Елена Юрина
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, безопасность, социализация, физическая культура.
Программное содержание: Уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах, процессе изготовления и ее применение. Обобщить знания детей о значении и использовании бумаги в жизни человека. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Удовлетворять детскую любознательность.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Словарь и грамматика: Развивать словарь по данной теме. Умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, в загадывании загадок, образных выражений и сравнений.
Связная речь: Учить детей развивать сюжет предложенный воспитателем, продолжать работать над предложением.
Предварительная работа: Рассматривание разной бумаги, беседы, просмотр фильмов. Знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно – экспериментальной деятельности детей.
Материалы и оборудование: Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, емкость с водой, «значки» для фиксации результатов опытов, материалы для дидактических игр и фокусов.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу
В-ль: Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся
Дети: Добрый день и добрый час!
Очень рады видеть вас!
В-ль: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам
«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.
А сейчас, дети, улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
Проходите, садитесь.
В-ль: Сегодня к нам в гости пришел и Старичок - Лесовичок. И пришел он не случайно, ведь речь на занятии пойдет о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это?
Дети: - Да!
В-ль: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок - Лесовичок
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта
Кто ее открывает
Много узнает (книга)
В-ль: А как вы думаете, из какого материала сделана книга?
Дети: Из бумаги, картона.
В-ль: С - Л шепнул мне на ушко, что его любимая книга про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книгу. Дети, кто написал эту книгу?
Дети: Алексей Толстой.
Давайте вспомним из чего, какого материала папа Карло сделал Буратино?
Дети: Из полена, дерева
В-ль: Ребята, а почему дерево и бумагу называют родственниками? (ответы детей)
В-ль: Потому что бумагу делают из дерева.
Как ее делают на бумажной фабрике, вы уже знаете. Мы много провели бесед, смотрели фильмы (7 школа и т. д.)
С-Л: Два вопроса, из каких деревьев чаще делают бумагу?
Дети: Береза, сосна.
С-Л: Дети, почему бумага такая белоснежная? (Лист показывает)
Дети: При изготовлении на фабрике отбеливают ее химическими растворами, хлором.
С-Л: Я доволен вашими ответами
Рассказ воспитателя:
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.
Вспомните, на чем писали, древни люди. Мы с вами на эту тему смотрели фильм. (Ответы детей)
-на сырых глиняных плитках,
-на дощечках залитых воском,
- на пальмовых листьях,
-на пергаменте кожа животных,
-на бересте (кора березы,
-на камнях
. Дети, в какой стране впервые изобрели бумагу? (В Китае)
2 тыс. лет назад уже появилась бумага в России.
В-ль: А сейчас мы с вами поговорим о бумаге и ее свойствах. Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой
Вы, хотите там побывать? (Да)
Тогда закройте глаза и скажем все вместе: «Раз, два, три в мастерскую заходи»
(Дети подходят к столам, обращаю внимание на подносы, где лежат листочки разной бумаги)
В-ль: Ребята, возьмите листочки в руки, рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся бумага одинаковая?
Дети: Нет
В-ль: Чем отличается бумага, проверим ваши знания в игре: «Подбери пару»
Бумага бывает:
гладкая – шероховатая
белая – цветная
тонкая – толстая (плотная)
мягкая – грубая (твердая)
легкая – тяжелая
В-ль: Молодцы!
ОПЫТ 1.
А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу разную).
У всех бумага смялась? – (У всех)
А всем было легко смять? Нет, а почему, как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? ( Ответы детей: тонкая – салфетка; плотная – картон)
Вот видите, ребята, с трудом, но всю бумагу удалось смять.
Вывод: чем толще бумага, тем она крепче.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага мнется».
ОПЫТ 2.
В- ль: А теперь проверим, у кого бумага порвется? (Дети отрывают небольшие кусочки бумаги)
Вся бумага порвалась?
Дети: Да
В-ль: В каком случае нужно приложить больше усилий? Картон чуть – чуть труднее рвется.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется»
ОПЫТ 3.
Следующий опыт- бумага гнется
Возьмите листы бумаги, сложите лист на два прямоугольника, четко, выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба (пальцами)
Получится ли это у нас? (не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага гнется».
Можно предложить квадрат из картона сложить лист на два треугольника
ОПЫТ 4.
Дети, для следующего опыта нам понадобится вода. Положите листочки в воду и ложку.
Что произошло в воде с ложкой? Ничего – она металлическая. А что произошло с бумагой?
Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокает, только для этого потребуется больше времени.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага намокает и распадается»
С – Л: Дети, но мне не понятно, как бумага намокает?
В – ль: Ребята, давайте поможем С– Л разобраться в этом.
У вас на подносе стоят стаканы с синей водой.
Вы опустите в этот стакан салфетку и достаньте ее ложкой. Какого цвета стала салфетка (синяя) Почему?
Дети: Бумага впитала в себя синюю жидкость и стала цветной, значит намокла.
Если бумага долго в воде находится, она распадается.
С – Л: А – а – а теперь понятно
ОПЫТ 5.
В – ль : Следующий опыт – «Бумага горит» и легко воспламеняется.
Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему?
Потому, что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. Этот опыт я вам показывала. Кто вспомнит, почему во время опыта у меня стояла вода и песок
Дети : Потому что они могут затушить огонь
В – ль: Какая бумага сгорает быстрее?
Дети: Салфетка – она тонкая.
Делаем вывод и выставляем значок: «Бумага горит».
А если вдруг где – то произойдет пожар, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь. По каким номерам вы будите звонить и просить о помощи?
(01 – пожарная; 03 – скорая помощь)
В – ль : Ребята, посмотрите на доску. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали.
Бумага мнется, рвется, гнется, намокает, горит.
Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому дети, нам нужно бережно относится к вещам сделанным из бумаги (в школе важно)
А какие еще свойства бумаги вы знаете? (не имеет запаха, не прозрачная, издает звук при сминании)
В – ль: На следующих занятиях узнаем и другие свойства бумаги.
А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает»
Присоединяйся к нам Старичок - Лесовичок, поиграем.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши перед собой. Если нет, руки убирайте за спину (книга, стул, обувь, газета, альбом, зеркало, яблоко, журнал, шкаф, тетрадь)
С – Л: Дети, вы знаете много и мне с вами интересно.
В – ль: с - л:, а дети знают и очень много загадок про изделия из бумаги.
Отгадай их, это ты сможешь.
Склеить корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу,
А поможет вам, ребята,
Разноцветная (бумага)
Не куст, а с листочками
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает? (книга)
Нарисую лето, маму
И себя. На мне панаму.
Море, радугу и дом
Всё хранит в себе (альбом)
Поле белое, овцы черные (бумага, буквы)
Ты беседуй чаще с ней - будешь в четверо умней (книга)
Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез (отрывной календарь)
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет-
Заметочку кладет (бумага)
В – ль: Ну, что ж дети, пора возвращаться из мастерской.
Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три снова в группу заходи»
С-Л: Дети, встали в круг, проведем мою любимую физкультминутку.
Раз – подняться, подтянутся
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять - руками помахать
Шесть – на стульчик сесть опять.
В – ль: Ребята, проходите за столы. А сейчас вспомните, как люди используют бумагу в своей жизни?
-на ней рисуют, пишут, склеивают ее
-обертывают (цветы, конфеты, раскраски)
-вытирают рот, руки после еды салфеткой (как средство гигиены)
-деньги делают из специальной бумаги.
В – ль: И мы сейчас поиграем, используя бумагу.
Игры все на внимание:
ЗАДАНИЕ №1
«УБЕРЕМ ЦИФРЫ ПО ЗАДАНИЮ!»
На столах перед детьми набор чисел от 0 до 10. Детям необходимо убрать цифру или число, которые служат ответом на задание.
- Уберите цифру, обозначающую число, которое больше числа 2 на 1. (Три)
- Уберите цифру, показывающую, сколько раз в году у человека день рождения. (Один)
-Уберите цифру, которая находиться между цифрами 4-6. (Пять)
-Уберите число, которое записывается двумя цифрами. (Десять)
-Уберите цифру, показывающую, сколько сторон у прямоугольника. (Четыре)
-Уберите цифру, показывающую, сколько ушей у трех мышей. (Шесть)
-Уберите цифру, показывающую, сколько хвостов у двух ослов. (Два)
- Уберите цифру, показывающую, сколько дней в неделе. (Семь)
- Уберите цифру, показывающую, сколько ножек у двух стульев. (Восемь)
-- Уберите цифру, о которой говориться в задании: «Стоит в поле дуб.
На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Ноль, на дубе яблоки не растут).
-А теперь ответьте, какая цифра у вас осталась. (Девять)
ЗАДАНИЕ №2
«Кто самый внимательный»
У детей на столах кружки разного цвета (зеленый, желтый, синий, красный). Услышав в короткой фразе название предмета, цвет которого совпадает с цветом кружка, ребенок поднимает вверх.
ВОПРОС:
- На старой кадушке плясали лягушки. (зеленый)
- Уронило солнце лучик золотой. (желтый)
-Ах, красивый цветок, мой любимый василек. (синий)
-На опушке лесной земляничка под листвой. (красный)
ЗАДАНИЕ №3
«Животные и птицы»
Детям предлагается поднять красный кружок, перед тем как ответить на заданный вопрос. Кто первый поднимает красный кружок, тот и будет отвечать. Называть можно по одному слову.
_ Назовите животное, птиц, в названии которого есть звук (Р) или (Л).
(Рысь, корова, тигр, павлин, голубь, ласточка)
Подведение итогов.
В – ль: Сегодня на занятие, дети, вы работали в мастерской, узнали разные свойства бумаги, играли, загадывали загадки.
Я вами сегодня довольна.
Наше занятие окончено.