Приложение МААМ

«Русская изба». Открытое занятие по образовательной области «Познавательное развитие» (6 фото)

Людмила Кострыкина
«Русская изба». Открытое занятие по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

* Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

* Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

* Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

* Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

Публикация «„Русская изба“, Открытое занятие по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах

* Формировать эстетический вкус, творческое воображение

Материалы и оборудование:

* Предметы домашнего обихода;

* Мультимедийная система;

* Клейкие основы для коврика из двустороннего скотча, отрезки атласных лент разных цветов.

Интеграция с другими образовательными областями:

* Социально-коммуникативное развитие;

* Речевое развитие;

* Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

* Чтение русских народных сказок, пословиц, загадок, потешек

* Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

* Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Словарная работ[/i]а: изба, печь, чугунок, ухват, лавка, кувшин, самовар, ковш, прялка, половица.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, родители! Здравствуйте ребята! Какие вы красивые, нарядные. Что это за костюмы у вас такие?

Дети: Русские народные.

Воспитатель: Молодцы какие! Мы живём в великой стране. Как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Верно. В России много талантливых людей и интересных мест. Вы сегодня отправитесь в необычное путешествие, а поможет вам в этом клубочек.

Ребёнок:

Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам. Приведи ты нас клубочек в город к русским мастерам.

Музыка. (В гостях у сказки)

Дети змейкой идут по залу и подходят к избе

Воспитатель: Клубочек, да не простой, волшебный. Давайте посмотрим, куда он нас привел? Посмотрите, как много здесь интересных вещей. Где мы?

Дети: В русской избе.

Воспитатель: А почему вы решили, что это русская изба?

(Ответы детей)

В избе большую часть комнаты занимала печка. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков. Для чего нужна, была печка в избе?

Дети: Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали.

Воспитатель: А какую еду готовили в печи?

Дети: Варили щи, кашу, пекли пироги, хлеб, сушили грибы и ягоды.

Воспитатель: А какую кашу вы любите?

Дети: (манную, гречневую, рисовую, пшенную, овсяную).

Воспитатель: А давайте с вами поиграем.

Игра. Сорока-белобока.

Сорока-белобока (взмахи скрещенными ладонями)

Печку топила (ладони вверх, движение вперед,

Кашу варила (на ладошке пальчиком круговые движения)

На порог скакала (хлопки в ладоши)

Гостей созывала (поклон)

Гости не бывали (грозим правым пальчиком)

Каши не едали (грозим левым пальчиком)

Все своим деткам раздала (показать 5 пальцев, загибаем по очереди)

Этому дала (загибаем мизинчик)

Этому дала (загибаем безымянный)

Этому дала (загибаем средний)

И этому дала (загибаем указательный)

А этому ничего не дала (покручиваем верхнюю фалангу большого пальца)

Ты, молодец-удалец, печку не топил, кашу не варил (постукиваем по большому пальчику)

Шу-у-у-у прочь лети (поднимаем руки вверх)

Нет тебе ничего (разводим руки в стороны).

Воспитатель: Вот и я пока вас в гости поджидала, насеяла муки, тесто замесила, пирогов напекла, да кашу в печь поставила. А в чем я приготовила кашу?

Дети: В чугунке.

Воспитатель: Верно. В чугунке. В чугунке готовили кашу, парили целебные травы. А как же мне чугунок из печки-то достать? Он ведь горячий!

Дети: С помощью ухвата.

Воспитатель: Верно. Ухват-это деревянная палка с надетой на ней металлической рогаткой. Вот он за печкой стоит. Давайте попробуем достать чугунок из печки. (Один ребенок подходит и достает ухватом чугунок.

Воспитатель: В левом углу от печки всегда стоял стол. На столе хлеб с солью. Около него простые длинные скамейки - лавки.

Этот угол назывался «красным», т. е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью. Давайте подойдем к столу и посмотрим, что же есть на нашем столе?

Дети: кувшин, самовар, ковш, ложки, стаканы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, из какого материала сделана посуда?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Обратите внимание, как украшена посуда. Она украшена росписью. Ребята, что изображала роспись на посуде?

Дети: На посуде изображали солнышко, травку, ягодки.

Воспитатель: Видите, какие у нас ложки расписные. А для чего кроме еды люди еще использовали ложки?

Дети: чтобы на них играть.

(слайды лошадей в упряжке)

Воспитатель: Вот и мы с вами сейчас поиграем на ложках. В старину люди любили кататься на лошадях. В упряжке была одна, две или три лошади – тройка лошадей. Приготовьтесь и вы скакать на лошадке.

(Музыка Е. Железнова)

Едем едем на лошадке (ударяем ложками по коленочкам)

Но-но-но, (ударяем ложками друг о друга)

Рады рады прокатиться (по коленочкам0

Но-но-но (друг о друга)

Звонко цокают копытца (по коленочкам)

Но-но-но (друг о друга)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же еще есть у нас в избе? Что это за предмет?

Дети: Прялка.

Воспитатель: Правильно. Ребята. С ее помощью люди пряли пряжу. Посмотрите, как это делали.

(видеослайд).

Воспитатель: Вы знаете поговорки о прялке, расскажите их.

Дети:

- Без прялки – не пряха,

Без иглы – не портной!

У ленивой пряхи

Нет про себя рубахи!

Чтоб рубаху нам соткать,

Надо пряжу намотать!

Воспитаттель: Люди в старину много работали. Готовы ли вы потрудиться?

Дети: Да!

Воспитатель: (просит детей занять места за столами). С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, вязали скатерти (показ скатерти, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.

(показ половицы)

- Сегодня мы с вами попробуем изготовить половицу и украсим ею нашу избу. На ваших столах лежат клейкие заготовки и отрезки из разноцветных ленточек.

-Посмотрите, как я буду делать свою половицу. (Показ воспитателя). Укладывайте ленточки на клейкую основу, чередуя цвета. Например, красный, розовый, фиолетовый, красный, розовый, фиолетовый и так далее. Следите, чтобы края ленточек образовывали ровный край.

А теперь приступайте к работе.

Музыка. (Порушка-Параня)

(Дети изготавливают половицу, воспитатель следит за процессом работы, помогает в случае необходимости).

-Вот какие красивые половицы у нас получились. Посмотрите ребятки, как украсила половица нашу русскую избу, как стало уютно в доме, красиво.

Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили. Давайте встанем в круг и вспомним русскую народную игру «Никанориха»

По считалке выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никанориха» - за ним, помахивая прутиком.

Дети поют:

«Никанориха гусей пасла

Запустила в огород козла,

Никанориха ругается,

А козел – то улыбается»

Дети разбегаются, а Никанориха стоит ругает «козлика». После того, как музыка кончается (или по хлопку, дети снова встают парами. Тому, кто остается без пары, говорят: «Раз, два, три – козлик ты!» Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я раздам каждому из вас по одному предмету и буду задавать вопросы. А вы должны догадаться, о каком предмете идет речь. Если этот предмет находится у вас в руках, то вы должны будете правильно разместить его в этой избушке (на магнитной доске изображение избы изнутри. Дети могут прикрепить магитные картинки с изображением старинных предметов)

1) Что занимало главное место в избе? (Печь)

2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)

3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)

4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)

5) На чем сидели? (лавка, скамейка)

6) Из чего пили чай? (Самовар)

7) Ими едят и на них играют (Ложки)

8) Глиняная посуда для молока (Кувшин)

9) Украшает пол в избе (коврик, половица)

10) С ее помощью пряли нитки (прялка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! Гостей встречали по обычаю хлебом и солью.

Музыка(Плясовая)

(Выходят мальчик и девочка русских народных костюмах с караваем в руках.)

Мальчик: Ой вы, гости – господа!

Попрошу я всех сюда!

Девочка: Посидеть за самоваром

Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

Мальчик: Проходите, не стесняйтесь!

Караваем угощайтесь!

Воспитатель: Дорогие ребята, родители, уважаемые гости, мы приглашаем всех на чаепитие. Но сначала не забудьте, что перед едой нужно помыть ручки!

«Русская изба». Открытое занятие по образовательной области «Познавательное развитие»
Фото «Познавательное развитие»
«Русская изба». Открытое занятие по образовательной области - фото
Фото №1 Программное содержание Цель Формирование представлений о жизни и быте Фото №2 Русская изба русского народа о его традициях Фото №3 Задачи Продолжать знакомить детей с традициями

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей «Комната русской старины»Мини-музей «Комната русской старины» Цель создания музея: расширять представления детей о жизни, быте, традициях русского народа. Специфика жизни современного села не позволяет.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Русская изба». Открытое занятие по образовательной области «Познавательное развитие»
Опубликовано: 22 декабря 2014 в 10:06
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Русская изба». Открытое занятие по образовательной области «Познавательное развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кострыкина (УИ 203156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД