Ольга Андрияшина
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Осеннее приключение птички-синички»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
Образовательные:
Показать детям, что природа прекрасна во все времена года; добиться уточнения знаний об окружающем; помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осенью» с помощью разнообразных методов заучивания.
Развивающие :
Способствовать развитию речи детей, памяти; обеспечить умение употреблять в речи существительные с обобщающим значением; совершенствовать интонационную выразительность речи. Развиватьчувство ритма, устную речь, воображение.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию „Осеннее приключение птички-синички“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синица, синичка
- Синички. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Воспитательные:
создать радостное настроение; вызвать у детей чувство отзывчивости, желание помогать птицам. Подвести к мысли бережно и внимательно относится к объектам природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Закрепить характерные приметы осени при рассматривании картин (слайдов) и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворение.
Методы и приё мы: наблюдение, беседа, рассказ, исследование, художественное слово, игровые приёмы, напоминание, поощрение, похвала.
Словарная работа: озимь, ненастная, пасмурная, хмурая, глядят уныло.
Предварительная работа: экскурсии на природу, наблюдения, рассматривание иллюстраций: деревьев, птиц, природных явлений осенью; беседа, чтение художественной литературы, загадки о временах года; заучивание стихов об осени; сбор природного материала (каштаны, листочки с разных деревьев, желуди,шишки).
Материалы и оборудование:птичка-синичка, развивающие карточки с изображением птиц, конверт со стихом,мнемотаблица(2 разрезные картинки об осени, тарелочки с фишками на каждого ребенка, мяч, картинки-схемы для заучивания стихотворения, ноутбук, фонограмма: П. И. Чайковский «Времена года», трель птицы, трель птенцов.
Ход образовательной деятельности:
(дети становятся в круг)
Воспитатель:
- Ребята, кому я кину мяч, тот постарается ответить на вопрос: когда это бывает?
1. День стал короче, ночь длиннее?
2. Листья пожелтели?
3. Птицы улетели в теплые края?
4. Солнце уже греет не так?
5. Деревья готовятся к зиме?
6. Моросит холодный дождик?
7. Стало холоднее?
8. Люди одеваются теплее?
9. Темнеет быстрее?
10. Дует холодный ветер?
- Молодцы. Какое это время года? (осень)
Воспитатель:
-А скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью?
(листопад)
- Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.
(под музыкальное сопровождение – П. И. Чайковский «Времена года», дети тихонько бегают по группе и кружатся, как листочки)
- Закружились.
(кружимся на ковре, я рассыпаю фрагменты картинок)
- Ветер затих, листочки опали. Дети приседают.
Воспитатель:
Ребята осенний ветер разделил две картинки на мелкие кусочки и разбросал их по всему ковру. Давайте соберем их и посмотрим, что получится.
(дети берут по одному фрагменту и идут за столы, составлять картинки)
- Что получилось? (осень)
- Перед вами картинки, непростые, волшебные, в которых спрятались слова об осени. Придумайте красивые слова об осени. Какая она? Как вы ее представляете? (помогаю детям, которые затрудняются в ответе).
Ответы детей:
(печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, разноцветная, оранжевая, красная, пасмурная)
- Молодцы.
(звучит фонограмма трели птицы)
- Ой, кто это?
(Ищем вместе с детьми, откуда идет трель, находим птичку- синичку, у которой в клювике конверт)
- Ребята, какая птичка к нам прилетела в гости?
Ответы детей (синица).
Воспитатель: ребята давайте поиграем, садимся на ковер полукругом. Я покажу карточку с изображением птички, а вы её назовете «ласково».
Игра: «Скажи ласково».
Воробей-воробьишко; голубь-голубка; кукушка-кукушонок; синица-синичка; сойка-соечка; журавыль-журавлик; соловей-соловушка; попугай-попугайчик; сова-совушка; лебедь-лебёдушка.
Воспитатель: молодцы ребята, хорошо играли.
Воспитатель обращается к птичке :
Птичка-синичка, почему ты такая грустная, что случилось?
(наклоняюсь к ней, беру конверт и слушаю, как будто птичка что-то рассказывает)
Воспитатель:
- Да? Ребята, птичка-синичка просит помочь ей : осенний ветер унес ее птенцов.
Ветер вернет нашей птичке птенцов тогда, когда она выучит вот это стихотворение. Она не знает, как его учить. Давайте ей поможем.
(открываю конверт со стихотворением)
- Стихотворение называется «Осенью». Написал его Алексей Плещеев. Послушайте ребята внимательно, я его прочитаю вам.
«Осенью»
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах
Только зеленеет
Озимь на полях.
- О чем это стихотворение? (об осени)
- А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его читала?
Ответы детей:
(грустно, печально)
- А чтобы его было легче учить, нам помогут картинки.
(открываю слайды с картинками на ноутбуке к стихотворению «Осенью» А. Плещеев)
- Ребята, птичка не понимает, что означает «и глядят уныло голые кусты». Помогите ей.
(деревья печальные, потому что опали листья)
- А что такое «озимь»? (помогаю ребятам с ответами)
(поля, которые засеяли на зиму зерном, пшеницей)
- Молодцы.
- Теперь повторим стихотворение. Ребята посмотрите у вас на столах стоят тарелочки с фишками, давайте подойдём и сядем за столы.
(Воспитатель объясняет детям, что нужно делать.)
-С каждым предложением, картинкой, берете по одной фишке и кладете ее на стол. Покажем птичке-синичке, сколько предложений в этом стихотворении.
(проговариваем)
- Всё убираем. Птичка-синичка, что ты говоришь? Ты неправа, дети выучат стихотворение. Правда?
Ответы детей: да.
Физкультминутка.
Дуб.
На поляне дуб зелёный, потянулся к небу кроной.
(потягивания – руки вверх)
Он на ветках среди леса, щедро желуди развесил.
(потягивания – руки в стороны)
А внизу грибы растут, их так много нынче тут.
(наклоны вперёд)
Не ленись и не стесняйся, за грибами наклоняйся!
(наклоны вперёд)
Вот лягушка поскакала, здесь воды ей видно мало.
И квакушка бодро скачет, прямо к пруду не иначе.
(прыжки на месте)
Ну а мы пройдём немного. Поднимая выше ногу!
(ходьба на месте)
Походили, порезвились и на травку опустились!
(присесть на корточки)
- Садимся на свои места.
- А теперь еще поиграем с этим стихотворением. Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.
(повторяем это стихотворение)
- Умнички. Похлопайте себе.
- Вот видишь птичка-синичка, как много способов есть запомнить стихотворение.
- Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение. Докажем ей, что вы тоже сами сможете.
- Оля. Ты будешь воспитателем. Показывай картинки иллюстрации, а девочки встанут, и будут рассказывать.
(девочки рассказывают)
- А теперь воспитателем будет Дима, а мальчики будут рассказывать.
(мальчики рассказывают)
- Ну что, птичка-синичка, видишь, какие дети молодцы, они все выучили. А ты?
- Да. Птичка-синичка говорит нам спасибо.
(звучит фонограмма трели птенцов)
- Ой, слушайте, что это? Ребята, мы помогли птичке-синичке : освободили птенцов. Ей пора домой к своим деткам.
(ребята прощаются с птичкой)
- До свидания, птичка-синичка.
Итог занятия :
- Ребята, понравилось стихотворение?
- Как оно называется?
- Кто его написал?
- Давайте еще раз его повторим.
- Вы сегодня хорошо занимались. Спасибо! Наше занятие окончено.