Татьяна Аллакаева
Конспект открытого занятия по формированию толерантности в старшей группе «Бабушкин волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ДС №з «Теремок» с. Языково
Цель:
• формировать у детей представления об украинском народном костюме;
• познакомить с историей украинском народного костюма;
• привлекчь внимание детей к украинском народным играм, песням, танцам, потешкам;
• активизировать речь детей новыми словами, при назывании элементов украинского национального костюма;
• насыщать реальную жизнь детей фольклорным материалом;
• развивать интерес к народному творчеству;
• формировать положительное отношение к людям разных национальностей.
Бабушкин волшебный сундучок.
Публикация «Конспект открытого занятия по формированию толерантности в старшей группе „Бабушкин волшебный сундучок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
Музыкальный зал оформлен в стиле украинской хаты (печь, кроватка с вышитыми подушками и покрывалом, куклы в украинском национальном костюме, стол, покрытый вышитой скатертью, скамейка, застланная тканым ковром ручной работы, вышитые рушники, чугунок, плетень с подсолнухами, имягкие игрушки петушок, поросенок, гуси и куры, сундук)
Ведущая Аллакаева Милана, ученица 3 класса Языковской начальной школы (моя дочь)
Дети под украинскую музыку входят в оформленный по тематике музыкальный зал.
Вед: Здрастуйте гості дорогі, ласкаво просимо до нас! Здравтсвуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. (дети здороваются)
Вед: Проходите, посмотрите как тут красиво. (дети проходят, рассматривают убранство украинской хаты и рассаживаются на стульчики)
Вед: Ребята, я поздоровалась сначала с вами на украинском языке. Почему? Спросите вы? А потому что у меня есть бабушка и дедушка, они украинцы и мама моя тоже украинка. Вы знаете, что на нашей планете живут очень много людей и все они разных национальностей. Среди вас есть башкиры, татары, русские, азербайджанцы, а также дети других национальностей, а может и украинцы тоже среди вас есть?
(выходя мальчик и девочка и читают стихи на украинском языке)
Мальчик:
Сонечко
Літо всіх вітає,
Щебечуть горобці,
Сонечко тримає
Промінчик у руці,
Мов пензликом малює
І річки, і ліс,
Казочку дарує,
Що чарівник приніс.
Девочка:
Весна
Сонечко всміхнулось,
Вийшло на поріг,
З лісом привіталось
І заплакав сніг.
Розбіглися струмочки
По усій землі,
Птвшки, немов дзвіночки,
Співають на гіллі.
Вед: Спасибо, вам, ребятки! (мальчик и девочка возвращаются на стульчики)
Вед: У моей бабушки золотые руки! Она такая мастерица! Вот, посмотрите какие рушники и подушечки вышиты руками моей бабушки (указывает на рушники, которыми украшена бутафорская печь, показывает подушеки). Эти рушники и подушечки вышиты украинскими национальными узорами. А еще моя бабушка вяжет красивые салфетки и многое другое умеет моя бабушка. А ваши бабушки тоже рукодельницы? Что умеют ваши бабушки (Дети овечают, что бабушки умеют вкусно готовить, печь пироги, вяжкт кофточки и носки и т. д.)
Вед: Ребята, а вы любите играть? ( дети овечают : Да) А давайте мы с вами поиграем в украинскую народную игру, которая называется «Хлибчик». Давайте встанем парами и выберем одного водящего, его мы назовем «Хлибчик».
Цель игры: развитие внимания, ориентировки в пространстве, укрепление мышц ног.
Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется «хлибчиком».
— Пеку-пеку хлибчик, — выкрикивает хлибчик.
— А выпечешь? — спрашивает задняя пара.
— Выпеку!
— А убежишь?
— Посмотрю!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.
Правила игры: последняя пара может бежать только после окончания переклички.
(после игры дети садятся на стульчики)
Вед: Молодцы, ребята! Ой, я совсем забыла о сундуке. Это сундук моей бабушки. (подходит к сундуку) Вот он! Посмотрите, какой красивый! Ребята, этот сундук не простой, он волшебный. А может, откроем его? (открывает сундук. Звучит волшебная музыка и в дверях появляется женщина в украинском костюме, с курочкой в руках (мягкая игрушка) - руководитель украинского народного фольклорного ансамбля «Хуторок»Ващенко Нина Николаевна (моя мама)под украиснкую народную музыку «Вертушки»).
Нина Николаевна: Здрастуйте, дiти! (дети здороваются)
Вед: Ой, ребятки, познакомьтесь, это моя бабушка Ващенко Нина Николаевна. Она работает во Дворце культуры руководителем украинского народного фольклорного ансамбля «Хуторок». Здравтсвуй, баблечка!
Нина Николаевна: Здравствуйте, ребятки, здравствуй, внученька! Я пришла к вам не одна, а с курочкой.
А курочка-чубарочка
Одягалася в кептаричок,
Розчесала хвостик
І пішла у гості.
Вот вам курочка, чтоб несла яички, чтоб были у вас в детском садике пироги вкусные, да блины пышные. (ставит курочку у плетня))дети говорят спасибо!
Нина Николаевна: Вижу свой волшебный сундучк! А давайте-ка посмотрим что в нем? (открывает сундук, раздается волшебная музыка, достает из сундука украинский веночек. Ой, какой красивый веночек. Ребятки, а вы знаете, что это головной убор молодых украинских девушек и девочек. Непременной принадлежностью женского костюма был головной убор, который у украинки-"дивчины" состоял из венка. Знаменитые украинские венки - классический головной убор незамужней девушки - изготавливались из лент и искусственных либо живых цветов. Все эти цветы и ленты, украшавшие особым образом уложенные на голове косы, должны были образовывать нечто напоминающее богатую корону. У замужней "жинки" - из чепца "очипка", покрытого, в зависимости от времени года, ситцевым платком или шерстяной шалью. В отличие от девичьих венков женские головные уборы полностью укрывали волосы. Вот, посмотрите, какой у меня головной убор!
А ну-ка девочки, подходите ко мне (одевает девочкам на головы веночки).
Вед: И мне тоже можно такой веночек?
Нина Николаевна: Конечно, внученька! (надевает венок Милане).
Вед: Девочки, а давайте поводим хоровод. «А вже красне сонечко» Олександр Олесь, П. Позицький
(Девочки танцуют, все дети поют)
А вже красне сонечко
Припекло, припекло,
Ясно щире золото
Розлило, розлило.
На вулиці струмені
Воркотять, воркотять,
Журавлі курликають
Та летять, та летять.
Засиніли проліски
У ліску, у ліску.
Швидко буде земленька
Вся в вінку, вся в вінку.
Ой сонечко-батечку,
Догоди, догоди!
А ти, земле-матінко,
Уроди, уроди!
Нина Николаевна: Какие же вы молодцы, ребята! И танцевать украинские танцы умеете и песни знаете? Спасибо вам! (девочки садятся на стульчики)
Нина Николаевна: Ну что, ребятки, заглянем еще в сундук? (открывает сундук, слышится волшебная музыка. Достает из сундука украинские костюмы.
фоном звучит украинская народная мелодия «Гопак».
Нина Николаевна: Вот, ребятки, что приготовил нам волшебный сундук. (Показывает ребятам и вешает плечики с костюмами в специально отведенное место)
Нина Николаевна: Традиционный украинский костюм, ребятки - это яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты, украшения. Основу женского костюма составляет длинная рубашка - кошуля, сорочка. (показывает сорочку). Отличительная особенность украинской женской рубахи - богатая вышивка не только по груди и рукавам, но и по подолу. Незамужние девушки носили подпоясанную нарядным кушаком рубаху на манер платья. После свадьбы к рубахе добавлялась поясная одежда – понева (показывает детям, ее носили только замужние женщины. Понева - своего рода передник-фартук, только надевается он задом наперед. А еще надевали вышитый и украшенный лентами передник - так выходило наряднее. Потом стали надевать юбку (спiдницу (дети рассматривают юбку).В прохладную погоду добавляли безрукавку – корсетку (показывает безрукавку). На ногах украинки носят кожаную обувь с высокими голенищами (чоботи) Вот, посмотрите, какие на мне чоботи. (Выставляет под украинскую народную музыку «Пляска с притопами» то одну, то другую ногу, пританцовывает). Любимыми украшениями украинок исстари были яркие бусы (показывает, как бы хвалясь свои бусы). Мужчины носят вышитые рубашки, вот такие штаны-шаровары (показывает детям рубашку и штаны, а рубаха подпоясывалась кушаком-это длинный пояс. Для украинских костюмов характерны яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты и украшения. Вам понравились костюмы, ребята? Красивые костюмы? (дети отвечают да)
Вед: Бабушка, а ребята еще и украинские игры знают!
Нина Николаевна: И правда, давайте поиграем? В украинскую народную игру «Перепелочка»
Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга — перепелочка. На слова народной песни:
– Ой, у перепелочки да головка болит
— все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» — опускают руки вдоль туловища. На припев:
— Тут была, тут была перепеленка,
Тут была, тут была сизокрылая —
дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепел очка — вправо. На последнее слово все останавливаются. На слова:
– Ой, у перепелочки да коленки болят —
все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» — выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает:
– Ой, у перепелочки крылья не болят —
все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» — опускают вниз.
На слова: «Птички поднялись и улетели!» — все бегут по кругу.
Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.
Нина Николаевна: Молодцы, ребята! Пора открыть волшебный сундук, посмотрим какой еще сюрприз он нам приготовил. (открывает волшебный сундук, звучит волшебная музыка, звучит музыка в зал входят участники украинского народного ансамбля «Хуторок»
с песней «Мамина сорочка»
Мені сорочку мама вишивала
Неначе долю хрестиком вела
Щоб лихих стежинок не шукала
І до людей привітною була
Виконуй доню – мама говорила
Життя закони, істини прості
Не зраджуй землю, що тебе зростила
Не залишай нікого у біді
Приспів (2) :
А сорочка мамина біла-біла
А сорочка мамина серцю мила
А сорочка мамина зігріває
Я її до серденька пригортаю
Літа неначе птахи пролітали
Матусі коси дивом зацвіли
І я сорочку білу вишиваю
Як вишивала матінка мені
Виконуй доню – мама говорила
Життя закони, істини прості
Не зраджуй землю, що тебе зростила
Не залишай нікого у біді
Нина Николаевна: Ребята, эта песня о том, как мама вышивала сорочку дочке на счастье, чтобы дочь ее была счастливой, доброй, чтоб не предавала того, кого любит, не оставляла в беде, протягивала руку помощи нуждающимся, любила свою родину, не забывала народное ремесло, свои корни. И вот дочка став взрослой тоже вышивает сорочку, и поет эту песню.
Вед: Ой, спасибо вам огромное! Ребята, давайте поблагодарим участников украинского народного фольклорного ансамбля «Хуторок»! (дети говорят «Спасибо!»)
Вед: Дорогие наши гости! А у нас для вас тоже есть подарок!
Ребята, выходите и парами скорее становитесь!
Кто былой, кто новичок для вас станцуем «Гопачок»!
Дети исполняют украинский танец
Нина Николаевна и участники «Хуторка» благодарят детей за прекрасный танец.
Нина Николаевна: Спасибо вам, ребятки! Мы рады были побывать у вас в гостях! Спасибо тебе, внученька!
Участница «Хуторка» : А мы к вам ребята пришли с гостинцами (подает воспитателю большое блюдо с варениками). Вот, отведайте украинское национальное блюдо, которое так любили готовить наши бабушки, а сейчас любят кушать наши внуки и правнуки! Вареники с капустой и с картошкой, с вишней и с творогом! Кушайте на здоровье, растите крепкими и умными! Ну а нам пора прощаться. До свидания, ребята, мы будем рады встрече с вами.
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим наших гостей. Дружно скажем спасибо! До свиданья (Дети благодарят гостей. Гости под музыку уходят).
Воспитатель: Ну, и нам пора, ребята! Давайте попрощаемся с Миланой, поблагодарим ее и подарим вот такой венок, который ребята сделали своими руками. (Дарит венок, украшенный цветами из гофрированной бумаги)
Вед. : Спасибо,вам, ребята! Какой замечательный веночек! Я буду рада встретиться с вами вновь! До скорой встречи!
Дети говорят спасибо,прощаются и под музыку выходят из зала. В группе накрыты столы, детей угощают варениками.
подготовила: музыкальный руководитель Аллакаева Т. А.