:
-Битый небитого везёт,
Битый небитого везёт!
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.
Понравилась сказка, отправляемся в полёт. Идём на посадку.
Сказку интересную послушали, а теперь вспомните свою любимую сказку и расскажите её по мнемо таблице. В завершении рассказа вопрос: Чтобы ты сделал, если бы твой герой пришел к тебе в гости?
Отправляемся дальше. Пристигните ремни. Набираем высоту! Совершаем посадку на городском стадионе «Спартак» (заиграла спортивная музыка). Представьте и покажите, кто каким видом спорта хотел бы заниматься.
Ну, вот мы с вами совершили весь маршрут по нашей карте, познакомили спортсменов с русскими народными сказками, оказывается, наши сказки любят и в других странах и показали разнообразные виды спорта.
Мы вернулись обратно в нашу группу, а олимпийцы полетели в Сочи завоевывать медали.
А на память о нашем путешествии они оставили для вас медали за активное участие.