МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи

Надежда Баталова
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи подготовительная группа «В гости к Старичку – Лесовичку»

Программное содержание:

учить правильной постановке языка при произношении звуков [c] и [с’]; учить контролировать силу выдоха;

учить подбирать родственные (однокоренные) слова;

закрепить умение четко произносить звуки [c] и [с’] в чистоговорках, слогах и словах;

закрепить умение находить место звуков в заданных словах;

Публикация «Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи» размещена в разделах

закрепить навыки артикуляционной гимнастики;

укрепить мышцы артикуляционного аппарата;

воспитывать умение работать в коллективе, выдержку;

закрепить название зимующих птиц.

Методы и приемы:

игровой -сюрпризный момент, словесный, наглядный.

Оборудование:

Раздаточный материал:

карточки, альбомные листы с перфокартами, фломастеры, снежинки.

Демонстрационный материал:

птицы – синица, снегирь, свиристель, сорока, клест, белка. Старичок – Лесовичок, следы птиц, иллюстрации березы в «зимнем уборе», конверт с заданиями, корзина с заданием, красивая коробочка с заданием, елка с карточками, мольберт с изображением Старичка-Лесовичка.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Дети, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи. Мы будем продолжать работать со звуком, а вот с каким, вы должны догадаться сами. Послушайте скороговорку и определите, какой звук в ней выделяется.

«ВЕЗЁТ СЕНЯ С САНЕЙ СОНЮ НА САНЯ».

Дети:

Звуки [c] и [с’];

Воспитатель:

– Повторите скороговорку (3 – 4 ребенка)

Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит письмо.

Воспитатель:

– Вот так да, письмо. Что же написано на конверте? Адрес. Кому это письмо отправлено. Кто назовет адрес нашего детского сада?

Дети:

- Кемеровская область, г. Л – Кузнецкий, ул. Зварыгина-2, детский сад № 37.

Воспитатель: - Правильно назвали. И здесь написан тот же адрес. Кемеровская область, г. Л – Кузнецкий, ул. Зварыгина-2, детский сад № 37. Значит нам. От кого оно? От Старичка – Лесовичка. Давайте прочитаем, что там написано.

«Здравствуйте дети. Пишет вам Старичок – Лесовичок. У меня в лесу очень много разных птиц. И среди них есть сорока – белобока. Она рассказала мне о вас много интересного. А самое главное она поведала мне. Что вы умные и сообразительные. Поэтому приглашаю вас к себе в гости, в зимний лес. Чтобы узнать, правду ли мне сказала сорока. Дорогу ко мне вы найдете по - зимнем следам. Но пойте ко мне смогут только те дети, кто правильно выберет карточку с изображением, в названии которого есть звуки [c] и [с’] и определяет его место в слове. Счастливого вам пути. Ваш друг Старичок – Лесовичок».

Воспитатель достает из конверта карточки. (Работа по карточкам)

Воспитатель:

– Молодцы правильно выбрали и назвали. Ну что, в путь? Смотрите, что это?

Дети:

– Это следы птицы – синицы. Они нам дорогу показывают.

Воспитатель:

– Хорошо, на какой звук начинается слово синица?

Дети: - на звук [с’].

Воспитатель: -

Подскажите песенку синицы.

Дети:

- Синь – синь – синь.

Воспитатель:

– Хорошо. А сейчас девочки, мальчики, вместе пойдемте по этим следам. Идти нужно осторожно на носочках.

Дети идут по следам синицы.

Воспитатель:

- Вот и закончились следы. А вот и синица сидит, корзину караулит. Посмотрим, что в ней. Это задание от Старичка – Лесовичка. – «Моя знакомая белочка спрятала осенью орешки, а сейчас ищет. Помогите белке».

Артикуляционная гимнастика.

1. Увидела орешек – удивилась: - «Какой большой» Губы вытянуть вперед не закрывая зубы. Удерживать их в таком положении 5 – 10 сек. Упражнения вырабатывает движении губ, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность ;

2. А потом обрадовалась, - улыбнулась. Улыбнуться, открывая зубы. Удерживать в таком положении 5 – 10 сек. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая передние и верхние передние зубы, укрепляя мышцы губ, способствуют их подвижности.

3. Сорвала орешек и спрятала его за щеку.

Рот закрыт. Надавить языком на внутреннюю сторону щеки так, чтобы появился «орешек». С начало правую затем левую щеки. Упражнение развивает произвольное движение языка и щек.

Повторить 3 раза.

Воспитатель:

- Молодцы помогли белочке. Смотрите еще чьи – то следы.

Дети:

-Это следы снегиря, на звук [c].

Воспитатель:

- Пропойте песню снегиря.

Дети :

- Сью – сью – сью.

(тихо, громко, нормально).

Воспитатель:

– Пойдемте по следам снегиря.

Дети идут по следам снегиря слегка покачиваясь.

Воспитатель:

- А вот и сам снегирь сидит. Крылья снегом припорошило, летать не может. Поможем снегирю.

Дыхательное упражнение «Снегирь»

Сел на ветку снегирь: - Дети взмахивают кистями рук.

Ф – ф, ф – ф. - Коротко, активно выдыхают.

На него упал снежок - Ударяют кончиками пальцев одной руки по ладони второй.

Ф – Ф, Ф – Ф. - коротко со средним упором выдыхают.

Ветерок, подуй слегка - Качают поднятыми руками над головой.

Ф – Ф, Ф – Ф. - Коротко легко выдыхают.

Отряхни нам снегиря - Стряхивают кисти рук.

Ф – Ф – Ф – Ф – Ф. - Продолжительный выдох.

Упражнения вырабатывает правильный выдох различной силы.

Отряхнули снегиря. Задышал он, закрутил головой.

Стоя, спина и шея прямые. При повороте головы вправо – вдох носом. При возврате в и. п. выдох ртом. То же влево. Повторите 3 раза.

Подышал снегирь расправил крылья и полетел, только крыльями воздух рассек. –С – С – С – С – С. Все вместе.

Конверт остался. Что же в нем? Задание от Старичка –Лесовичка. «На моей лесной красавице елке висят карточки со словами в которых есть звук [c] и [с’]. Определите место этим звукам в словах.

Работа по карточкам.

Воспитатель:

- Молодцы. Хорошо справились с заданием. А вот еще следы. Как вы думаете, чьи они?

Дети:

- Это следы сороки. Звук [c] в начале слова.

Воспитатель – Пойдемте по следам.

(легкими прыжками со следа на след)

А вот и сорока сидит, коробочку караулит. Посмотрим, что в ней.

«Повторите слоги правильно»

Са – со – су – сы

Ис – ус – ас – эс

«Назовите лишний слог»

Ас – ос – уз – ыс.

Ос – яс – ис – юш.

Ша – се – су – си.

Се – зе – сю – си.

«Спойте сорочью песенку»

Дети: – Стрек – стрек – стрек.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот ведь сорока – белобока совсем нас заговорила – застрекотала. А нам надо к Старичку – Лесовичку идти. Давайте посмотрим, чьи следы поведут нас дальше?

Дети:

-Следы свиристели. Звук [c] в начале и в середине слова.

Воспитатель: - Пойдемте по этим следам.

(легкий медленный бег)

Смотрите. Что это за птица, как она называется?

Дети:

-Это свиристель.

Воспитатель:

- Правильно свиристель. Она в конверте принесла задание. Что же там написано?

Подобрать однокоренные слова к слову снег. (снежинка, снеговик,

Снегурочка, снегопад, снегирь, снежок, снежки).

-Молодцы.

«Добавьте слова в стихотворение».

Тихо-тихо, как во сне

Падает на землю (снег).

С неба все скользят пушинки

Серебристые (снежинки)

На поляны, на лужок

Тихо сыплется (снежок)

Вот веселье для ребят

Все сильнее (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился (снеговик)

Рядом снежная фигурка

Это девочка (Снегурка)

На снегу–то, посмотри,

С красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Падают на землю (снег).

Какие слова вы добавили?

Дети:

– Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири.

Воспитатель:

– На какое слово все они похожи?

Дети:

- На слово «снег».

Воспитатель:

– На какой звук начинается эти слова?

Дети:

- На звук [c].

Воспитатель:

- Правильно, и однокоренные слова назвали, и слова правильно добавили.

Воспитатель:

- Вот еще следы.

Дети:

– Эти следы оставил клест. Звук [c] в середине слова.

Воспитатель:

– Пойдемте по следам.

(хождение по следам на полусогнутых в коленях ногах)

А вот и клест сидит. Березами любуется.

(Иллюстрация с березами).

Воспитатель:

-Что можно сказать об этих березах?

Дети:

- Березы стоят в белоснежном уборе.

- Белоснежные березы оделись в снежный убор.

Воспитатель:

- Кто расскажет стихотворение С. Есенина «Береза»

Чтение стихотворения С. Есенина «Береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Воспитатель:

- Молодец хорошо рассказал стихотворение: - А вот и задание от старичка – Лесовичка.

«Доскажи слово»

Просыпайтесь!

Просыпаюсь!

Поднимайтесь!

Поднимаюсь!

Умывайтесь!

Умываюсь!

Обливайтесь!

Обливаюсь!

Обтирайтесь!

Обтираюсь!

Закаляйтесь!

Закаляюсь!

Одевайтесь!

Одеваюсь!

Обувайтесь!

Обуваюсь!

Прогуляйтесь!

Прогуляюсь!

Возвращайтесь!

Не а!

Воспитатель:

- Вот какие веселые задания. Какой звук здесь повторяется и где?

Дети:

- Звук [с’] в конце слова.

Воспитатель: - И еще одно задание.

«Проговорите чистоговорку»

СА – СА – СА хлопки

Синее небеса колечки

Се – се – се хлопки

Солнце в высоте лучики

Сты – сты – сты хлопки

Прилетели к нам клесты гребешок

Повторить 2 – 3 раза

Воспитатель:

–Молодцы, хорошо справились с заданием. Только вот следы птиц закончились. Куда же нам дальше идти?

(за мольбертом раздается звон колокольчика)

Воспитатель:

-Слышите? Что же это такое?

Дети:

-Это колокольчик звенит.

Воспитатель:

-А в какой стороне. И, как повашему, зачем он там звенит.

Дети:

-Это, наверное, Старичок – Лесовичок нам знак подает, в какую сторону идти надо.

Воспитатель:

- Пойдемте на звук колокольчика.

Дети подходят к мольберту. На мольберте портрет Старичка – Лесовичка, рядом лежит снежинки и записка.

«Мой знакомый художник нарисовал мой портрет. Но мне он не очень нравится. Мне бы хотелось, что бы вы украсили его снежинками. Но не просто так, а ставили снежинки по месту нахождения звука [с] в слове. Пожалуйста, украсьте мой портрет»

Дети выполняют задание.

(Алиса, Стас, сани, лес, снег, коса, лось, лис, Алиса, соль, русалка, лесок, сокол, рысь, брысь, лиса).

Воспитатель:

-Красиво украсили портрет Старичка – Лесовичка. Очень хорошо получилась. А здесь еще одно задание.

«Спасибо за мой портрет. У меня к вам еще одна просьба. Тот же художник прислал мне волшебные листы с точками. Если соединить все точки. То получиться рисунок. А вот какой вы уже узнаете сами. Помогите мне, пожалуйста. Рисовать можно только теми цветами фломастера, в названии которых есть звуки [с] и [с’]»

Дети садятся за стол и обводят точки фломастером

Воспитатель:

- Что у вас получилось?

Дети:

- Снеговики, но здесь не все нарисовано.

Воспитатель: - Давайте дорисуем снеговикам предметы, в названии которых есть звук [с].

Дети выполняют задание и рассказывают. Что они дорисовали: нос, волосы, ресницы, снежинки, сугроб, снег, солнце.

Воспитатель: - Вот сколько снеговиков получилось.

Здесь еще одно послание от Старичка – Лесовичка. (корзина с письмом)

«Спасибо вам, дети. За вашу доброту и отзывчивость. Мне очень понравилось. Что вы такие добрые. Сообразительные и умные. Я убедился, что сорока – белобока меня не обманула. Вы доказали мне свою смекалку. А больше всего мне понравилось, что вы работали вместе и сообща. За это я посылаю вам в подарок свои сладкие снежки. Ешьте. Поправляйтесь. Да ума набирайтесь. До скорого свидания в моем сказочном лесу.

«Старичок – Лесовичок»

Воспитатель:

- Вот и закончилась наша прогулка в волшебном лесу Старичка – Лесовичка. Скажите, что мы делали на нашей прогулке?

Дети:

- Добавляем родственные слова, в стихотворении начинающиеся на звук «С»

- Помогали белки искать орешки.

- Помогли снегирю стряхнуть снег с крыльев.

- Находим звук «С» в словах.

- Повторяли слоги со звуком «С»

-Искали лишний слог.

-Украсили портрет Старичка – Лесовичка.

-Дорисовали рисунок со снеговиком.

Воспитатель:

- Вот как хорошо и интересно мы погуляли по зимнему лесу. Пора возвращаться в детский сад. Досвидания, лес. Досвидания, Старичок – Лесовичок. До скорой встречи.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Развитие речи в дошкольном возрасте.Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи
Опубликовано: 4 ноября 2012 в 14:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД