Красникова Алла Михайловна
Конспект открытого занятия в старшей группе «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.
Задачи: обучающие
1. Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.
2. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.
3. Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.
развивающие:
1. Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание).
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
2. Активизировать словарную работу с детьми (генеалогическое дерево, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья).
воспитывающие:
1. Воспитывать у детей интерес к истории, доброжелательное отношение к родным и близким.
оборудование: плакат с изображением генеалогического дерева, фотографии (группы, ребенка и его родственников,мяч, куклы, словарь имен карточки "Моя родословная" с изображением генеалогического дерева для каждого ребенка.
Ход занятия.
1 Организационный момент
Игра "Дин-дон" (воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг).
Дин-дон, дин-дон, по улице ходил слон.
Ну, а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй:
-Как зовут котенка? кис-кис-кис
-Как зовут цыпленка? цып-цып-цып
-Ну, а как ребенка? (дети передают мяч друг другу и называют свои имена).
2. В. : Вот сколько много красивых и разных имен. А знаете ли вы, как появилось имя у человека?
- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об именах, фамилиях, о семье.
- У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашем экскурсоводом.
- Пройдемте к этому столу. (на столе куклы со светлыми и темными волосами, фотография группы, картинки детей, словарь имен)
- Посмотрите, у нас в музее есть фотография вашей группы.
- Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? (по имени)
- Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, но они отмечали особенности человека: светлые волосы - звали Светлана, темные - Чернава. А еще Пискун, Прыгунок.
- Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)
- Ребята, почему человек стал придумывать имена? (ответы детей)
- Скажите, а кто выбирает имена детям? (родители)
- Имя говорит о человеке многое. называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. В нашем музее есть словарь имен. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена.
(воспитатель читает значение имен присутствующих детей)
- Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени, отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.
Игра "Воротики"
(воротики сделаны из мягких модулей в виде арки)
В. : Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эти волшебные воротики. Но они пропускают только тех, кто называет свое имя и отчество. (дети называют и проходят, садятся на стульчики)
- Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте зачем человеку фамилия?
В. : Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана - Иванов; или по профессии - кузнец - Кузнецов; а некоторые по названию села, где жили - в селе Гончарное - Гончпровы.
В фамилиях различных лиц
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Звере и насекомых:
Лисютин, Раков, Рыбаков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
- И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям.
- Без фамилии не получишь документы. Какие? (паспорт, свидетельство о рождении)
- А без документов - никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.
- Так зачем же человеку фамилия? (ответы детей)
В. : Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (Семья - это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге)
Д/и "Угадай, где семья?"
- Выберите со стенда картинки, где изображена семья.
- Почему вы думаете, что это семья?
В. : Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные - один папа или одна мама. Но главное в семье всегда должно быть что? (любовь, забота)
Физминутка.
- Что же за семья живет у на в квартире? Встаем в круг.
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире (шагают)
Раз, два, три, четыре, пять (прыгают)
Всех могу пересчитать (шагают)
Папа, мама, брат, сестра (хлопают в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка (наклоны в стороны)
Мой сверчок, щенок и я (повороты в стороны)
Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши)
В. : Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево. (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)
- Чем оно необычно? (вместо плодов изображены люди)
- Это генеалогическое дерево. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю - или нашу родословную.
- Как называется дерево? Что мы видим на нем?
В. : У каждого в семье есть корни. Видите сколько здесь корешков - это наши предки - прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки?
Дальше - нижние ветки - это дети прабабушек и прадедушек - наши бабушки и дедушки.
- Сколько у нас бабушек и дедушек?
- Верхние ветки - это наши родители. Кто? (папа и мама)
- Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)
- И самая макушка - это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.
- Ребята, а давайте составим каждый свою родословную. Садитесь за столы и наклейте фотографии родственников на ваши деревья. (дети выполняют работу - наклеивают фото на карточки с генеалогическими деревьями)
В. : Кто расскажет нам о своей семье : сколько в ней человек, как их зовут, какие традиции у вас в семье? (рассказы детей)
3. Итог.
- Ребята, где мы сегодня побывали? (в музее)
- Что интересного вы узнали на экскурсии? (ответы детей)
- А что такое семья?
- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а из ваших деревев мы в группе посадим сад, чтобы все видели какие у нас дружные семьи.