МААМ-картинки

Конспект отрытого занятия по лепке «Дымковская игрушка»

Ражева Яна Андреевна
Конспект отрытого занятия по лепке «Дымковская игрушка»

Тема занятия: Занятие по лепке «Дымковская игрушка»

Цель: Научить детей лепить дымковскую игрушку по теме народного творчества, с использованием особенностей росписи. Развивать интерес к народному творчеству. Развивать умение детей пользоваться пластилином и умение использовать разные способы лепки.

Задачи по образовательным областям:

Публикация «Конспект отрытого занятия по лепке „Дымковская игрушка“» размещена в разделах

Социально-коммуникативное развитие:

1. Развитие коммуникативного развития детей в общении с взрослым и сверстниками.

2. Развитие стремления к самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие:

1. Формирование первичных знаний детей о дымковской игрушке: история дымковской игрушки, из чего, как, кем и где она сделана.

2. Закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.

3. Развитие познавательной активности детей, воображения, творческой активности.

4. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Физическое развитие:

1. Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие координаций движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

2. Развитие саморегуляции и самоконтроля в двигательной сфере.

Речевое развитие:

1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

2. Обогащение активного словаря по теме народного творчества: «Дымковской росписи»

Художественно-эстетическое развитие:

1. Закрепление представлений об истории дымковской игрушки.

2. Закрепление представлений о процессе создания игрушек.

3. Развитие желание лепить игрушку своими руками.

4. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки.

5. Закрепление умений соблюдать пропорциональное соотношение частей.

6. Учить соединять части фигурки.

7. Формировать умения правильно работать с пластилином.

8. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

9. Реализация самостоятельной деятельности детей.

Предварительная работа:

1. Расматривание и обсуждение с детьми видов народного творчества с использованием иллюстраций, картинок, плакатов.

2. Расматривание картинок дымковской игрушки.

Материалы к занятию: пластилин, стеки, доски, основание под готовую игрушку, салфетки, дымковские игрушки, демонстрационный материал по теме дымковская игрушка, посылка.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня я получила одну интересную посылку! Давайте посмотрим вместе, что там внутри.

Воспитатель: На посылки есть послание для самых умных и талантливых деток! Хотите посмотреть, что внутри?

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это такое, кто знает?

(Воспитатель достает по одной из посылки дымковские игрушки, первую достает барыню, индюка, козла и лошадку)

Девица.

Девица краса

Ниже пояса коса!

Словно яблочки горят

Щёчки у красавицы,

Губки будто маков цвет

Всем девица нравится.

Петушок.

А вот дети петушок -

Ярко красный гребешок,

Хвост с оборкой золотой,

Красной, жёлтой, голубой.

Козлик.

Козлик, козлик круторогий,

У него характер строгий.

На ногах его штанишки,

Полюбуйтесь ребятишки!

Индюк.

Распустил свой хвост индюк,

Синий круг и красный круг.

Перья золотом горят,

До чего ж красив наряд!

Воспитатель: Как эти предметы называются одним словом?

Дети отвечают: Игрушки!

Воспитатель: Да правильно это игрушки, но игрушки не простые хотите я вам о них расскажу?

Дети отвечают: Да.

Воспитатель: Эти игрушки сделаны из глины. Кто сможет сказать, как называются игрушки, которые сделаны из глины?

Дети отвечают: (Глиняные игрушки).

Воспитатель: Раньше у детей не было таких игрушек, которые есть теперь у вас. Раньше у детишек были вот такие игрушки и их для них делали умельцы. Лучше игрушек для них не было. Ведь они были такими красивыми и яркими.

Воспитатель: Посмотрите какая интересная роспись на наших замечательных игрушках. Что на них нарисовано? Какие цвета?

Дети отвечают

Воспитатель: Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А в третий раз она рождается когда ее белят разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся.

(Воспитатель показывает этапы изготовления игрушки)

Воспитатель: Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. Так и назвали эти игрушки – дымковские. Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки.

Воспитатель: Давайте послушаем одно красивое стихотворение о дымковской игрушке.

Глиняная яркая игрушка,

Символ Вятско-Кировской земли,

К нам пришёл из маленькой слободки,

Дымковской игрушкой нарекли.

Старый промысел давно известный,

Существует он четыре сотни лет,

А возник из праздника Свистунья*,

Мастеров прославив на весь свет.

Мастера-художники лепили

Козликов, лошадок и утят,

Барышень-хозяек в сарафанах,

Разукрасив ярко их наряд.

Простота узоров, яркость красок

Привлекает, радует глаза,

Глина Вятки словно оживает

В творческих руках людей села.

* "Свистунья" праздновалась в четвертую субботу после Пасхи.

Воспитатель: А сейчас давайте чуть чуть разомнемся.

Физкультминутка

А сейчас, ребятки,

Я зову всех на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим в припрыжку,

Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно!

Воспитатель: Ах какие вы молодцы!

Воспитатель: А теперь расскажите мне как же мастера делают такие игрушки?

Дети отвечают: Лепка из глины, сушка, обжиг в печи, беление, роспись.

Воспитатель: Какого цвета бывают дымковские игрушки?

Дети отвечают: только белые

Воспитатель: Какими цветами расписаны дымковские игрушки?

Дети отвечают: Синий, красный, желтый, зеленый и др.

Воспитатель: Какие узоры на дымковских игрушках?

Дети отвечают: Прямые, волнистые линии, точки, круги, кольца, клетка, решётка.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами попробовать сделать одну такую игрушку и побыть хоть чуть-чуть самыми настоящими мастерами? Как вы думаете из чего мы с вами будем делать нашу игрушку? Кто-нибудь знает, как мы сможем сделать настоящую дымковскую игрушку?

Воспитатель: Я думаю, что мы с вами можем сделать нашу игрушку из пластилина. Сейчас я вам все подробно расскажу. Только для начала нам нужно размять свои пальчики, чтобы наша игрушка получилась очень красивой, как у самых настоящих мастеров.

Пальчиковая игра для детей 4-5 лет

Птичий двор

Мы пошли на птичий двор

(Шагают по столу указательный и средний пальцы.)

Посмотреть через забор.

(Ручки перед лицом, ладонями к себе; дети выглядывают из-за ладошек.)

Важно ходит наш петух,

(Имитация кистями походки петуха.)

Спрятался он за лопух.

(Закрыли глазки руками.)

Зёрнышки клюют цыплята,

(Постукивание подушечками пальцев по столу.)

И щипаются гусята.

(Дети пальцами показывают щипающее движение)

Воспитатель: Хорошо, а сейчас я вам все расскажу и покажу.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем лепить лошадок, чтобы они были такие же красивые.

(Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку (коня): какие части, детали, их форму.)

Воспитатель: Ребята, лепить мы будем из целого куска, способом – вытягивания. Воспитатель показывает способы лепки.

Воспитатель: Сначала из целого куска раскатывается цилиндр – тело. Затем один конец (на треть длины) надрезается стекой; из частей оттягивается шея с головой, из другой части ноги. Шея поднимается вверх, изгибается, чтобы получилась голова. Ноги делаются из другой части – надрезаются стекой на две равные части, оттягиваются и закругляются. Другой конец цилиндра – оттягивается, и задние ноги делаются, как передние. Фигура дополняется деталями: уши и маленький хвостик–раскатывается колбаска и складывается в кренделек. Детали можно лепить отдельно: скатать жгутики, сплести их в косичку и примазать к телу. Далее к готовой игрушки делаем заготовки для украшения, украшаем игрушку и она готова. (Наглядный показ всех действий)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских козликов. Приступайте к работе.

Работа детей.

Индивидуальная помощь.

Воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами, помогает выполнить соединение частей, примазывание, сглаживание поверхности.

Воспитатель: Ребята, какие вы у меня молодцы, какие у вас получились красивые козлики. Понравилось ли вам лепить игрушки? Сложно было?

Дети отвечают

После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми рассматривают вылепленные игрушки.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие красивые и разные наши игрушки получились. Как мы с вами уже говорили, что одинаковых игрушек мастера никогда не лепили, они все получались разными даже, несмотря на то, что набор цветов и геометрических фигур был одинаковый.

Воспитатель: Ребята вы почувствовали себя настоящими мастерами по дымковской игрушке? Будете ли вы еще пробовать вылепить другие? Например, индюка, лошадку, а может кто-то даже и барыню?

Дети отвечают

Воспитатель: Спасибо ребята вам за занятие, за такие прекрасные игрушки. Вы большие молодцы, теперь мы с вами знаем, чем Дымковская роспись отличается от других и как можно самим сделать себе красивую игрушку.

Публикации по теме:

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Фотоотчёт о занятии по лепке «Дымковская игрушка «Лошадка» в подготовительной группеФотоотчёт о занятии по лепке «Дымковская игрушка «Лошадка» в подготовительной группе Цель: Учить детей лепить лошадку комбинированным способом. Задачи : - учить передавать в лепке характерные особенности дымковской игрушки,.

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская карусель» в средней группеКонспект занятия по декоративной лепке «Дымковская карусель» в средней группе Цель: учить детей лепить дымковскую лошадку, передавая характерные особенности игрушки. Задачи: Формировать представление.

Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Дымковская барышня»Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Дымковская барышня» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи:- продолжать.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Роспись шаблона «Дымковская игрушка»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Роспись шаблона «Дымковская игрушка» Цель: выполнить роспись шаблона дымковской игрушки; закрепить навыки декоративного украшения изделий на основе росписи дымковской игрушки.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

НОД по лепке «Дымковская игрушка» в подготовительной группеНОД по лепке «Дымковская игрушка» в подготовительной группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Возрастная группа: Подготовительная группа НОД: Лепка Тема: Дымковская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект отрытого занятия по лепке «Дымковская игрушка»
Опубликовано: 6 октября 2023 в 18:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД