Ирина Моисеева
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «С куклой Ирой в гости к сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Коррекционно-образовательные:
1) в игровой форме закреплять понятия «гласные», «согласные» звуки, умение выделять звук И из слов, развивать грамматический строй речи при работе с деформированным предложением, умение находить в предложении слова со звуком И. Продолжать работу над развитием звукового и звукобуквенного анализа слов.
2) Используя занимательные моменты, закреплять знание буквы И в дидактических играх «На что похожа буква И», «Зашифрованные слова», «Выложи букву И из палочек». Учить различать звуки и буквы.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе „С куклой Ирой в гости к сказке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
3) Активизировать словарный запас детей по теме «Животные» (со звуком И). Продолжать работу над многозначностью слов.
Коррекционно-развивающие :
Развивать слуховое, зрительное внимание, восприятие, воображение, память детей, мелкую и общую моторику, мимические мышцы лица, пространственные представления при построении буквы.
Коррекционно-воспитательные:
Учить детей внимательно, не перебивая, слушать друг друга.
Оборудование: картины «гласные», «согласные» (по Е. Дзятковской, пособие «Театр звуков», звуковые пеналы, счётные палочки, сюжетная картинка к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», кукла Ира, Дед-Буквоед, предметные картинки «На что похожа буква И» (башни, сидящий клоун, гусеница, сбитые дощечки – В. Волина «Учимся играя», Ю. Школьник, Ю. Золотарёва «Учимся читать» и картинки О. Москвич, схемы с цифрами и буквами и предметные картинки: лиса, кит, сани, пила, мишка, аист, собака, тыква – к игре «Зашифрованные слова», карточки с буквами А, И, игра «Картинки из букв» (аист, пистолет)
Ход: I. Оргмомент. Сообщение темы.
Логопед: - Ребята, в каком городе мы живём? (Иркутск). Какой первый звук в слове? (И). Напомните, какой звук И? (гласный). Почему он гласный? (потому что нет препятствий во рту при произношении и он поётся)
На какой картине (показываются картины «гласные», «согласные») встретим букву, обозначающую звук И.
Мы продолжаем играть с куклой Ирой, со звуком И, с буквой И. Сегодня Ирочка приглашает нас в гости к сказке и к сказочным персонажам.
Раз, два, три – в сказку попади!
II. Работа со звуком И
1. Задание «Угадайте сказку» Ирочка просит угадать сказку, в названии которой есть слова со звуком И:
Сказки просят : - А сейчас
Вы, друзья, узнайте нас:
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). (Показать сюжетную картинку к сказке)
Какие слова в названии со звуком И? Молодцы, справились.
2. Задание «Распутайте предложение и найдите в нём слов со звуком И» : Иванушка, водица, попить, козье, копытце, из.
Иванушка попил водицы из козьего копытца.
Какие новые слова со звуком И? (водицы, и, из)
Какое здесь слово-предлог? (Из)
3. Звуковой анализ слова.
Иванушка – это маленький мальчик, а как взрослого зовут? (Иван) нашей Ирочке надо выложить кружочками это слово.
Сначала назовё м слово по звукам: И. В. А. Н. Сколько звуков в этом слове? (4)
(Один ребёнок работает у доски с «Театром звуков», остальные выкладывают слово на столах из звуковых пеналов) :
Сколько звуков в этом слове? Сколько здесь гласных звуков? Сколько слогов? Как узнали? Сколько согласных звуков? Сколько согласных твёрдых? Сколько согласных мягких? (Их нет)
4. Физминутка.
1) Проверка домашнего задания.
А теперь вставайте в круг. Кукла Ира просит вас назвать животных со звуком И: кит, лиса, тигр, зайчик, мишка, крокодил, горилла, бизон, дикобраз, суслик, антилопа и др.
2) Работа над общей моторикой, над мимикой.
Покажите, как бежит хитренькая лисичка? Как зайчик прыгает? Как мишка косолапый передвигается?
Покажите руками пасть крокодила; пасть тигра; как плавает дельфин.
Как сердится тигр? Как боится зайчик? Молодцы. Продолжаем наше путешествие.
III. Работа с буквой И
Ребята, чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы слышит и произносим, а буквы видим и пишем).
1. Выкладывание буквы И из счётных палочек.
Мы на новой станции. Здесь нас встречает Дед-Буквоед. Представляете, он не верит, что вы знаете букву И.
Давайте ему расскажем, как пишется буква И. Сколько у неё элементов? Как нам надо её написать? (две вертикальные палочки и одна наклонная между ними с правой палочки сверху вниз к левой палочке, наискосок).
Напишите в воздухе эту букву. А теперь выложим её из палочек. Молодцы!
2. Задание на развитие воображения «На что похожа буква И?»
1) А теперь мы Деду-Буквоеду ещё расскажем, на что похожа буква И? (ответы детей)
2) Вот как представляет художник букву И ( показ картинок: «клоун сидит», «Башни», «Гусеница», «Сбитые дощечки»).
К сбитым дощечкам поэт Ефим Тарлапан придумал стихи:
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек! –Три!
А какая буква? –И!
3. Дидактическая игра «Зашифрованные слова»
Дед-Буквоед заменил в слове все буквы на цифры и открыл только 2 буквы на тех местах, где они стоят в слове. Наша задача – выбрать из картинок ту, которая подходит к этой схеме:
1)
В этом слове 4 буквы. Какая вторая буква? (И). Какая четвёртая буква? (А). Почему они написаны красным цветом? (Это гласные буквы)
( На доске под схемой прикреплены картинки: кит, лиса, сани, пила, мишка)
Какая из этих картинок подойдёт к схеме? (лиса и пила)
Работа над многозначностью
У слова пила 2 значения а) инструмент
б) а ещё что обозначает слово ПИЛА? (можно сказать про девочку : девочка пила сок, компот)
Почему не подойдёт картинка КИТ? (В слове 3 звука, а не 4, нет звука А)
Почему не подойдёт картинка САНИ? (Вторая буква А, четвёртая – И). Что нужно сделать в схеме, чтобы схема подошла к картинке? (Поменять местами буквы И и А)
Выставляется схема к картинке САНИ
Почему не подойдёт картинка МИШКА? (Если дети затрудняются, то предложить посчитать количество звуков в слове: в этом слове 5 звуков, а не 4).
2) Ещё одна схема слова:
Догадайтесь, какое здесь зашифровано слово? (АИСТ)
Правильно, скажите АИСТ это кто? (перелётная птица)
Показывается картинка «АИСТ»
Если дети затрудняются подобрать слово к схеме, то на доску выставляются карточки с буквами и предметные картинки:
По буквам и первым звукам в картинках прочтите это слово: АИ С Т.
Мы прочитали и это слово, молодцы.
4. Дидактическая игра «Картинки из букв»
И ещё для вас Дед-Буквоед задумал задание: из букв слова составлена картинка, изображающее это слово. Вы должны угадать, что нарисовано буквами и найти в картинке букву И.
(Дети определяют в первой картинке, что из букв нарисован аист и находят букву И).
А вторую картинку я покажу вам, а потом вашим мамам. Пусть мамочки угадают, что это за картинка. Только вы им не подсказывайте!
(Мамы угадывают картинку, а дети находят в ней букву И)
Все справились, все молодцы!
IV. Итог занятия
Мы выполнили все задания Деда-Буквоеда. Ура! Вы помогли кукле Ирочке справиться с ними. Нам пора возвращаться из сказки.
С каким звуком и с какой буквой мы сегодня играли?