Лена Галлямова
Конспект занятия по познавательной деятельности «Птицы в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме «Птицы в ле су»
Программное содержание. Закрепить знания детей о конкретных видах лесных птиц, учить называть и узнавать их. Выяснить, чем питаются, как приспособлены к сезонно-меняющимся условиям природы. Формировать представление о том, что зима - очень трудный период для птиц : мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день. Разные птицы по-разному приспособились к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края - это перелетные птицы; другие, зимующие, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью. Воспитывать сочувствие, доброжелательное отношение к птицам, желание подкармливать их в зимнее время.
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „Птицы в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Материал. Кукла Баба Яга; картинки с изображением лесных птиц (трясогузка, иволга, дрозд, ласточка, соловей, кукушка, поползень, синица, клест, дятел, сорока, сова, снегирь); «Экологическая тетрадь для дошкольников» С. Н. Николаевой; простой и цветные карандаши.
Организация.
I часть занятия - дети сидят свободно на ковре.
II часть занятия - дети сидят за столом.
Ход занятия.
I часть.
Раздается стук.
Воспитатель. Ребята, кто-то к нам спешит.
В группу приходит Баба Яга.
Баба Яга. Ой, ребята, беда, беда какая!
Воспитатель. Здравствуй, баба Яга! Что случилось?
Баба Яга. Ах, ребята, я так разволновалась, что даже с вами поздороваться забыла. Здравствуйте, мои милые, мои хорошие.
(Обходит детей, гладит их по голове)
Воспитатель. Баба Яга, объясни только, что случилось?
Баб Яга. Воя я и говорю - беда. Ребятишки, моя избушка стоит в дремучем еловом лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на
разные голоса птицы, а как наступила зима, грянули морозы, и не слыхать их, и не видать, изредка постучит дятел и - тишина. Вот беда-то какая, птицы пропали
(плачет).
Воспитатель. Баба Яга, ты не расстраивайся, наше занятие посвящено птицам в лесу, сейчас мы с ребятами разберемся по порядку, а ты посиди и послушай. Действительно, многие птицы осенью улетают. Дети, как эти птицы называются? (Перелетные).
Баба Яга. Какие-такие перелетные?
Дети. Это птицы, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются в родные края.
Воспитатель. Назовите, каких перелетных птиц вы знаете?
Дети называют птиц, воспитатель выставляет картинки с изображением
птиц.
Баба Яга. А почему они улетают, замерзнуть боятся что ли?
Дети. Им есть нечего.
Баба Яга. Ой, сказали бы вы мне раньше, разве ж я бы их не накормила. Наварила бы каши, напекла бы пирогов.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, стали бы грачи, ласточки, сороки, синицы есть кашу да пироги?
Дети. Нет. Они питаются насекомыми и их личинками, а зимой насекомые одни погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев.
Воспитатель. Поэтому птицам, для которых насекомые основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в теплые края. Но многие птицы остаются. Как они называются?
Дети. Зимующие.
Воспитатель. Каких зимующих лесных птиц вы знаете? Что помогает им выжить в нелегких зимних условиях? Чем они питаются?
Дети называют и рассказывают о зимующих птицах, воспитатель выставляет картинки с изображением птиц.
Дети. Дятел - у него большой, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре. Питается дятел и семенами еловых и сосновых шишек.
Сорока - клюет ягоды и семена растений. Сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодами рябины, боярышника и облепихи.
Сова - хищная птица, охотится на мышей.
Синичка - синиц много разных - хохлатые, синички-гаички, лазоревки, длиннохвостая синичка, но всех их легко отличить по белым «щечкам» по бокам головы. Синички отыскивают насекомых в щелях, под корой деревьев, едят семена растений, крошки хлеба, очень любят полакомиться салом. Предусмотрительные синички-гаички летом прячут про запас в щелки коры и развилки деревьев жуков, паучков, мошек.
Воспитатель. Ребята, а что это за птица? (показывает картинку). Эта птица бегает по стволу деревьев до самого верха ствола и, повернувшись, бежит вниз головой.
Дети. Поползень.
Баба Яга. А для чего ж он так бегает, чтобы удивлять лесных жителей акробатическими упражнениями?
Дети. Он себе так еду находит: бежит быстро, но успевает в щель заглянуть, в трещинку коры, ищет спрятавшихся насекомых. Клюв у поползня сильный, он может даже разбить желудь или лесной орех.
Воспитатель. А еще поползень делает на зиму запасы: складывает в какое- нибудь дупло семена и орехи, желуди и сухие ягоды. Зимой это очень помогает не только ему, но и другим птицам. Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища. К тому же дни короткие - поздно светает, рано темнеет. Поэтому лесные птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытнее - не оставляют в беде люди птиц, подкармливают их, не зря в народе говорится: «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную - мороз убьет».
Ребята, кокой совет можно дать Бабе Яге, чтобы лесные птицы не улетали от ее избушки?
Дети. Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц.
Баба Яга. А чем же их кормить, не знаю.
Дети. Крошками хлеба, семечками, семенами растений, а для синички вывесить кусочек свежего сала, только не соленого.
Воспитатель. А знаешь, баба Яга, раз ты живешь в дремучем еловом лесу, о по соседству с тобой должна жить удивительная птица (показывает картинку). Как, ребята, она называется?
Дети. Клест.
Баба Яга. И что в ней такого удивительного?
Дети. У нее небольшой клюв - крестиком.
Баба Яга. Ой, да таким клювом ни крошки не склевать, ни мышки не поймать.
Воспитатель. А клесту и не надо, ведь самая лакомая еда для него - еловые сосновые семена шишек, и крепкий клюв крестом очень ловко потрошит шишки. Еще клест удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов. В теплых глубоких гнездах из еловых веточек сидят малыши-пуховички.
Баб Яга. Птенцы зимой? Вот так чудеса, диковиннее чем в сказках.
Воспитатель. Но если разобраться, никакого чуда здесь нет. Зимой в лесу много еловых и сосновых шишек, а раз пищи много и гнездо теплее, почему бы и не выводить птенцов.
Физкультминутка.
«Лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Белые лебеди, лебеди летели
И на воду сели. Сели, посидели.
Снова полетели.
(Дети имитируют движения птиц согласно тексту стихотворения).
II часть.
Воспитатель. А теперь, ребята, давайте заглянем вами на лесную опушку.
(Дети садятся за столы, открывают «Экологическую тетрадь» на странице «Птицы в лесу»).
Воспитатель. Какие деревья растут на опушке леса?
Дети. Рябины.
Воспитатель. А как вы догадались, что это рябина?
Дети. На ветках висят гроздья рябины.
Воспитатель. Какие птицы и зачем прилетают на опушку леса?
Дети. Снегири, они очень любят лакомиться ягодами рябины.
Воспитатель. Как вы их узнали?
Дети. У снегиря-самца ярко-красная грудка, а у самочки - темно-серая.
Баба Яга. Вот несправедливость какая! Раз ты самец, то красавец, а самочка - серенькая и незаметная.
Воспитатель. Вот именно, Баба Яга, незаметная. Ребята, почему самочке необходим скромный, незаметный наряд?
Дети. Самочка высиживает птенцов, ей надо, чтобы ее не было видно разным хищникам.
Воспитатель. Какие еще птицы могут прилетать на опушку леса?
Дети. Синички, поползни.
Воспитатель. А как вы думаете, что надо сделать, чтобы птицы почаще прилетали на эту опушку леса?
Дети. Повесить кормушки с кормом на деревья.
Воспитатель просит детей раскрасить снегирей на странице тетради, нарисовать других птиц, прилетевших на опушку, нарисовать их кормушки.
Дети выполняют задание. Баба Яга подходит к детям, хвалит их за аккуратную работу, задает вопросы, дает советы, как лучше выполнить задание.
Баба Яга благодарит детей за то, что они помогли ей во всем разобраться. Воспитатель просит Бабу Ягу остаться, посмотреть, какие кормушки висят за окном в группе и на участке детского сада.
Детям воспитатель дает задание на дом: в выходные дни сделать вместе с родителями кормушку для птиц, сходить в лес и повесить кормушку с кормом; понаблюдать, какие птицы прилетят на кормушку.