Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Елена Юрина
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Цель занятия: Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, безопасность, социализация, физическая культура.

Программное содержание: Уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах, процессе изготовления и ее применение. Обобщить знания детей о значении и использовании бумаги в жизни человека. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Удовлетворять детскую любознательность.

Словарь и грамматика: Развивать словарь по данной теме. Умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, в загадывании загадок, образных выражений и сравнений.

Связная речь: Учить детей развивать сюжет предложенный воспитателем, продолжать работать над предложением.

Предварительная работа: Рассматривание разной бумаги, беседы, просмотр фильмов. Знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно – экспериментальной деятельности детей.

Материалы и оборудование: Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, емкость с водой, «значки» для фиксации результатов опытов, материалы для дидактических игр и фокусов.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу

В-ль: Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся

Дети: Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас!

В-ль: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам

«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.

А сейчас, дети, улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Проходите, садитесь.

В-ль: Сегодня к нам в гости пришел и Старичок - Лесовичок. И пришел он не случайно, ведь речь на занятии пойдет о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это?

Дети: - Да!

В-ль: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок - Лесовичок

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта

Кто ее открывает

Много узнает (книга)

В-ль: А как вы думаете, из какого материала сделана книга?

Дети: Из бумаги, картона.

В-ль: С - Л шепнул мне на ушко, что его любимая книга про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книгу. Дети, кто написал эту книгу?

Дети: Алексей Толстой.

Давайте вспомним из чего, какого материала папа Карло сделал Буратино?

Дети: Из полена, дерева

В-ль: Ребята, а почему дерево и бумагу называют родственниками? (ответы детей)

В-ль: Потому что бумагу делают из дерева.

Как ее делают на бумажной фабрике, вы уже знаете. Мы много провели бесед, смотрели фильмы (7 школа и т. д.)

С-Л: Два вопроса, из каких деревьев чаще делают бумагу?

Дети: Береза, сосна.

С-Л: Дети, почему бумага такая белоснежная? (Лист показывает)

Дети: При изготовлении на фабрике отбеливают ее химическими растворами, хлором.

С-Л: Я доволен вашими ответами

Рассказ воспитателя:

В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.

Вспомните, на чем писали, древни люди. Мы с вами на эту тему смотрели фильм. (Ответы детей)

-на сырых глиняных плитках,

-на дощечках залитых воском,

- на пальмовых листьях,

-на пергаменте кожа животных,

-на бересте (кора березы,

-на камнях

. Дети, в какой стране впервые изобрели бумагу? (В Китае)

2 тыс. лет назад уже появилась бумага в России.

В-ль: А сейчас мы с вами поговорим о бумаге и ее свойствах. Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой

Вы, хотите там побывать? (Да)

Тогда закройте глаза и скажем все вместе: «Раз, два, три в мастерскую заходи»

(Дети подходят к столам, обращаю внимание на подносы, где лежат листочки разной бумаги)

В-ль: Ребята, возьмите листочки в руки, рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся бумага одинаковая?

Дети: Нет

В-ль: Чем отличается бумага, проверим ваши знания в игре: «Подбери пару»

Бумага бывает:

гладкая – шероховатая

белая – цветная

тонкая – толстая (плотная)

мягкая – грубая (твердая)

легкая – тяжелая

В-ль: Молодцы!

ОПЫТ 1.

А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу разную).

У всех бумага смялась? – (У всех)

А всем было легко смять? Нет, а почему, как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (Ответы детей: тонкая – салфетка; плотная – картон)

Вот видите, ребята, с трудом, но всю бумагу удалось смять.

Вывод: чем толще бумага, тем она крепче.

Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага мнется».

ОПЫТ 2.

В- ль: А теперь проверим, у кого бумага порвется? (Дети отрывают небольшие кусочки бумаги)

Вся бумага порвалась?

Дети: Да

В-ль: В каком случае нужно приложить больше усилий? Картон чуть – чуть труднее рвется.

Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется»

ОПЫТ 3.

Следующий опыт- бумага гнется

Возьмите листы бумаги, сложите лист на два прямоугольника, четко, выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба (пальцами)

Получится ли это у нас? (не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге.

Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага гнется».

Можно предложить квадрат из картона сложить лист на два треугольника

ОПЫТ 4.

Дети, для следующего опыта нам понадобится вода. Положите листочки в воду и ложку.

Что произошло в воде с ложкой? Ничего – она металлическая. А что произошло с бумагой?

Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокает, только для этого потребуется больше времени.

Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага намокает и распадается»

С – Л: Дети, но мне не понятно, как бумага намокает?

В – ль: Ребята, давайте поможем С– Л разобраться в этом.

У вас на подносе стоят стаканы с синей водой.

Вы опустите в этот стакан салфетку и достаньте ее ложкой. Какого цвета стала салфетка (синяя) Почему?

Дети: Бумага впитала в себя синюю жидкость и стала цветной, значит намокла.

Если бумага долго в воде находится, она распадается.

С – Л: А – а – а теперь понятно

ОПЫТ 5.

В – ль: Следующий опыт – «Бумага горит» и легко воспламеняется.

Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему?

Потому, что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. Этот опыт я вам показывала. Кто вспомнит, почему во время опыта у меня стояла вода и песок

Дети: Потому что они могут затушить огонь

В – ль: Какая бумага сгорает быстрее?

Дети: Салфетка – она тонкая.

Делаем вывод и выставляем значок: «Бумага горит».

А если вдруг где – то произойдет пожар, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь. По каким номерам вы будите звонить и просить о помощи?

(01 – пожарная; 03 – скорая помощь)

В – ль: Ребята, посмотрите на доску. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали.

Бумага мнется, рвется, гнется, намокает, горит.

Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому дети, нам нужно бережно относится к вещам сделанным из бумаги (в школе важно)

А какие еще свойства бумаги вы знаете? (не имеет запаха, не прозрачная, издает звук при сминании)

В – ль: На следующих занятиях узнаем и другие свойства бумаги.

А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает»

Присоединяйся к нам Старичок - Лесовичок, поиграем.

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши перед собой. Если нет, руки убирайте за спину (книга, стул, обувь, газета, альбом, зеркало, яблоко, журнал, шкаф, тетрадь)

С – Л: Дети, вы знаете много и мне с вами интересно.

В – ль: с - л:, а дети знают и очень много загадок про изделия из бумаги.

Отгадай их, это ты сможешь.

Склеить корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу,

А поможет вам, ребята,

Разноцветная (бумага)

Не куст, а с листочками

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает? (книга)

Нарисую лето, маму

И себя. На мне панаму.

Море, радугу и дом

Всё хранит в себе (альбом)

Поле белое, овцы черные (бумага, буквы)

Ты беседуй чаще с ней - будешь в четверо умней (книга)

Под новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез (отрывной календарь)

Я белая как снег

Дружу с карандашом

Где он пройдет-

Заметочку кладет (бумага)

В – ль: Ну, что ж дети, пора возвращаться из мастерской.

Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три снова в группу заходи»

С-Л: Дети, встали в круг, проведем мою любимую физкультминутку.

Раз – подняться, подтянутся

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять - руками помахать

Шесть – на стульчик сесть опять.

В – ль: Ребята, проходите за столы. А сейчас вспомните, как люди используют бумагу в своей жизни?

-на ней рисуют, пишут, склеивают ее

-обертывают (цветы, конфеты, раскраски)

-вытирают рот, руки после еды салфеткой (как средство гигиены)

-деньги делают из специальной бумаги.

В – ль: И мы сейчас поиграем, используя бумагу.

Игры все на внимание:

ЗАДАНИЕ №1

«УБЕРЕМ ЦИФРЫ ПО ЗАДАНИЮ!»

На столах перед детьми набор чисел от 0 до 10. Детям необходимо убрать цифру или число, которые служат ответом на задание.

- Уберите цифру, обозначающую число, которое больше числа 2 на 1. (Три)

- Уберите цифру, показывающую, сколько раз в году у человека день рождения. (Один)

-Уберите цифру, которая находиться между цифрами 4-6. (Пять)

-Уберите число, которое записывается двумя цифрами. (Десять)

-Уберите цифру, показывающую, сколько сторон у прямоугольника. (Четыре)

-Уберите цифру, показывающую, сколько ушей у трех мышей. (Шесть)

-Уберите цифру, показывающую, сколько хвостов у двух ослов. (Два)

- Уберите цифру, показывающую, сколько дней в неделе. (Семь)

- Уберите цифру, показывающую, сколько ножек у двух стульев. (Восемь)

-- Уберите цифру, о которой говориться в задании: «Стоит в поле дуб.

На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Ноль, на дубе яблоки не растут).

-А теперь ответьте, какая цифра у вас осталась. (Девять)

ЗАДАНИЕ №2

«Кто самый внимательный»

У детей на столах кружки разного цвета (зеленый, желтый, синий, красный). Услышав в короткой фразе название предмета, цвет которого совпадает с цветом кружка, ребенок поднимает вверх.

ВОПРОС:

- На старой кадушке плясали лягушки. (зеленый)

- Уронило солнце лучик золотой. (желтый)

-Ах, красивый цветок, мой любимый василек. (синий)

-На опушке лесной земляничка под листвой. (красный)

ЗАДАНИЕ №3

«Животные и птицы»

Детям предлагается поднять красный кружок, перед тем как ответить на заданный вопрос. Кто первый поднимает красный кружок, тот и будет отвечать. Называть можно по одному слову.

_ Назовите животное, птиц, в названии которого есть звук (Р) или (Л).

(Рысь, корова, тигр, павлин, голубь, ласточка)

Подведение итогов.

В – ль: Сегодня на занятие, дети, вы работали в мастерской, узнали разные свойства бумаги, играли, загадывали загадки.

Я вами сегодня довольна.

Наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 11 октября 2014 в 22:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Конспект открытого занятия по математике на тему: «Круг квадрат» 2 младшая группа
Цель занятие: Учить различать и называть круг и квадрат: квалифицировать предметы по признаку формы. Создать образы на основе характерных признаков....
Конспект занятия по рисованию поролоном в средней группе «Медвежата»
Конспект по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники ( рисование поролоном) «Медвежата» Цель: Освоение нового способа рисования –...