Прядихина Наталья Юрьевна
Конспект НОД по развитию речи Изучаем звук [З] для детей средней группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам, скороговоркам. Вызвать положительные эмоции при общении с персонажем (лисицей).
Задачи: Учить произносить звук «З» твердо и мягко;
упражнять детей в произношении звука «З» в слогах и словах;
обогащать и активизировать словарь ребёнка.
Материал, оборудование: картинки с изображением одежды, комара, меховая игрушка лиса.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи Изучаем звук [З] для детей средней группы,» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Организационный момент. Дети заходят в групповую комнату. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы приглашаем вас на занятие по звуковой культуре речи.
Игровое упражнение «Здравствуйте».
Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щёчки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие, щёчки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! Щёлк-щёлк-щёлк!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, гости! Привет!
Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми поздоровались, теперь присаживайтесь. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «З» и «Зь». Все гости в сборе можно начинать.
Раздаётся стук. Воспитатель подходит к двери и вносит игрушку-лису.
Воспитатель: Ребята, к нам пришёл ещё один гость. Вы узнали кто это?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Поздоровайтесь с лисой и пригласите её остаться у нас на занятии.
Дети оставляют лису.
Воспитатель: Ребята, давайте порадуем лису и расскажем про неё чистоговорки. Но вначале нам нужно подготовить наш артикуляционный аппарат.
1. Давайте покажем лисе, как мы можем улыбаться (упражнение трубочка-улыбочка)
2. Лиса любит есть мясо и рыбу, а мы – сладкий мёд и варенье (сладкое варенье)
3. После еды нужно заняться делом. Давайте покрасим потолок (упражнение маляр)
4. Кончил дело – гуляй смело. Можно поиграть в футбол (упражнение футбол)
Воспитатель: Ну а теперь расскажем лисе чистоговорки:
Са-са-са – вот идёт лиса.
Со-со-со лиса катит колесо.
Сы-сы-сы хвост пушистый у лисы.
Су-су-су видел я в лесу лису.
Ся-ся-ся поймала лиска карася.
Воспитатель: А ещё, лисичка, дети знают пальчиковую гимнастику о твоей бабушке.
«Лисицыны рукавицы»
Вяжет бабушка Лисица
Всем лисятам рукавицы:
Для лисёнка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисёнка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички -
Для Наташеньки лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замёрзнем никогда!
(Поочерёдно потереть пальцы одной, затем другой руки. Потом загибать пальчики начиная с большого. Потереть ладони друг о друга. Сжимать – разжимать пальцы на обеих руках одновременно.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Лисе очень понравилось. А теперь лисица хочет загадать загадку:
Самого не видно, а песню слышно.
Случай не упустит, сядет и укусит.
Дети: Комар.
Воспитатель: Посмотрите, как лиса улыбается. Значит, вы ответили верно. А как поёт комар? (З-з-з) Давайте научимся правильно петь песню комара. Слегка улыбнитесь, сделайте язык широким, прижмите его к зубам, подуйте и подключите голос. Вот так «З-з-з».
Дети повторяют.
Воспитатель: А маленький комарик поёт ещё тоньше. Вот так «Зь-зь-зь».
Молодцы! У вас очень хорошо получилось.
Воспитатель: А сейчас повторяйте за мной чистоговорки:
За-за-за к нам пришла коза.
Зы-зы-зы есть рожки у козы.
Зу-зу-зу я боюсь козу.
Зя-зя-зя дразнить её нельзя.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем выучить скороговорку с новыми звуками. А ты, лисичка слушай и тоже запоминай.
Мама Зои, мама Зины
Побывали в магазине.
Зое купили зайку,
А Зине – мозаику.
Дети пытаются проговорить скороговорку как можно быстрее.
Воспитатель: Вы просто, умнички.
Воспитатель: В скороговорке говорится, что мамы девочек были в магазине и купили игрушки. Значит, это был магазин игрушек. А что можно купить в магазине одежды? Хлеб или молоко?
Дети: Одежду.
Воспитатель: Правильно. Давайте поговорим об одежде. В разное время года мы носим разную одежду.
Воспитатель по очереди спрашивает детей.
Воспитатель: Весной мы носим какую одежду? (Весеннюю). Зимой? (Зимнюю). Осенью? (Осеннюю). Летом? (Летнюю). Одежда шьют из разного материала. Твоя футболка из трикотажа - (трикотажная). Носовой платок из хлопчатобумажной ткани - (хлопчатобумажный). У тебя водолазка из велюра - (велюровая). У Кристины сарафан из вельвета - (вельветовый). У Ярослава куртка из кожи - (кожаная). Рубашка из ситца - (ситцевая). А у лисы шуба из меха - (меховая). Одежда бывает для взрослых и детей. Если это одежда для мужчин - (мужская, для женщин - (женская, для детей - (детская, для занятий спортом - (спортивная).
Воспитатель: Какие вы молодцы. Всё знаете. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии. Мы повторили звук «С». Выучили новый звук «З» и «Зь» и скороговорку, поговорили об одежде. Лисице очень понравилось у нас, но ей пора домой в лес. Давайте её проводим. Выходите в хоровод.
Физкультминутка «Рыжая лисичка».
Хоровод, хоровод
Пляшет маленький народ.
Танцевать, скакать и прыгать
Мы готовы круглый год.
Под кустом, под кустом
Кто–то с рыженьким хвостом.
Это рыжая лисичка –
Под кусточком лисий дом.
Дети прощаются с лисой и воспитатель выносит её за дверь.