Наталья Алексеева
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МБДОУ детский сад №70 «Солнышко»
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности
в средней группе
по теме: «Зимующие птицы»
Воспитатель: Алексеева Наталья Андреевна
г. Улан-Удэ
2017 г.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Интегрированные образовательные области: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, труд, социализация.
Форма деятельности : игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Цель: воспитывать экологическую культуру детей через проектную деятельность.
Задачи:
Образовательные- закрепить знание о зимующих птицах, дать детям представление о видах питания зимующих птиц; развитие произвольного внимания, зрительной памяти; стимулирование речевой активности у детей; определение характерных особенностей птиц : внешний вид, поведение
Развивающие- развивать у детей мышление, наблюдательность.
Воспитательные- воспитывать бережное отношение к живой природе.
Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить им суровое зимнее время. Воспитывать экологическую культуру. Воспитывать аккуратность и самостоятельность, эстетические эмоции.
Словарная работа- активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; ввести в активный словарь выражения «зимующие птицы» названия птиц, которых дети видели на прогулке. Расширять словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно и т. п., описание зимы вьюжная, суровая, морозная.
Форма проведения- непосредственно образовательная деятельность.
Предварительная работа- наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание картинок с птицами; прослушивание записей с голосами птиц; чтение художественной литературы: «Перелетные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко; «Про птиц и зверей» В. Бианки и др. Беседы о домашних, перелетных и зимующих птицах. НОД рисованием, лепкой и аппликацией, на которой дети изображали птиц, изготовление кормушек, скворечников.
Материалы и оборудование- магнитофон с аудиозаписями; 2 мольберта; демонстрационный материал: картинки с изображением зимующих птиц- воробей, синица, снегирь, сорока, ворона, голубь; картинки с изображением деревьев: ель, береза, клен; картинки с изображением корма для птиц : орехи, сало, хлеб, зерно, ягода рябины, крупа; макет дерева; горшочки с сосенками, лейки с водой; кормушки, скворечники; корм для птиц : сало, орехи, каша, ягода рябины, крупа, зерно, белый хлеб; перья воробья, зернышко; почтовый голубь; письмо; колокольчик; лэпбук; следы воробья. Коллаж по рассказу детей об изготовлении кормушки, первая часть занятия проходит на ковре и на пуфиках.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
(Звучит спокойная музыка, дети входят в группу, становятся полукругом.)
-В: Ребята я очень рада всех вас видеть в этот прекрасный, солнечный день.
-В: "Солнышко встало, доброе утро, сказало".
Давайте ребята улыбнёмся и пожелаем друг другу "Доброго утра".
-Д: «Доброе утро!»
Под звук колокольчика ребята проходят на полянку. Но что случилось, подул ветер, на полянке ребята увидели перья птиц и одно зернышко, что лежало среди перьев.
Дети рассаживаются по кругу. Рассуждают по данной ситуации.
-Р: - Ой, а что это перья раскиданы?
-Чьи это перья?
- Что здесь случилось?
-А где сами воробьи?
-Куда они улетели? (рассуждение детей)
-В: Ребята, как вы думаете, что здесь произошло?
-Р: - Здесь была борьба.
- Здесь подрались воробьи.
- Они не поделили зернышко.
- Зернышко одно, а воробья два.
-В: - Может птицам не чего кушать?
- И им нужна наша помощь?
- Чем же мы можем им помочь?
-Р: Покормить птиц. Сделать им кормушки, и т. д. (ответы и предложение детей)
-В: Ребята я вам предлагаю узнать, в чем здесь дело и в этом поможет нам волшебная карта она укажет нам путь туда, где разгадка. Ребята, давайте посмотрим, что здесь.
-Р: - Картинки, следы птиц, пустые кармашки.
-В:- Да действительно пустые, наверное нужно, что то положить?
-Р:- Да!
(Рассмотрение карты)
-В:. Карта, у нас есть, а на чем мы с вами отправимся (Предложение детей) Мы едем по важному делу!
(Звучит тихая музыка и дети отправляются по следам птиц к первой станции «Зимних птиц»)
1. Станция «Зимующие птицы»
Над группой летит почтовый голубь и в его клюве письмо.
- В:- Давайте посмотрим, туда ли мы приехали. Посмотрите ребята, что это у голубя в клюве?
(Воспитатель берет конверт и зачитывает содержимое.)
«Здравствуйте, дети! Мы – птицы Севера, рады приветствовать вас у нас в гостях! Перелетные птицы улетели в теплые края…а нам совсем нечего есть! Мы в отчаянии! Помогите нам!»
( Воспитатель обращается к детям:)
-В:- Для того что бы помочь птицам давайте сначала сядем на пенечки и узнаем каким птицам нужна наша помощь, я предлагаю вам отгадать загадки которые принес нам почтовый голубь? Вы ребята любите загадки? Слушайте первую загадку:
-Я весь день ловлю жуков
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю….(Воробей)
-Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут (Снегирь)
-Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове черненькая шапочка
И еще полоска шарфика (Синица)
-Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (Сорока)
-Эта птица сизокрылая
Любит семечки клевать
И тихонько ворковать (Голубь)
- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? (Ворона)
Воспитатель после каждой загадке показывает иллюстрации с той или иной птицей.
-В: Это птицы, какие ребята?
-Р: Зимующие!
-В: Правильно, молодцы! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра «Чье это?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные, прилагательные.
Крыло чье? (голубиное, воробьиное)
Клюв чей?
Хвост чей?
Голова чья?
-В: - Молодцы ребята, все вы о птицах знаете, давайте мы первый кармашек нашей карты заполним картинками, где изображены зимующие птицы, а теперь нам пора ехать дальше.
Воспитатель и ребята обращают внимание на карту и воспитатель зачитывает стихотворение:
Зимний лес стоит печальный,
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
2. Станция «Лесная опушка»
Дети и воспитатель паровозиком отправляются в лес, по следам птиц.
Приближаясь к лесу, дети и воспитатель обращают внимание на дерево, которое стояло одиноко, по среди поля.
-Р: - Почему здесь стоит одно дерево, а где остальные деревья?
- Их наверное вырубили люди!
- В: -Ребята, а как вы думаете можно вырубать деревья в лесу?
- Р: - Нет!
-В: -Почему нельзя вырубать лес?
-Р: -Потому что если не будет леса то не будет птиц и животных.
-В: -Почему не будет, что с ними произойдет?
-Р:- Они погибнут!
-Им не чего будет кушать!
- В деревьях много жучков и гусениц, этим и питаются птицы, а если деревья вырубить, то птицам не чего будет кушать и они умрут.
-В:- Правильно молодцы ребята! Давайте вспомним, какие деревья мы с вами знаем, при помощи игры.
Дидактическая игра «Собери правильно»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением деревьев (клен, береза, ель) картинки с изображением: ветки ели, березы, клена.
Ход игры: Игра для детей от 4 лет. Детям раздают 3 карточки, (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка).На фланельеграфе размещены картинки с изображением деревьев. Детям предлагается из разноса взять ту картинку, где изображена по ассоциации ветка дерева. Ребята рассказывают, что у них получилось, а что нет.
Например: Ель– это дерево. На нёй растут шишки.
-В:- Давайте картинки, которые вы собрали, поместим в кармашек нашей карты.
Дети слаживают картинки в карман карты.
-В:- Какие вы умницы и с этим заданиям вы справились.
Ребята, скажите, а что нужно нам сделать для того что бы в лесу было много деревьев?
-Р: Посадить!
-В: - А чего делать нельзя человеку?
-Р:- Вырубать деревья!
-В: -Правильно! Деревья нельзя вырубать и ломать их тоже нельзя.
Отгадайте загадку:
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту,
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна).
-В:- Да, конечно, это сосна. Ребята мы уже два месяца выращиваем с вами сосны для чего?
-Р:- Для того что бы посадить в лесу. Что бы в лесу было больше деревьев.
-В:- Молодцы! Я вам предлагаю подойти к столу, где и стоят наши сосенки.
Ребята подходят и занимают свободное место вокруг стола. На столе стоят горшочки с сосенками, лейки с водой.
-В:- Ребята что нужно нам делать для того что бы сосенки наши выросли и мы смогли их пересадить в сосновый бор?
-Р:- Ухаживать, поливать.
-В:- Как часто нужно поливать любое растения?
-Р:- Когда земля будет сухой, тогда и нужно полить.
-В:- Да, правильно! Скажите, а поливать растения нужно большим количеством воды?
-Р:- Нет, растения может погибнуть.
-В:- И это, тоже верно. А сейчас давайте попробуем посмотреть какая почва в горшочках и нужно ли поливать наше растение или нет. Как мы узнаем, какая земля?
-Р:- Мы потрогаем пальчиком и тогда поймем.
Дети проверяют почву в горшочках и в тех, где земля сухая поливают не большим количеством воды.
-В:- Вот мы с вами полили растения, и когда они будут расти пересадите в лес, а в городе, чем питаться птицам?
(Рассуждение детей)
-Р:- Кормушки и скворечники.
-В:- А что бы раз вешать, нам сначала нужно будет сделать. Нам пора отправляться дальше.
Дети и воспитатель едут паровозикам по следам птиц.
3. Станция «Покорми птиц»
Стоят столы, на которых разного размера и материала расположены кормушки, скворечники. Дети подходят к ранее изготовленным построениям для птиц.
-Р:- Это наши кормушки! (дети походят каждый к своей кормушке)
-В:- Ребята вы узнали свои построения?
-Р:-ДА!
-В:- Скажите, а зачем нам нужны разного размера кормушки и скворечники?
-Р:- Потому что птицы бывают разные, маленькие и большие.
-В:- А, из какого материала изготовлены кормушки?
-Р:- Дерево, пластмассы, картона.
-В:- Из какого материала, кормушки самые прочные?
-Р:- Из дерево и пластика!
-В:- Что мы в кормушку ложем?
-Р:- мясо, сало, белый хлеб, зерно, кашу.
-В:- Давайте все, что сейчас назвали поместим в кармашек и наша карта будет готова.
-В:- Молодцы! Я знаю, что вы приготовили рассказ о своей кормушке, и хочу пригласить …., давайте похлопаем.
Рассказ об изготовленной кормушке.
-В:- Кормушки у нас есть и корм для птиц то же, что дальше будем делать?
-Р: - Развешать кормушки и покормить птиц!
-В:- Правильно! На этом наше путешествие не заканчивается, сейчас мы с вами отправимся кормить птиц и развешивать кормушки и скворечники, а в этом нам помогут ваши папы.
Взрослые и дети отправляются одеваться на прогулку для развешивания кормушек и скворечников.
Список литературы:
1. Рабочая программа «От рождения, до школы»
2. Развивающие игры для детей 2-7 лет в соответствии ФГОС
3. «Не просто сказки». Экологические рассказы, сказки и праздники, автор-составитель Н. А. Рыжова.
4. Организация деятельности детей на прогулке средней группы, авторы составители Т. Г. Кобзева, кандидат педагогических наук И. А. Холодова,
Т. С. Александрова.