Получи документы

Конспект открытого занятия в старшей группе «Я и моя семья»

Красникова Алла Михайловна
Конспект открытого занятия в старшей группе «Я и моя семья»

Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.

Задачи: обучающие

1. Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.

2. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

3. Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.

развивающие:

1. Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание).

Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Я и моя семья“» размещена в разделах

2. Активизировать словарную работу с детьми (генеалогическое дерево, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья).

воспитывающие:

1. Воспитывать у детей интерес к истории, доброжелательное отношение к родным и близким.

оборудование: плакат с изображением генеалогического дерева, фотографии (группы, ребенка и его родственников,мяч, куклы, словарь имен карточки "Моя родословная" с изображением генеалогического дерева для каждого ребенка.

Ход занятия.

1 Организационный момент

Игра "Дин-дон" (воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг).

Дин-дон, дин-дон, по улице ходил слон.

Ну, а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй:

-Как зовут котенка? кис-кис-кис

-Как зовут цыпленка? цып-цып-цып

-Ну, а как ребенка? (дети передают мяч друг другу и называют свои имена).

2. В. : Вот сколько много красивых и разных имен. А знаете ли вы, как появилось имя у человека?

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об именах, фамилиях, о семье.

- У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашем экскурсоводом.

- Пройдемте к этому столу. (на столе куклы со светлыми и темными волосами, фотография группы, картинки детей, словарь имен)

- Посмотрите, у нас в музее есть фотография вашей группы.

- Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? (по имени)

- Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, но они отмечали особенности человека: светлые волосы - звали Светлана, темные - Чернава. А еще Пискун, Прыгунок.

- Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)

- Ребята, почему человек стал придумывать имена? (ответы детей)

- Скажите, а кто выбирает имена детям? (родители)

- Имя говорит о человеке многое. называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. В нашем музее есть словарь имен. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена.

(воспитатель читает значение имен присутствующих детей)

- Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени, отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.

Игра "Воротики"

(воротики сделаны из мягких модулей в виде арки)

В. : Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эти волшебные воротики. Но они пропускают только тех, кто называет свое имя и отчество. (дети называют и проходят, садятся на стульчики)

- Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте зачем человеку фамилия?

В. : Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана - Иванов; или по профессии - кузнец - Кузнецов; а некоторые по названию села, где жили - в селе Гончарное - Гончпровы.

В фамилиях различных лиц

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Звере и насекомых:

Лисютин, Раков, Рыбаков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

- И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям.

- Без фамилии не получишь документы. Какие? (паспорт, свидетельство о рождении)

- А без документов - никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.

- Так зачем же человеку фамилия? (ответы детей)

В. : Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (Семья - это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге)

Д/и "Угадай, где семья?"

- Выберите со стенда картинки, где изображена семья.

- Почему вы думаете, что это семья?

В. : Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные - один папа или одна мама. Но главное в семье всегда должно быть что? (любовь, забота)

Физминутка.

- Что же за семья живет у на в квартире? Встаем в круг.

Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

Кто живет у нас в квартире (шагают)

Раз, два, три, четыре, пять (прыгают)

Всех могу пересчитать (шагают)

Папа, мама, брат, сестра (хлопают в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка (наклоны в стороны)

Мой сверчок, щенок и я (повороты в стороны)

Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши)

В. : Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево. (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)

- Чем оно необычно? (вместо плодов изображены люди)

- Это генеалогическое дерево. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю - или нашу родословную.

- Как называется дерево? Что мы видим на нем?

В. : У каждого в семье есть корни. Видите сколько здесь корешков - это наши предки - прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки?

Дальше - нижние ветки - это дети прабабушек и прадедушек - наши бабушки и дедушки.

- Сколько у нас бабушек и дедушек?

- Верхние ветки - это наши родители. Кто? (папа и мама)

- Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)

- И самая макушка - это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.

- Ребята, а давайте составим каждый свою родословную. Садитесь за столы и наклейте фотографии родственников на ваши деревья. (дети выполняют работу - наклеивают фото на карточки с генеалогическими деревьями)

В. : Кто расскажет нам о своей семье : сколько в ней человек, как их зовут, какие традиции у вас в семье? (рассказы детей)

3. Итог.

- Ребята, где мы сегодня побывали? (в музее)

- Что интересного вы узнали на экскурсии? (ответы детей)

- А что такое семья?

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а из ваших деревев мы в группе посадим сад, чтобы все видели какие у нас дружные семьи.

Публикации по теме:

Конспект занятия (НОД) по развитию речи в старшей группе «Моя семья» Открытое занятие в старшей группе «Моя семья» Цель: формировать у детей старших дошкольников представление о семье как о людях,.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья». Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Программное содержание: *Формировать у детей представление о семье как о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Я и моя семья»
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 08:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД