Людмила Кострыкина
«Русская изба». Открытое занятие по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
* Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.
* Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
* Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
* Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.
Публикация «„Русская изба“, Открытое занятие по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
* Формировать эстетический вкус, творческое воображение
Материалы и оборудование:
* Предметы домашнего обихода;
* Мультимедийная система;
* Клейкие основы для коврика из двустороннего скотча, отрезки атласных лент разных цветов.
Интеграция с другими образовательными областями:
* Социально-коммуникативное развитие;
* Речевое развитие;
* Художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
* Чтение русских народных сказок, пословиц, загадок, потешек
* Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
* Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.
Словарная работ[/i]а: изба, печь, чугунок, ухват, лавка, кувшин, самовар, ковш, прялка, половица.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, родители! Здравствуйте ребята! Какие вы красивые, нарядные. Что это за костюмы у вас такие?
Дети: Русские народные.
Воспитатель: Молодцы какие! Мы живём в великой стране. Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: Верно. В России много талантливых людей и интересных мест. Вы сегодня отправитесь в необычное путешествие, а поможет вам в этом клубочек.
Ребёнок:
Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам. Приведи ты нас клубочек в город к русским мастерам.
Музыка. (В гостях у сказки)
Дети змейкой идут по залу и подходят к избе
Воспитатель: Клубочек, да не простой, волшебный. Давайте посмотрим, куда он нас привел? Посмотрите, как много здесь интересных вещей. Где мы?
Дети: В русской избе.
Воспитатель: А почему вы решили, что это русская изба?
(Ответы детей)
В избе большую часть комнаты занимала печка. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков. Для чего нужна, была печка в избе?
Дети: Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали.
Воспитатель: А какую еду готовили в печи?
Дети: Варили щи, кашу, пекли пироги, хлеб, сушили грибы и ягоды.
Воспитатель: А какую кашу вы любите?
Дети: (манную, гречневую, рисовую, пшенную, овсяную).
Воспитатель: А давайте с вами поиграем.
Игра. Сорока-белобока.
Сорока-белобока (взмахи скрещенными ладонями)
Печку топила (ладони вверх, движение вперед,
Кашу варила (на ладошке пальчиком круговые движения)
На порог скакала (хлопки в ладоши)
Гостей созывала (поклон)
Гости не бывали (грозим правым пальчиком)
Каши не едали (грозим левым пальчиком)
Все своим деткам раздала (показать 5 пальцев, загибаем по очереди)
Этому дала (загибаем мизинчик)
Этому дала (загибаем безымянный)
Этому дала (загибаем средний)
И этому дала (загибаем указательный)
А этому ничего не дала (покручиваем верхнюю фалангу большого пальца)
Ты, молодец-удалец, печку не топил, кашу не варил (постукиваем по большому пальчику)
Шу-у-у-у прочь лети (поднимаем руки вверх)
Нет тебе ничего (разводим руки в стороны).
Воспитатель: Вот и я пока вас в гости поджидала, насеяла муки, тесто замесила, пирогов напекла, да кашу в печь поставила. А в чем я приготовила кашу?
Дети: В чугунке.
Воспитатель: Верно. В чугунке. В чугунке готовили кашу, парили целебные травы. А как же мне чугунок из печки-то достать? Он ведь горячий!
Дети: С помощью ухвата.
Воспитатель: Верно. Ухват-это деревянная палка с надетой на ней металлической рогаткой. Вот он за печкой стоит. Давайте попробуем достать чугунок из печки. (Один ребенок подходит и достает ухватом чугунок.
Воспитатель: В левом углу от печки всегда стоял стол. На столе хлеб с солью. Около него простые длинные скамейки - лавки.
Этот угол назывался «красным», т. е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью. Давайте подойдем к столу и посмотрим, что же есть на нашем столе?
Дети: кувшин, самовар, ковш, ложки, стаканы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, из какого материала сделана посуда?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Обратите внимание, как украшена посуда. Она украшена росписью. Ребята, что изображала роспись на посуде?
Дети: На посуде изображали солнышко, травку, ягодки.
Воспитатель: Видите, какие у нас ложки расписные. А для чего кроме еды люди еще использовали ложки?
Дети: чтобы на них играть.
(слайды лошадей в упряжке)
Воспитатель: Вот и мы с вами сейчас поиграем на ложках. В старину люди любили кататься на лошадях. В упряжке была одна, две или три лошади – тройка лошадей. Приготовьтесь и вы скакать на лошадке.
(Музыка Е. Железнова)
Едем едем на лошадке (ударяем ложками по коленочкам)
Но-но-но, (ударяем ложками друг о друга)
Рады рады прокатиться (по коленочкам0
Но-но-но (друг о друга)
Звонко цокают копытца (по коленочкам)
Но-но-но (друг о друга)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же еще есть у нас в избе? Что это за предмет?
Дети: Прялка.
Воспитатель: Правильно. Ребята. С ее помощью люди пряли пряжу. Посмотрите, как это делали.
(видеослайд).
Воспитатель: Вы знаете поговорки о прялке, расскажите их.
Дети:
- Без прялки – не пряха,
Без иглы – не портной!
У ленивой пряхи
Нет про себя рубахи!
Чтоб рубаху нам соткать,
Надо пряжу намотать!
Воспитаттель: Люди в старину много работали. Готовы ли вы потрудиться?
Дети: Да!
Воспитатель: (просит детей занять места за столами). С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, вязали скатерти (показ скатерти, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.
(показ половицы)
- Сегодня мы с вами попробуем изготовить половицу и украсим ею нашу избу. На ваших столах лежат клейкие заготовки и отрезки из разноцветных ленточек.
-Посмотрите, как я буду делать свою половицу. (Показ воспитателя). Укладывайте ленточки на клейкую основу, чередуя цвета. Например, красный, розовый, фиолетовый, красный, розовый, фиолетовый и так далее. Следите, чтобы края ленточек образовывали ровный край.
А теперь приступайте к работе.
Музыка. (Порушка-Параня)
(Дети изготавливают половицу, воспитатель следит за процессом работы, помогает в случае необходимости).
-Вот какие красивые половицы у нас получились. Посмотрите ребятки, как украсила половица нашу русскую избу, как стало уютно в доме, красиво.
Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили. Давайте встанем в круг и вспомним русскую народную игру «Никанориха»
По считалке выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никанориха» - за ним, помахивая прутиком.
Дети поют:
«Никанориха гусей пасла
Запустила в огород козла,
Никанориха ругается,
А козел – то улыбается»
Дети разбегаются, а Никанориха стоит ругает «козлика». После того, как музыка кончается (или по хлопку, дети снова встают парами. Тому, кто остается без пары, говорят: «Раз, два, три – козлик ты!» Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я раздам каждому из вас по одному предмету и буду задавать вопросы. А вы должны догадаться, о каком предмете идет речь. Если этот предмет находится у вас в руках, то вы должны будете правильно разместить его в этой избушке (на магнитной доске изображение избы изнутри. Дети могут прикрепить магитные картинки с изображением старинных предметов)
1) Что занимало главное место в избе? (Печь)
2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)
3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)
4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)
5) На чем сидели? (лавка, скамейка)
6) Из чего пили чай? (Самовар)
7) Ими едят и на них играют (Ложки)
8) Глиняная посуда для молока (Кувшин)
9) Украшает пол в избе (коврик, половица)
10) С ее помощью пряли нитки (прялка)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! Гостей встречали по обычаю хлебом и солью.
Музыка(Плясовая)
(Выходят мальчик и девочка русских народных костюмах с караваем в руках.)
Мальчик: Ой вы, гости – господа!
Попрошу я всех сюда!
Девочка: Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока
Мальчик: Проходите, не стесняйтесь!
Караваем угощайтесь!
Воспитатель: Дорогие ребята, родители, уважаемые гости, мы приглашаем всех на чаепитие. Но сначала не забудьте, что перед едой нужно помыть ручки!