Оксана Аникина
Конспект ознакомительного занятия дошкольников с ОВЗ с песком
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ознакомительного занятия дошкольников с ОВЗ «Чувствительные ладошки»
У многих специалистов и педагогов возникает вопрос, с чего начать знакомить детей дошкольного возраста с ОВЗ имеющими задержки речевого развития или неговорящих детей.
Публикация «Конспект ознакомительного занятия дошкольников с ОВЗ с песком» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Занятия педагога-психолога, в том числе, посещают и дети, имеющие комплексные тяжелые нарушения в развитии. Психологическая работа с ними крайне сложна. Чаще всего это безречевые дети. В эту неоднородную группу входят дети с различными задержками психоречевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом. Эти дети не могут полноценно взаимодействовать с окружающим миром. Для них характерны: низкий уровень развития мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов, трудности формирования словесно-логического мышления. Помимо грубого речевого недоразвития, общим для них является: отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Необходимо включение ребенка в такую деятельность, которая бы уменьшала все эти сопутствующие речевому недоразвитию проявления, тем самым давала возможность специалисту осуществлять работу по развитию речевых функций. Поэтому я сделала своей выбор игр с песком, как естественной доступной для ребенка формы деятельности. Он основывается на особенностях самого песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно тянутся к песку, начинают пересыпать и просеивать песок, строить дороги, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, в котором он учится работать и добиваться цели.
Я предлагаю начать с ознакомительного занятия с песком. Которое можно повторить несколько раз. Со своими детками на подгрупповом занятии я использовала сухой (специально приобретенный в магазине) песок. Сразу скажу о том, что необходимо соблюдать определенные возрастные и психофизиологические особенности детей с ОВЗ и обязательно учитывать противопоказания.
Противопоказания для занятий песочной терапией
1. Наличие аллергии на пыль и мелкие частицы
2. Серьёзные заболевания легких.
3. Кожные заболевания на руках, порезы и раны.
Психологические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Конспект ознакомительного занятия «Чувствительные ладошки»
Это первое занятие. Если вдруг ребенок не хочет принимать участие можно мягко предложить, но не настаивать!
Цель: Знакомство с правилами работы с песком.
- создание естественной стимулирующей среды;
- настрой на совместную деятельность;
- ознакомление с правилами.
Ритуал приветствия «Здравствуй песок».
У безречевых детей в большей или меньшей степени может проявляться полевое поведение. Использование песочницы позволяет организовать его деятельность привлечь внимание ребенка. В начале занятия взрослые и дети приветствуют друг друга. Жест приветствия повторяется на каждом занятии. Психолог привлекает внимание детей, предлагая поздороваться с песком.
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. «. - Здравствуй, мы пришли с тобой в эту комнату, чтобы поиграть с песком. Давай поздороваемся с ним. Опустим в песочек руки. Что ты чувствуешь, песок – какой он - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх? Если дети не выполняют то, психолог показывает действия. Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Педагог-психолог рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок, описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
Делается акцент на приятных тактильных ощущениях от взаимодействия с песком. Манипулирование с песком вызывает легкий массажный эффект, ребенок расслабляется, концентрирует взгляд на своих руках. Следит за движением рук и песка. Этот ритуал повторяется на каждом занятии, незначительно меняется его содержание.
Основной этап. На этом этапе я предложила игровые задания, развивающие умение манипулировать мелкими предметами (горошинами, бусинами, предметами по различным темам). Манипулировать это значит: брать предметы с песка, удерживать их и складывать в различные емкости, аккуратно ставить, раскладывать на поверхности песка, двигать по песку. По мере освоения навыка, можно использовать более мелкие предметы. На следующих этапах можно усложнять задания, внося в него элементы сортировки по форме, размеру, цвету, а так же предлагать брать предметы с разных сторон.
При выполнении заданий важно научить ребенка пользоваться обеими руками одновременно так, чтобы одна рука непосредственно выполняла действие, а другая рука осуществляла вспомогательную функцию. Так при пересыпании песка или предметов из баночки в баночку одной рукой ребенок придерживает баночку, другой (ведущей) высыпает предметы. Если ребенок не может пользоваться обеими руками одновременно, психолог целенаправленно фиксирует положение рук.
На данном занятии я использовала разные формочки, баночки и пасочки. И мы с детьми пробовали пересыпать сухой песок из баночки в песочную формочку.
Следует учитывать индивидуальные возможности ребенка при подборе словесных инструкций, жестового сопровождения, при определении степени самостоятельности при выполнении упражнений. Затем, детям я предложила свободную игру. Это как элемент занятия. Во время свободной игры дети проявляют спонтанную активность. Специалист может наблюдать за спонтанной деятельностью, либо направляет эту деятельность, опираясь на способность детей к подражанию. Свободной игре в структуре занятия отводится не более 5 мин. Она предполагает использование оборудования, которое предлагалось в основной части занятия.
В завершении занятия я использую ритуал «Прощание с песком»
Окончание занятия так же должно стать определенным ритуалом. Все предметы раскладываются по коробочкам, наводится порядок в песочнице. Дети разглаживают, разравнивают песок. Релаксация, самомассаж достигаются благодаря движениям ладонями по песку. Закрепляются положительные эмоции, подводится итог занятия. На этом этапе продолжается работа по использованию жестов (согласие, несогласие, прощание). Следует помнить, что невербальные компоненты коммуникации наиболее доступное средство общения, но в дальнейшем не следует ставить цель развитие этой формы речи. На следующих занятиях я буду реализовать задачу по формированию и дальнейшему расширению пассивного словаря через сенсорно-перцептивную деятельность. Все задания буду сопровождать речевыми инструкциями. Так дети научатся понимать инструкции, научатся узнавать знакомые предметы, действия, совершаемые этими предметами.