Анастасия Дугина
Конспект открытого занятия по этикету в старшей группе «В царстве вежливых наук»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по этикету в старшей группе
Тема: «В царстве вежливых наук».
Воспитатель:
Дугина А. Н.
18.04.2012 г.
Публикация «Конспект открытого занятия по этикету в старшей группе „В царстве вежливых наук“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание. Формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; учить правильно называть нравственные качества настоящего товарища; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам; дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у ребят умение общаться между собой; закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.
Материал: маски с различным эмоциональным состоянием (добрая, грустная, удивленная); лепестки (по количеству детей).
Ход занятия:
- Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, т. е. о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком?
- Воспитанный человек разговаривает вежливо, всегда говорит волшебные слова, никогда никого не обижает, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово.
- Молодцы, ребята. Правильно. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами…что?
- Гордиться!
- Ребята, вы готовы отправиться в царство этикета?
- Да!
- А вы знаете, что в дальние края можно путешествовать мысленно?
- Как это?
- Очень просто. Нужно только закрыть глаза и представить, как мы едим на поезде, плывем на теплоходе, летим на самолете или мчимся на северных оленях. Итак, в путь. Закрывайте глаза и занимайте места в вагоне.
- А теперь откроем глаза. Станция «Добрые слова».
- Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?
- Привет, здравствуй.
- А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?
- Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться, пожать друг другу руки…
- Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». Ребята, как вы думаете, что оно означает?
- Будь здоров.
- Правильно, слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
- Войдя в детский сад, школу, в гости – всюду сначала здороваются. А какие вежливые слова вы ещё знаете?
- Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…
- Молодцы, а сейчас ребята прочитают для нас стихи о добрых, вежливых словах.
1-й ребенок: (Игорь)
Добрый день!
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
2-й ребенок: (Захар)
Доброго пути!
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
3-й ребенок: (Данил)
Здравствуйте!
- Здравствуйте!-
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
4-й ребенок: (Влад)
Пожалуйста.
Отменить, что ли,
Слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что
Без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
5-й ребенок: (Стас)
Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали? Сколько раз?
6-й ребенок: (Вадим)
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И, что обещал, забывать.
Но если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.
7-й ребенок: (Никита)
Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и новы,
Но я еще повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
- Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.
- Ребята, а может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?
- Да.
- Когда, по-вашему, это бывает?
- Когда сказано грубым голосом или слово расходится с делом.
- Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.
- Давайте мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста».
(Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.)
- А теперь, чтоб узнать, как вы поняли, что такое «волшебные слова», решим задачу: «Пожалуйста!»
- Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сделала замечание старушка, сидевшая напротив.
- А что я сделала? – возразила Леночка.
- Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
- И она, надувшись, стала смотреть в окно.
- И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?
- Потому что слово «пожалуйста» Лена произнесла грубо, как бы передразнивая старушку.
- Вы решили мою задачу, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята.
- Ребята, давайте немного отдохнем. Сделаем зрядку.
Мамам дружно помогаем.
Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
(Наклоны вперед, движения, имитирующие полоскание.)
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки.
(Потягивание – руки в стороны.)
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки.
(Потягивание – руки вверх.)
- Молодцы. Наше путешествие продолжается. Закрываем глаза, пересаживаемся на теплоход. Станция «Любезные услуги». А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»
- Конечно же, это кот Леопольд.
- Мы его не видим, но голос слышали. Посмотрите на маски и выберите ту, которая больше всего подходит Леопольду.
- Почему вы выбрали именно эту маску?
- Потому что Леопольд очень добрый и веселый кот.
- Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.
- Вежливый мальчик обязательно уступит в автобусе свое место девочке.
- Он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки.
- И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек.
- Давайте рассмотрим ситуации. «Мальчик оказывает любезные услуги девочке».
- Ты подошел к двери вместе с девочкой. Как ты поступишь?
- Мальчик уступает в автобусе место девочке.
- Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.
- Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав спасибо.
- Я думаю в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться. А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов:
- Никогда не груби своим товарищам.
- Не называй обидными словами.
- Не давай прозвищ.
- Не толкайся и не дерись.
- А сейчас мы вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья».
Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
- Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?
- Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
- Кто из вас, скажите дети, кулаками машет,
слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью!»
- Кто из Вас, скажите братцы, друг другу помогает
Товарищей не обижает?
- Мы бедные игрушки, поломанные!
- Мы бедные игрушки, не сложенные!
- Нелюбимые и забытые.
- Кто на полки нас посадит? Кто на место отнесет?
- Кто нам платьице поправит, в косы ленты заплетет?
- И еще один вопрос: кто себе не моет нос?
- Кто из вас, ребята, хочет: аккуратным, чистым быть.
- С мылом, щеткою, водою обязательно дружить?
- Молодцы, ребята. А мы продолжаем наше путешествие. Закрываем глаза. Следующая станция «Заколдованная». Нам нужно с вами перечислить хорошие поступки и плохие (проводится игра). Ребята, а какие поступки нужно совершать?
- Только хорошие!
- Да, вы правы. А сейчас еще одно задание. Представьте, что мы с вами на волшебной поляне. Вам нужно выложить цветы вежливости (дети выкладывают цветы). Какого цвета лепестки вы брали для своего цветка?
- Солнечные, яркие, красные, розовые, радостные…
- Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости?
- Нет!
- А как бы вы его назвали?
- Цветок грубости!
- Да, действительно. Вы выполнили все задания. А теперь пора возвращаться. Раз, два, покружись, в своей группе очутись.
- Вот и закончилось наше путешествие. Не забывайте, ребята использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.