Получи документы

Конспект открытого занятия по формированию толерантности в старшей группе «Бабушкин волшебный сундучок»

Татьяна Аллакаева
Конспект открытого занятия по формированию толерантности в старшей группе «Бабушкин волшебный сундучок»

МАДОУ ДС №з «Теремок» с. Языково

Цель:

формировать у детей представления об украинском народном костюме;

• познакомить с историей украинском народного костюма;

• привлекчь внимание детей к украинском народным играм, песням, танцам, потешкам;

• активизировать речь детей новыми словами, при назывании элементов украинского национального костюма;

• насыщать реальную жизнь детей фольклорным материалом;

• развивать интерес к народному творчеству;

формировать положительное отношение к людям разных национальностей.

Бабушкин волшебный сундучок.

Публикация «Конспект открытого занятия по формированию толерантности в старшей группе „Бабушкин волшебный сундучок“» размещена в разделах

Музыкальный зал оформлен в стиле украинской хаты (печь, кроватка с вышитыми подушками и покрывалом, куклы в украинском национальном костюме, стол, покрытый вышитой скатертью, скамейка, застланная тканым ковром ручной работы, вышитые рушники, чугунок, плетень с подсолнухами, имягкие игрушки петушок, поросенок, гуси и куры, сундук)

Ведущая Аллакаева Милана, ученица 3 класса Языковской начальной школы (моя дочь)

Дети под украинскую музыку входят в оформленный по тематике музыкальный зал.

Вед: Здрастуйте гості дорогі, ласкаво просимо до нас! Здравтсвуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. (дети здороваются)

Вед: Проходите, посмотрите как тут красиво. (дети проходят, рассматривают убранство украинской хаты и рассаживаются на стульчики)

Вед: Ребята, я поздоровалась сначала с вами на украинском языке. Почему? Спросите вы? А потому что у меня есть бабушка и дедушка, они украинцы и мама моя тоже украинка. Вы знаете, что на нашей планете живут очень много людей и все они разных национальностей. Среди вас есть башкиры, татары, русские, азербайджанцы, а также дети других национальностей, а может и украинцы тоже среди вас есть?

(выходя мальчик и девочка и читают стихи на украинском языке)

Мальчик:

Сонечко

Літо всіх вітає,

Щебечуть горобці,

Сонечко тримає

Промінчик у руці,

Мов пензликом малює

І річки, і ліс,

Казочку дарує,

Що чарівник приніс.

Девочка:

Весна

Сонечко всміхнулось,

Вийшло на поріг,

З лісом привіталось

І заплакав сніг.

Розбіглися струмочки

По усій землі,

Птвшки, немов дзвіночки,

Співають на гіллі.

Вед: Спасибо, вам, ребятки! (мальчик и девочка возвращаются на стульчики)

Вед: У моей бабушки золотые руки! Она такая мастерица! Вот, посмотрите какие рушники и подушечки вышиты руками моей бабушки (указывает на рушники, которыми украшена бутафорская печь, показывает подушеки). Эти рушники и подушечки вышиты украинскими национальными узорами. А еще моя бабушка вяжет красивые салфетки и многое другое умеет моя бабушка. А ваши бабушки тоже рукодельницы? Что умеют ваши бабушки (Дети овечают, что бабушки умеют вкусно готовить, печь пироги, вяжкт кофточки и носки и т. д.)

Вед: Ребята, а вы любите играть? ( дети овечают : Да) А давайте мы с вами поиграем в украинскую народную игру, которая называется «Хлибчик». Давайте встанем парами и выберем одного водящего, его мы назовем «Хлибчик».

Цель игры: развитие внимания, ориентировки в пространстве, укрепление мышц ног.

Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется «хлибчиком».

— Пеку-пеку хлибчик, — выкрикивает хлибчик.

— А выпечешь? — спрашивает задняя пара.

— Выпеку!

— А убежишь?

— Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Правила игры: последняя пара может бежать только после окончания переклички.

(после игры дети садятся на стульчики)

Вед: Молодцы, ребята! Ой, я совсем забыла о сундуке. Это сундук моей бабушки. (подходит к сундуку) Вот он! Посмотрите, какой красивый! Ребята, этот сундук не простой, он волшебный. А может, откроем его? (открывает сундук. Звучит волшебная музыка и в дверях появляется женщина в украинском костюме, с курочкой в руках (мягкая игрушка) - руководитель украинского народного фольклорного ансамбля «Хуторок»Ващенко Нина Николаевна (моя мама)под украиснкую народную музыку «Вертушки»).

Нина Николаевна: Здрастуйте, дiти! (дети здороваются)

Вед: Ой, ребятки, познакомьтесь, это моя бабушка Ващенко Нина Николаевна. Она работает во Дворце культуры руководителем украинского народного фольклорного ансамбля «Хуторок». Здравтсвуй, баблечка!

Нина Николаевна: Здравствуйте, ребятки, здравствуй, внученька! Я пришла к вам не одна, а с курочкой.

А курочка-чубарочка

Одягалася в кептаричок,

Розчесала хвостик

І пішла у гості.

Вот вам курочка, чтоб несла яички, чтоб были у вас в детском садике пироги вкусные, да блины пышные. (ставит курочку у плетня))дети говорят спасибо!

Нина Николаевна: Вижу свой волшебный сундучк! А давайте-ка посмотрим что в нем? (открывает сундук, раздается волшебная музыка, достает из сундука украинский веночек. Ой, какой красивый веночек. Ребятки, а вы знаете, что это головной убор молодых украинских девушек и девочек. Непременной принадлежностью женского костюма был головной убор, который у украинки-"дивчины" состоял из венка. Знаменитые украинские венки - классический головной убор незамужней девушки - изготавливались из лент и искусственных либо живых цветов. Все эти цветы и ленты, украшавшие особым образом уложенные на голове косы, должны были образовывать нечто напоминающее богатую корону. У замужней "жинки" - из чепца "очипка", покрытого, в зависимости от времени года, ситцевым платком или шерстяной шалью. В отличие от девичьих венков женские головные уборы полностью укрывали волосы. Вот, посмотрите, какой у меня головной убор!

А ну-ка девочки, подходите ко мне (одевает девочкам на головы веночки).

Вед: И мне тоже можно такой веночек?

Нина Николаевна: Конечно, внученька! (надевает венок Милане).

Вед: Девочки, а давайте поводим хоровод. «А вже красне сонечко» Олександр Олесь, П. Позицький

(Девочки танцуют, все дети поют)

А вже красне сонечко

Припекло, припекло,

Ясно щире золото

Розлило, розлило.

На вулиці струмені

Воркотять, воркотять,

Журавлі курликають

Та летять, та летять.

Засиніли проліски

У ліску, у ліску.

Швидко буде земленька

Вся в вінку, вся в вінку.

Ой сонечко-батечку,

Догоди, догоди!

А ти, земле-матінко,

Уроди, уроди!

Нина Николаевна: Какие же вы молодцы, ребята! И танцевать украинские танцы умеете и песни знаете? Спасибо вам! (девочки садятся на стульчики)

Нина Николаевна: Ну что, ребятки, заглянем еще в сундук? (открывает сундук, слышится волшебная музыка. Достает из сундука украинские костюмы.

фоном звучит украинская народная мелодия «Гопак».

Нина Николаевна: Вот, ребятки, что приготовил нам волшебный сундук. (Показывает ребятам и вешает плечики с костюмами в специально отведенное место)

Нина Николаевна: Традиционный украинский костюм, ребятки - это яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты, украшения. Основу женского костюма составляет длинная рубашка - кошуля, сорочка. (показывает сорочку). Отличительная особенность украинской женской рубахи - богатая вышивка не только по груди и рукавам, но и по подолу. Незамужние девушки носили подпоясанную нарядным кушаком рубаху на манер платья. После свадьбы к рубахе добавлялась поясная одежда – понева (показывает детям, ее носили только замужние женщины. Понева - своего рода передник-фартук, только надевается он задом наперед. А еще надевали вышитый и украшенный лентами передник - так выходило наряднее. Потом стали надевать юбку (спiдницу (дети рассматривают юбку).В прохладную погоду добавляли безрукавку – корсетку (показывает безрукавку). На ногах украинки носят кожаную обувь с высокими голенищами (чоботи) Вот, посмотрите, какие на мне чоботи. (Выставляет под украинскую народную музыку «Пляска с притопами» то одну, то другую ногу, пританцовывает). Любимыми украшениями украинок исстари были яркие бусы (показывает, как бы хвалясь свои бусы). Мужчины носят вышитые рубашки, вот такие штаны-шаровары (показывает детям рубашку и штаны, а рубаха подпоясывалась кушаком-это длинный пояс. Для украинских костюмов характерны яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты и украшения. Вам понравились костюмы, ребята? Красивые костюмы? (дети отвечают да)

Вед: Бабушка, а ребята еще и украинские игры знают!

Нина Николаевна: И правда, давайте поиграем? В украинскую народную игру «Перепелочка»

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга — перепелочка. На слова народной песни:

– Ой, у перепелочки да головка болит

— все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» — опускают руки вдоль туловища. На припев:

— Тут была, тут была перепеленка,

Тут была, тут была сизокрылая —

дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепел очка — вправо. На последнее слово все останавливаются. На слова:

– Ой, у перепелочки да коленки болят —

все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» — выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает:

– Ой, у перепелочки крылья не болят —

все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» — опускают вниз.

На слова: «Птички поднялись и улетели!» — все бегут по кругу.

Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.

Нина Николаевна: Молодцы, ребята! Пора открыть волшебный сундук, посмотрим какой еще сюрприз он нам приготовил. (открывает волшебный сундук, звучит волшебная музыка, звучит музыка в зал входят участники украинского народного ансамбля «Хуторок»

с песней «Мамина сорочка»

Мені сорочку мама вишивала

Неначе долю хрестиком вела

Щоб лихих стежинок не шукала

І до людей привітною була

Виконуй доню – мама говорила

Життя закони, істини прості

Не зраджуй землю, що тебе зростила

Не залишай нікого у біді

Приспів (2) :

А сорочка мамина біла-біла

А сорочка мамина серцю мила

А сорочка мамина зігріває

Я її до серденька пригортаю

Літа неначе птахи пролітали

Матусі коси дивом зацвіли

І я сорочку білу вишиваю

Як вишивала матінка мені

Виконуй доню – мама говорила

Життя закони, істини прості

Не зраджуй землю, що тебе зростила

Не залишай нікого у біді

Нина Николаевна: Ребята, эта песня о том, как мама вышивала сорочку дочке на счастье, чтобы дочь ее была счастливой, доброй, чтоб не предавала того, кого любит, не оставляла в беде, протягивала руку помощи нуждающимся, любила свою родину, не забывала народное ремесло, свои корни. И вот дочка став взрослой тоже вышивает сорочку, и поет эту песню.

Вед: Ой, спасибо вам огромное! Ребята, давайте поблагодарим участников украинского народного фольклорного ансамбля «Хуторок»! (дети говорят «Спасибо!»)

Вед: Дорогие наши гости! А у нас для вас тоже есть подарок!

Ребята, выходите и парами скорее становитесь!

Кто былой, кто новичок для вас станцуем «Гопачок»!

Дети исполняют украинский танец

Нина Николаевна и участники «Хуторка» благодарят детей за прекрасный танец.

Нина Николаевна: Спасибо вам, ребятки! Мы рады были побывать у вас в гостях! Спасибо тебе, внученька!

Участница «Хуторка» : А мы к вам ребята пришли с гостинцами (подает воспитателю большое блюдо с варениками). Вот, отведайте украинское национальное блюдо, которое так любили готовить наши бабушки, а сейчас любят кушать наши внуки и правнуки! Вареники с капустой и с картошкой, с вишней и с творогом! Кушайте на здоровье, растите крепкими и умными! Ну а нам пора прощаться. До свидания, ребята, мы будем рады встрече с вами.

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим наших гостей. Дружно скажем спасибо! До свиданья (Дети благодарят гостей. Гости под музыку уходят).

Воспитатель: Ну, и нам пора, ребята! Давайте попрощаемся с Миланой, поблагодарим ее и подарим вот такой венок, который ребята сделали своими руками. (Дарит венок, украшенный цветами из гофрированной бумаги)

Вед. : Спасибо,вам, ребята! Какой замечательный веночек! Я буду рада встретиться с вами вновь! До скорой встречи!

Дети говорят спасибо,прощаются и под музыку выходят из зала. В группе накрыты столы, детей угощают варениками.

подготовила: музыкальный руководитель Аллакаева Т. А.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы.Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России».Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по формированию толерантности в старшей группе «Бабушкин волшебный сундучок»
Опубликовано: 5 марта 2013 в 09:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД