Светлана Попова
Конспект по ознакомлению с окружающим и развитие речи, тема «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №44 «Золушка»
Центр развития ребенка
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности.
Формирование целостной картины мира и коммуникации
тема : «Зима»
Старшая группа компенсирующей направленности
Воспитатель специализированной
группы № 6:
Попова Светлана Владимировна
г. Старый Оскол, январь 2013 г.
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим и развитие речи, тема „Зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Расширение и конкретизация представления о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Формировать элементарные экологические представления. Уточнение и расширение словаря по теме (гололёд, иней). Установление простейших связей между явлениями природы. Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательное с существительными в форме единственного числа именительного падежа).
Коррекционно-развивающие задачи :
Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование положительной установки на участие в познавательной деятельности, ответственного отношения. Формирование познавательной активности, навыки. Прививать любовь к родной природе, Родине.
Предварительная работа
Наблюдения за изменениями в природе во время прогулок, разучивание игровых упражнений: «Снежная баба», «Снежный ком», пальчиковая гимнастика: «Мы гулять ходили», чтение художественной литературы.
Оборудование:
Иллюстративный индивидуальный материал, глобус, часы «Времена года», шишки, снежинки, иллюстрации животных, птиц.
Организационный момент. Привлечение внимания к познавательной деятельности.
Педагог предлагает взять друг друга за руки и произнести: «Жизнь дана на добрые дела!»
Воспитатель показывает детям глобус и задает вопрос : «Что это?» (ответы детей). Обращает внимание на то, что стран много, но одна из них самая родная. Находят и называют : «Россия».
Художественное слово: отрывок из стихотворения С. Шамаевой «Россия»
Родина, Россия, наша ты земля!
Дали голубые, желтые поля.
Словно ленты реки, дальний лес окрест.
На пригорках церкви, а над ними крест.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, нам с вами посчастливилось родиться в самой прекрасной стране, красоту нашей родины подтверждают четыре времени года, равно прекрасных». Загадывает загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуну в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица
Как взмахнула рукавом –
Все покрыла серебром! (Зима и зимние месяцы)
Просит назвать зимние месяцы.
Развитие зрительного внимания. Игровое упражнение «Часы времени года»
Воспитатель: «Посмотрите на эти часы времени. Поставьте правильно стрелку (на зимнее время года) и отправляемся путешествовать!»
Нам нужно подобрать необходимую одежду. Перед детьми картинки с зимней, летней одеждой. Детям предлагается отобрать одежду, обувь, головной убор для зимнего периода. Педагог задает вопросы побуждающие анализировать сравнивать: «В летних сандалях можно гулять? – Нет, - Почему?»
Пальчиковая гимнастика. Развитие тонкой моторики
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
А еще в снегу валялись.
Развитие физиологического дыхания. Упражнение «вьюга»
Кто бросает снег в лицо?
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отварил (вьюга)
Вытяните губы трубочкой и спойте протяжно у-у-у.
Чувствуете как стало холодно? Покажите как вам холодно. (эмпатия)
Какая же погода бывает зимой? Уточнение и расширение знаний о погодных изменениях зимой, характерные признаки). Картинки с изображением падающего человека на льду…и т. д.
-Зимой бывает гололед.
-Зимой образуется иней на деревьях.
Этюд «Глубокий снег»
Воспитатель предлагает показать как трудно идти по глубокому снегу, подходят к столу на котором разложены пособия к игре: «разноцветные круги». Закрепление знания и различия признаков зимы и осени. Развитие ассоциативного мышления. Воспитатель предлагает на белый круг положить картинки, которые относятся к зиме, а на желтый к осени.
Переход от задания к заданию имитируя ходьбу по глубокому снегу.
Цепочка слов.
Воспитатель: «Я найду слова везде - на носу, на потолке, вы не слышали такого? не беда, играем в слово»- снег ( дети: снеговик, снежинка и т. д.).
«Зимние забавы» - расширение, уточнение знаний о зимних забавах. Опираясь на наглядные пособия, дети рассказывают во что можно поиграть зимой на улице (зимой можно играть в снежки, зимой можно кататься на лыжах, зимой можно кататься с горки и т. д.)
После каждого выполненного задания воспитатель просит детей похопать себе (похвала).
Воспитатель: «Зима волшебница. Зимой с неба падают капли воды, замерзают, превращаются во что?»- развитие познавательной активности
Белые, мохнатые, легкие снежинки
Тихо с неба падают будто бы пушинки
Дети имитируют движения поймай снежинку. Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку в ладошку. Игра «Ответь какая» (холодная, хрупкая, нежная, красивая, как мороженое и т. д.) Дуют на ладошку, что с ней произошло? – Растаяла, - От чего? – От тепла.
Динамическая пауза «Снежная баба». Речь с движением.
Сегодня из снежного, мокрого кома, мы снежную бабу слепили у дома, стоит наша баба у самых ворот, никто не проедет никто не пройдет!
Лесная опушка. «Чьи же следы?» дидактическое упражнение
Дети выбирают картинку с лесным зверем имитирую его движения, рассказывают, что он делает зимой. Обобщают это животные которые живут в наших краях. ( Компрометирующие вопросы: лев, жираф живут в наших краях? – нет, – Почему)
Воспитатель обращает внимание на стук. Педагог подводит к мысли кто стучит в лесу по дереву и зачем (дятел)
Игра кормушка. Уточнение знаний о зимующих птицах. Почему воробьи не улетают на юг?
Логопедичекое упражнение «горячий чай»
Воспитатель: «Вы замерзли? Устали? я предлагаю вам попить горячего чая, сделайте губы трубочкой, дуйте на пар, не надувая щек».
Воспитатель приглашает детей в «зимнюю мастерскую»
( Практическая деятельность: «Собери бусы по схеме»)
Воспитатель: «Какое дерево украшают зимой?»(ель) После выполненного задания, дети идут искать это дерево и украшают своими бусами, под деревом находят коробочку, игра «Что в ней?». Воспитатель раздает детям шишки (массаж ладоней при помощи шишки) Вопросы: шишка какая?–твердая, колкая. Обобщают: «Шишки - это семена ели». Оставляют их себе на память о путешествии.
Итог: что понравилось, когда путешествовали? (побуждать детей отвечать полным предложением. Делать выводы.