МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР «Птиц изучаем, Незнайкин огород спасаем»

Ольга Викторовна Аракчеева
Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР «Птиц изучаем, Незнайкин огород спасаем»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Владимира

«Детский сад № 34 комбинированного вида»

Конспект совместной деятельности

с детьми группы компенсирующей направленности (ТНР)

по развитию речи

«Птиц изучаем, Незнайкин огород спасаем»

Подготовила и провела:

воспитатель высшей кв. категории

О. В. Аракчеева

г. Владимир

2022 г.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР „Птиц изучаем, Незнайкин огород спасаем“» размещена в разделах

Цель: формирование познавательной и речевой активности детей через использование приемов мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания детей по теме «Перелетные птицы»;

- обучать детей составлению предложений и небольших рассказов с помощью мнемодорожек и мнемотаблиц.

Коррекционно-развивающие :

- развивать фонематический слух, слуховое восприятие;

- расширить активный словарь (огородник, саженцы, рыхлить);

- совершенствовать умение детей отвечать на вопросы полным предложением, занимать активную позицию в диалоге;

- содействовать развитию разных видов детской инициативы (коммуникативной, познавательной, двигательной);

- развивать ритмические способности детей.

Воспитательные:

- способствовать возникновению в игре дружеских отношений;

- помочь детям в освоении позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности, дружбы, помощи;

- воспитывать умение подчинять свои желания общим требованиям и правилам игры;

- воспитывать любовь к природе.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приё мы:

наглядные: рассматривание слайдов на проектной доске; рассматривание картинок с изображением перелетных птиц;

словесные: отгадывание загадок; составление предложений с помощью мнемодорожек; составление описательных рассказов с помощью мнемотаблицы «Птицы»; вопросы по теме;

игровые: игровые ситуации; артикуляционная гимнастика; инсценировка песни «У дороги чибис»; словесная игра «Яша».

Материал и оборудование: аудиозапись «Песенка Незнайки» муз. К. Костин, сл. А. Бабкин, исп. студия «Дельфин»; аудиозапись «У дороги чибис» муз. А. Пришелец, сл. М. Иорданский, исп. БДХ; аудиозапись «Голоса певчих птиц»; проектная доска; слайды к конспекту; картонные напольные деревья (5 шт.); изображения перелетных птиц (5 шт., расположенных на картонных деревьях; кукла Незнайка.

Предварительная работа: чтение книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей», рассматривание открыток с перелетными птицами, беседа о перелетных птицах, составление предложений и рассказов с помощью мнемодорожек и мнемотаблиц, разучивание танца, слушание аудиозаписи с голосами птиц.

Взаимодействие с семьями воспитанников: чтение книг о птицах

К. Ушинский «Ласточка», Н. Сладков «Скворцы-молодцы», В. Бианки «Кто чем поет» и т. д., беседа о перелетных птицах.

Ход организованной образовательной деятельности.

Звучит аудиозапись песенки Незнайки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой сказочный герой придет к нам сегодня. Чья это песенка?

Дети: Это песенка Незнайки.

В. : Давайте посмотрим, правильный ли это ответ?

На проектной доске появляется изображение Незнайки.

В. : Ребята, вы молодцы! Вы внимательно послушали песенку и смогли ответить правильно! Незнайка все время хотел чем-нибудь заняться, каким-нибудь делом. Но, к сожалению, всё он делал не так, как надо, потому что не хотел учиться и слушать других коротышек. Про Незнайку написано много историй. Хотите, я расскажу вам еще одну?

Д. : Да.

В. : Хорошо. Садитесь поудобнее, слушайте внимательно.

Дети садятся на ковер перед проектной доской.

В. : После долгой зимы в Цветочном городе наступила…что?

Д. : Весна.

В. : Совершенно верно. Незнайка вспомнил, как девочки-малышки из Зеленого города сажали весной овощи в своих огородах, и тоже решил стать огородником. Он вскопал грядки, и посадил… А что Незнайка посадил в своем огороде, вы узнаете, если отгадаете загадки.

На проектной доске появляются тексты загадок и после отгадывания детьми – изображения отгадок-овощей.

Загадки:

1. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь).

2. Сто одежек и все без застежек (капуста).

3. Без окон, без дверей – полна горница людей (огурец).

4. Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

В. : Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Я попрошу вас еще раз сказать, что же посадил Незнайка в своем огороде. Но сначала давайте приготовим наш ротик к тому, чтобы правильно и красиво говорить.

Дети встают с ковра. Проводится артикуляционная гимнастика «Незнайкин огород».

«Пришли дети в Незнайкин огород,

От удивления открыли рот (широко открыть рот, удерживать под счет до пяти-шести).

Решили ребята Незнайке помочь.

Взяли лопаты (широкий язык удерживать под счет до пяти-шести);

Стали копать грядку (язык вверх-вниз,

Засеяли семенами (язык вправо-влево).

Вырастут у Незнайки овощи большие (надуть щеки под счет до пяти-шести,

Вкусные и полезные (упражнение «Лошадка»)».

В. : Наш ротик готов хорошо говорить. Ребята, ответить полным предложением на вопрос, что же Незнайка посадил в своем огороде, вам поможет вот эта дорожка.

Дети садятся на ковер перед проектной доской. На проектной доске появляются слайды: 4 мнемодорожки. Воспитатель предлагает ответить детям старшей подгруппы.

Ответы детей :

1. Незнайка посадил морковь.

2. Незнайка посадил капусту.

3. Незнайка посадил огурец.

4. Незнайка посадил лук.

В. : Вы справились с заданием, ответили правильно, и красиво. Молодцы! Слушайте дальше историю про Незнайку!

В. : Ухаживает Незнайка за огородом : поливает саженцы, рыхлит. Вот уже появились росточки. И тут в Незнайкин огород стали прилетать птицы, которые вернулись из дальних южных стран в родные края. Стали птицы песни петь, по огороду летать – червяков искать.

На проектной доске слайд «Огород и птицы».

В. : Не понравилось это Незнайке. «Что за вредные птицы, - думает Незнайка. – По огороду летают, по грядкам ходят. Так они все мои саженцы погубят, и мои овощи не вырастут». Поставил Незнайка в своем огороде пугало : а ну-ка, птицы, улетайте с моего огорода!

На проектной доске слайд «Огород и пугало".

В. : Птицы обиделись и улетели. А насекомые-вредители наоборот обрадовались. Скажите, какие насекомые приползли в огород?

На проектной доске слайд «Огород и вредители». Дети называют насекомых по мере их появления на экране (гусеницы, червяки, жуки, улитки).

В. : Ребята, какой вред насекомые приносят огородникам?

Д. : Насекомые едят листья, растения. Урожай погибнет и в огороде ничего не вырастет.

В. : Верно. Слушайте дальше. Расстроился Незнайка, думал, пугало ему поможет прогнать насекомых, а они пугала совсем не боятся и чувствуют себя в Незнайкином огороде хозяевами.

Воспитатель берет куклу Незнайку. Дети встают с ковра, подходят к воспитателю, рассматривают куклу, слушают воспитателя.

В. : Жалко мне Незнайкин огород и Незнайку жалко. Ведь он не специально обидел птиц, а случайно. Просто он не знал, что птицы не враги, а наши друзья. А вам Незнайку жалко?

Д. : Да.

В. : Что же делать, ребята, как же ему помочь? Ведь пропадет урожай у Незнайки.

Д. : Нужно позвать птиц обратно.

В. : Ребята, я знаю, что вы настоящие друзья и помогаете друг другу. Знаете, мне кажется, что если Незнайка один пойдет звать птиц, он опять что-нибудь напутает. Что же делать?

Д. : Нужно пойти вместе с Незнайкой и позвать птиц обратно.

В. : Молодцы, ребята, вы приняли правильное решение, вы настоящие друзья! Я вами горжусь! А нам пора в дорогу!

Звучит аудиозапись песни «У дороги чибис». Дети танцуют танец.

В. : Куда же мы пришли? Как вы думаете?

Д. : Мы пришли в лес.

В. : Незнайка, зови пернатых друзей!

Незнайка : Эй, птицы, прилетайте ко мне в огород и прогоните вредителей! Ой, почему же птицы молчат и не отзываются, я же их позвал?

В. : Ребята, я так и знала, что Незнайка не справится один, без нашей помощи. Как вы думаете, почему птицы молчат и Незнайке не отвечают?

Д. : Потому что птицы обиделись на Незнайку. Надо прощения попросить.

Н. : Птицы, не обижайтесь на меня, возвращайтесь обратно, пожалуйста!

В. : Птицы опять молчат. Кажется, я догадалась, почему? Хотите узнать?

Д. : Да.

В. : У каждого из нас есть имя, и у каждой птицы тоже есть свое название. Если Незнайка позовет птиц по имени, то они наверняка прилетят к Незнайке и помогут ему спасти урожай.

Н. : Здорово! Только я ни одного имени птичьего не знаю, как же я их позову?

В. : Эх, ты! А все потому, что не хочешь ничему учиться! Не переживай, наши ребята птичек знают и о них тебе расскажут. Правда, ребята?

Д. : Да.

В. : Дети, птицам так понравился ваш танец и песенка про чибиса, что они давно уже за нами наблюдают. Как вы думаете, где они спрятались?

Д. : Птицы спрятались на деревьях.

В. : Верно. Злата, посмотри!

Ребенок подходит к дереву и открывает картинку.

В. : А вот и первая птичка, какая красивая! Расскажите Незнайке, что вы знаете об этой птичке. А составить рассказ поможет вот эта таблица.

На проектной доске слайд: мнемотаблица «Птицы». Дети садятся на ковер. Дети подготовительной подгруппы по очереди открывают спрятанные на деревьях картинки с изображением птиц и рассказывают о каждой птице с помощью мнемотаблицы.

В. : Ребята, какие вы молодцы! Как много знаете о перелетных птицах и Незнайку познакомили с птицами! А теперь немного отдохнем и поиграем в интересную игру.

Воспитатель играет с детьми в игру «Яша, Яша, мы в лесу». После игры звучит аудиозапись «Голоса певчих птиц».

В. : Ребята, вы так весело играли, у вас такие звонкие голоса, что наши птицы тоже запели. Послушайте внимательно, может, узнаете, кто поет?

Дети слушают и отвечают (кукушка, соловей, ласточка).

В. : Красиво птицы поют, правда, ребята? Птицы – настоящие певцы, они любят стихи. Они хотят, чтобы Незнайка рассказал про них стихотворение. А вот и оно.

На проектной доске появляется слайд: «Позовем птиц».

Н. : Это какая-то загадка, а не стихотворение. Мне не справиться с этим хитрым заданием. Ребята, вы мне поможете прочитать это стихотворение? И тогда птицы прилетят ко мне в огород и спасут урожай от вредителей.

Д. : Да.

На проектной доске появляется слайд: зашифрованное стихотворение-загадка в виде мнемотаблицы: «Позовем птиц».

«Ласточки, скворцы, грачи

Малиновки и соловьи!

К Незнайке в огород летите,

Овощи от гусениц спасите

После того, как дети отгадают письмо, звучит аудиозапись «Голоса певчих птиц».

В. : Птицы запели, а это значит, что мы с вами прочитали это стихотворение-загадку правильно! Смотрите, птицы прилетают к Незнайке в огород!

На проектной доске появляется слайд: «Птицы возвращаются в огород Незнайки».

В. : Нам тоже пора возвращаться в садик. Скажите, вам понравилось наше путешествие? Кому вы сегодня помогли? Как вы помогали Незнайке? Какое задание было трудное для вас? Что вам понравилось больше всего?

В. : Ребята, вы большие молодцы! Вы помогли Незнайке вернуть птиц в его огород и тем самым спасли его урожай. Вы научили Незнайку узнавать птиц и называть их по имени. Вы не оставили Незнайку в беде одного, а вместе с ним отправились в лес, чтобы помочь ему попросить прощения у птиц и вернуть их обратно. Ребята, так поступают настоящие друзья! Я горжусь вами! Я надеюсь, что вы и дальше будете помогать друг другу и не будете никого обижать.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи Изучаем звук [З] для детей средней группы.Конспект НОД по развитию речи Изучаем звук [З] для детей средней группы. Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Пересказ сказки «Репка» Пересказ сказки «Репка» Задачи: — связная речь: учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; — словарь и грамматика:.

Конспект занятия по развитию речи «Домашнее животное. Лошадь» для детей 4–5 летКонспект занятия по развитию речи «Домашнее животное. Лошадь» для детей 4–5 лет Тема: «Домашнее животное. Лошадь» для детей 4-5 лет Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое. Цели:.

Конспект занятия по развитию речи «ПДД для всех детей» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Правила дорожного движения». Закрепление знания правил дорожного.

Конспект занятия по развитию речи «Поможем ежику» для детей средней группы Задачи: продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса: где живет ежик, зачем ему колючая шубка, что делает ежик зимой, учить образовывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей раннего возрастаКонспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей раннего возраста Цель: Формирование представлений о временах года, обобщение представлений о характерных особенностях каждого времени года. Задачи: 1. Продолжать.

Конспект занятия-рассуждения по развитию речи «Учись у них — у дуба, у березы» для детей 5–6 летКонспект занятия-рассуждения по развитию речи «Учись у них — у дуба, у березы» для детей 5–6 лет Тема: «Составление логических пар: объекты природы – предметы, созданные руками человека». Приоритетная образовательная область: речевое.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР «Птиц изучаем, Незнайкин огород спасаем»
Опубликовано: 30 июня 2022 в 07:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР «Птиц изучаем, Незнайкин огород спасаем»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Викторовна Аракчеева (УИ 3019088) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД