Приложение МААМ

Открытое занятие по ФКЦМ «Вода, свойства воды. Круговорот воды в природе»

Наталья Баева
Открытое занятие по ФКЦМ «Вода, свойства воды. Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по ФКЦМ с детьми подготовительной группы на тему :

«Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе ".

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Форма проведения – нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Технология – личностно – ориентированная

Оборудование : глобус; схемы «Времена года»; «Круговорот воды в природе»; иллюстрации по теме ; презентация по теме «Круговорот воды в природе» ;

Публикация «Открытое занятие по ФКЦМ „Вода, свойства воды, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах

Для проведения опытов : узкая баночка, широкая баночка, кубик. шарик, стакан с водой, стакан с молоком, сахар, соль, мята, таз с водой.

Цель : совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи :

Обучающие - способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Развивающие – развивать речь детей, мышление, любознательность, наблюдательность. Активизировать словарь детей словами : модель. Глобус,. Материки, круговорот воды, пресная вода. Лаборатория, парообразные вещества.

Воспитательные - формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.

Начну занятие с зачитывания загадки о глобусе :

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны? (глобус)

- А что такое глобус?

(Предположения детей).

Показываю модель Земли – глобус.

- Как вы понимаете – модель Земли?

(Дети высказывают, объясняют).

Что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на ее модель, то есть глобус?

(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны).

Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки

(Показ на глобусе).

- Почему на глобусе много синего цвета?

(Рассуждая, дети приходят к выводу о том, что синий цвет – это вода; моря, океаны, реки, озера).

Зачитываю стихотворение о воде.

(В совместной беседе с детьми приходим к выводу: вода-источник жизни всего живого на Земле).

Тем самым, используя наглядный и словесный методы подвожу детей к цели, которая должна быть достигнута детьми на данном этапе занятия.

2.Опрос детей по знакомому материалу, включающий:

• определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия (какой результат должен быть достигнут детьми);

• определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или детям не удается достичь поставленных целей;

определение целей и задач, которых воспитатель хочет достичь на данном этапе занятия;

• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия;

• определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или детям не удается достичь поставленных целей;

• определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или детям не удается достичь поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности дошкольников с учетом особенностей группы, с которой работает воспитатель.

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности детей в ходе опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов детей в ходе опроса. Продолжая сюжет занятия и используя игровой прием (познавательная игра «Где, какая вода бывает?», поддержу интерес детей.

При опросе дошкольников сформулирую цель : подвести детей к осмыслению того. Что на нашей планете Земля много воды и она необходима всем живым существам.

Для себя ставлю цель – выявить глубину познания материала детьми по данной теме, формирование умения делать выводы и умозаключения.

Перед выполнением задания даю детям критерии оценивания – условия, выполняя которые, они продвинуться в изучении темы.

. Ответы должны быть развернутыми

. Необходимо назвать одно из условий. Без которого живые существа не будут жить на планете Земля

С помощью вербального метода и видео презентации помогу дошкольникам вспомнить, что они знают о воде, о видах водоемов (реки, озера, и т. д.). Подведу к выводу о том, что с изменением качества воды, либо ее отсутствие изменяются условия жизни для живых существ, либо их исчезновения.

На этом целесообразно, учитывая индивидуальные особенности детей, использовать задания разного уровня.

Критериями достижения цели и задач данного этапа для меня является активное участие в игре «Кому нужна вода?»

Физминутку использую с целью

снятия мышечного напряжения, охраны здоровья ребенка, соблюдения гигиенических требований.

Стимулирование учебной активности дошкольников произведу при помощи поощрения лучших ответов звездами.

Критериями достижения целей и задач данного этапа для меня являются активное участие в опросе, полные ответы детей.

3.Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед детьми (какой результат должен быть достигнут воспитанниками на данном этапе занятия);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой воспитатель на данном этапе занятия;

• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен ребятами;

• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного

материала;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает воспитатель;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса дошкольников к излагаемому воспитателем учебному материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности детей в ходе освоения нового учебного материала

Перед воспитанниками ставится исследовательская цель – определить свойства и качества воды.

Для себя ставлю цель – создание условий для ознакомления дошкольников со свойствами воды.

Для достижения цели использую исследовательскую деятельность, которая поможет обмениваться мнениями, предлагать разные варианты, анализировать, делать выводы.

- А где можно исследовать воду?

- Что такое лаборатория?

В лаборатории можно провести исследование воды.

Предлагаю детям пройти в уголок

«Любознайка», где мы и будем работать.

Опыт № 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик, воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы? (ответы детей)

- Имеет ли форму вода?

Для этого воспитатель с детьми берет узкую баночку и наполняет ее водой, затем эта вода переливается в широкую баночку. Форма, которую принимает вода все время изменяется.

ВЫВОД :

Вода не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.

Опыт № 2. Какого цвета вода?

Дети берут два стакана – один с водой, а другой с молоком. Сзади обоих стаканов ставятся одинаковые цветные картинки.

- Дети, нам видно картинку?

(Ответы детей).

ВЫВОД :

Через воду виден рисунок, а через молоко – нет. Вода – прозрачная жидкость.

Опыт № 3. Вода – растворитель.

Дети, а есть ли у воды вкус?

(Высказывания детей).

Дети берут два стакана с водой в одном растворяют соль, в другом сахар.

ВЫВОД :

Своего вкуса у воды нет. Вещества растворились в воде.

Опыт № 4. Вода не имеет собственного запаха.

Дети берут два стакана с водой, воспитатель добавляет в один из них мятные капли, предлагает детям понюхать оба стакана с водой.

- Что изменилось?

(Ответы детей).

ВЫВОД :

Различные вещества, растворяясь, меняют у воды : цвет, вкус, запах.

Опыт № 5. Способность воды отражать предметы.

На столе стоит большой таз с водой, дети по очереди заглядывают в него.

- Что вы там увидели?

(Выслушиваются ответы детей).

ВЫВОД :

Спокойная вода отражает предметы. Как зеркало.

Работа проводится по подгруппам. Дети делятся на две, три подгруппы, по значкам которые у них прикреплены на груди. Перед занятием эти значки распределила так, чтобы в подгруппах были воспитанники с разным уровнем развития.

Во время проведения подгрупповой деятельности дети самостоятельно, а при необходимости совместно с воспитателем, оценивают результат своей работы по критериям :

•Правильность выполнения опыта

•Умение обосновать свой ответ

•Аккуратность при выполнении задания

•Поддержка своих товарищей во время выполнения задания

•Защита природоохранных знаков

Для оценивания выполнения задания использую словесные поощрения и схемы для самооценки детей «Смайлики».

Использую метод контроля выполнения задания «песочные

часы», по которым дети будут ориентироваться во времени выполнения задания, которые помогут контролировать время выполнения задания.

4. Закрепление учебного материала,

предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед детьми (какой результат должен быть достигнут ребятами на данном этапе занятия);

• определение целей и задач, которые

ставит перед собой воспитатель на данном этапе занятия;

• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, с которыми работает воспитатель.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового учебного материала;

• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации,когда воспитатель определяет, что часть детей не освоила новый учебный материал. Закрепления полученных на третьем этапе занятия знаний, проведу игру «Наполни корзинку».

Цель для детей – назвать свойства воды, качества воды и природоохранную деятельность человека. Работа проводится индивидуально (каждый ребенок бросает свой ответ в виде фишек).

1) Не имеет формы

2) Невидима, прозрачна

3) Вода – растворитель

4) Без запаха

5) Без вкуса

6) Способность отражать предметы

7) Необходима всему живому

Вода очень ценна для нас. Для всех живых существ на земле.

Предложу критерии, по которым воспитанники оценят свою работу :

• Задание выполнено самостоятельно или совместно с воспитателем

• Соблюдались ли условия коллективной работы в подгруппах при создании природоохранных знаков

Тем, кто испытывал трудности. Предложу воспользоваться помощью друзей или взрослого.

Задание на дом:

В целях закрепления материала предложу детям узнать у родителей название самой длинной реки в России.

Совместно с родителями подготовить рисунок по теме : «Круговорот воды в природе».

Определю для детей критерии успешного выполнения задания :

•Представление фотографий, коллажей, иллюстраций, презентаций

•Придумывание рассказа на тему : «Для чего нужен круговорот воды в природе».

Публикации по теме:

Проект «Почему идёт дождь?»Проект «Почему идёт дождь?» Методический паспорт проекта Тема: «Почему идет дождь?» Тип проекта: исследовательский, групповой, краткосрочный. Цель: развитие познавательной.

Проект «Вода вокруг нас» Дать детям элементарные знания о воде, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: -обратить внимание детей на значение воды в окружающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по ФКЦМ «Вода, свойства воды. Круговорот воды в природе»
Опубликовано: 22 января 2015 в 14:31
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие по ФКЦМ «Вода, свойства воды. Круговорот воды в природе»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Баева (УИ 299174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД