Александра Баранникова
Конспект занятия по правовому воспитанию «Мы хотим знать!» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по правовому воспитанию
«Мы хотим знать!» в старшей группе «Радость»
Воспитатель Баранникова А. И.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по правовому воспитанию „Мы хотим знать!“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
В интересной и занимательной форме познакомить детей с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни.
Продолжать развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры-драматизации и кукольный театр по знакомым сказкам.
Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей словами на русском и казахском языке.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Пособия : стенд с иллюстрациями «Права и обязанности»; деревья леса, ширма кукольного театра для сказки «Заюшкина избушка», куклы Лисы и Зайца; декорации драматизации по сказке «Серенькая Шейка», костюмы зверей, цветок «Счастья», иллюстрации по сказкам.
Ход занятия:
На стенде иллюстрации «Права и обязанности» Дети стоят полукругом
- Вос- ль задает детям вопросы:
- Назовите документ, где записаны права и обязанности взрослых и детей? Какие права вы знаете?
Ребенок: - Права и обязанности взрослых записаны в Конституции Республики Казахстан.
Ребенок : - Документ, где записаны права и обязанности детей.
называется "Конвенция о правах ребенка".
Ребенок читает стихотворение
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Все: Он на свете не один!
Ребенок читает стихотворение на английском языке о праве на обучение.
Воспитатель
- Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. У каждого из жителей было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. У них так же были обязанности. В саду у них рос «цветок Счастья». На обратной стороне лепестков были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы.
Звучит голос «Цветка Счастья» - Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось не одного лепестка. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.
Вос- ль – Ребята, а что, если мы поможем этим жителям отыскать «цветок Счастья»? Это хорошее дело помогать друзьям?
А вот и первая сказка «Серая Шейка», присаживайтесь, ребята.
Д. Мамин -Сибиряк «Серая Шейка» Отрывок. Драматизация.
Автор –
Лес стоял особенно красивый. Некоторые деревья становятся лимонно-желтыми, а некоторые – оранжевыми. Осень все краски смешала. Дышалось там хорошо, заливисто пели птицы (поют свистульки). Но, не смотря на эту красоту, река, на которой осталась Серая Шейка, по утрам начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло лед, таял.
Неужели вся река замерзнет? - думала Серая Шейка с ужасом.
Скучно ей было одной, и она все думала про своих улетевших братьев и сестер. Где - же они сейчас? Благополучно ли долетели? Узнала она и что такое одиночество. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу. Серая Шейка решила пойти погулять, полюбоваться этой красотой, пощипать травку.
Сцена в лесу.
Заяц - Ах, как ты меня напугала, глупая! Как бьется сердце!
И что ты делаешь здесь? Ведь все утки давно улетели.
Серая Шейка - Я не могу летать, Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем маленькой.
Заяц – Ох, уж эта Лиса. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается.
Если бы у меня были крылья, как у птицы, так я бы, кажется, никого на свете не боялся.
Автор- Заяц пошел в лес по своим делам, и Серая Шейка отправилась на речку. На освещенных солнцем лесных полянах красовались золотые березки. Их листва переливается яркими красками. Легкий ветерок треплет листочки, играют в прятки солнечные зайчики, но скоро эта красота облетит и спрячется под снегом на зимний сон. Зайчик не забывал приходить в гости к Серой Шейке на озеро.
Заяц – Здравствуй Серая Шейка, как твое крылышко?
Серая Шейка – болит крылышко.
Заяц - ну ничего, обойдется.
Автор- по лесу бродила хитрая лиса.
Лиса – А а а а, старая знакомая, здравствуй! Поздравляю с зимой. Что же ты не улетела?
Серая Шейка – Нет, просто мне здесь больше нравится. Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать.
Лиса – охотится за Серой Шейкой, бегает вокруг воды, хочет поймать.
Заяц – Ах, как бьется сердце.
Лиса – ага, ныряешь, все равно не уйдешь. Ладно, недосуг мне с тобой возиться, До свидания!
(смена декораций зимы)
Автор- Наступила настоящая зима, морозы сковали реку. Вся вода замерзла. Бедной Серой Шейке негде было укрыться, но друг Заяц продолжал ее навещать.
Заяц –Как твои дела, Серая Шейка?
Серая Шейка - я не могу летать.
Заяц - Поешь бруснички, едва нашел в лесу.
Лиса – Ха, ха, ха! Что же ты не ныряешь?
Старается схватить Серую Шейку.
Заяц – не трогай ее. На помощь!
Закрывает собой. Серая Шейка прячется за деревом. Завет другого зайца. Два зайца убегают, лиса гонится то за одним зайцем, то за другим.
Лиса – Всегда так. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Вос-ль: Какое Лиса нарушила право?
Ребенок : «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Вот, какое право, нарушила лиса – плутовка, право уточки на жизнь и свободу.
Ребенок -
"Дети имеет право знать родителей и свою семью, рассчитывать на их любовь и защиту". В семье меня любят, потому что я родной.
.
Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»). И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но соблюдаются ли они? Вспомните ссоры среди мальчиков. Хорошо это или плохо? А когда вы ссоритесь, вы какими становитесь? А не лучше все отрицательные эмоции направить в игру «Петушиные драки». А для этого два мальчика должны превратиться в «петухов» (приседают, обхватывая колени руками). «Петухи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. (Дети играют)
Вос – ль: Дети, а сейчас мы с вами поиграем в Игру «Омарал тастау», но для этогог нам нужно вспомнить слова о правах и обязанностях на казахском языке.
Игра - «Омарал тастау», «Брось платочек».
Сидя в кругу. Водящий обходит круг и незаметно оставит платочек за спиной одного из игроков, а сам убежит. Играющий постарается догнать водящего, который захочет занять освободившееся место. Если ведущего догонят, он скажет любое слово на казахском языке, которое ему известно. Если не догонит, слово говорит догонявший.
.
Восп-ль: Молодцы. А к нам спешит другая сказка. Присаживайтесь.
Кукольный театр «Заюшкина избушка»
(Появляется лубяная избушка, из которой слышно пение
лисы.)
Всех зверей я хитрей,
Шубка рыжая на мне.
Пышный хвост - моя краса.
Этот зверь лесной - я – лиса.
Автор – ребенок: - Ой, избушка, давайте заглянем. Кто же в ней живет? (Стук в домик).
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну - Пойдут клочки по закоулочкам.
Зайчик: - Как же мне быть, где я буду жить?
Автор – ребенок : - Зайчик, мы знаем о твоем горе.
Лиса: - Что вы ищите, ребята? Лучше бы зайцу помогли жилье найти.
Автор – ребенок - А мы сейчас громко, громко захлопаем в ладоши, лиса испугается и убежит из дома зайчика.
(Лиса убегает с из избушки).
Лиса: - Заинька-дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала тебя выгонять, я просто пошутила.
Воспи- ль: Интересно, какое же здесь право нарушено?
Ребенок :
«Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища».
У каждого человека должно быть свое жилище, так же как и у животного.
Во – ль: - Мы с вами говорили о правах детей, а есть еще и обязанности. Предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
Игра «Ситуации»
Игра проводится в кругу
1 ситуация – Тебе поручено дежурство по столовой
а) Отложу все дела и займусь играми
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому ребенку
2 ситуация – Ты едешь в автобусе. Заходит пожилая женщина:
а) Уступишь место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как обижают твоего друга
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 тенге:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ребенок - Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом: уважать взрослых, защищать маленьких, слушаться родителей и воспитателей, хорошо заниматься на занятиях.
(На кресле сидит Бабушка Красной Шапочки и вяжет)
Бабушка: - Кто такие? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?
Восп-ль: Уважаемая бабушка, не сердись, пожалуйста, а лучше помоги нам отыскать «цветок Счастья».
Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется.
Бабушка – Да, я знаю где этот цветок,но на все права, которые записаны на лепестках, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника, а еще дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!
Восп-ль: - Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Бабушка Красной Шапочки? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите.
Бабушка: - Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает?
Восп-ль: - Это почему?
Бабушка: - Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – только дети врачей.
Восп-ль: - Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала бабушка?
Дети: - Конечно, нет! Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.
Бабушка : - Какие вы все умные, ладно так и быть отдам вам «цветок Счастья», если вы справитесь с еще одним испытанием. Дети, которые знают свои права и соблюдают обязанности –я попрошу пойти в гости к моей внучке Красной Шапочке, а кто не знает прав и не соблюдает обязанности – в Лесную школу.
Рефлексия - (дети подходят).
Спасибо вам добрые и смелые дети. Вы не побоялись отправиться в лес и помочь жителям страны Правдилии отыскать их цветок. За вашу помощь, я хочу вас наградить еще одним правом, правом на отдых.
Я дарю вам эту песенку веселых человечков - барбариков, которые живут в своей стране, знают все права и не забывают про обязанности
Дети исполняют песню «Разукрасим все планеты»
Воспитатель благодарит детей и взрослых за участие в занятии.