МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Зима» (старшая группа)

Светлана Гербут
Конспект занятия по развитию речи «Зима» (старшая группа)

Занятие по развитию речи — Составление рассказа «Зима»

Подготовила

Гербут С. М.

Тема: «Зима».

Цели:

Воспитательные

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Развивающие :

- развивать временную и пространственную ориентировку, слуховое внимание и память, логическое мышление;

- формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;

Обучающие:

- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зима“ (старшая группа)» размещена в разделах

- закреплять и расширять словарный запас детей по теме «Зима» словами – действиями (что делать? что сделать, словами – признаками (какой? какая);

- учить детей указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные.);

- добиваться четкого произнесения слов, фраз.

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках.

1. Орг. момент.

Игра «Четвертый лишний» :

Детям предлагается 2 слайда по 4 картинки с изображением времен года, где лишней каждый раз оказывается зима. Дети определяют лишнюю картинку. Воспитатель отмечает, что речь сегодня пойдет именно о зиме. (слайд№1-2)

2. Введение в тему.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, нам пришло электронное письмо из Африки от льва Бонифация и его маленьких друзей. Давайте прочитаем письмо:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут лев Бонифаций. Я и мои маленькие друзья живём в далекой и жаркой Африке. Мы много слышали про зиму, которая бывает в вашей стране, но никак не можем понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите нам о ней. Ваши друзья. (слайд №3)

Воспитатель:

- ну, что, ребята, поможем Бонифацию узнать о зиме? Мы составим рассказ и отправим его в письме в жаркую Африку.

Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.

Сказка: жил-был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром, потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно. (язычок тянется к носу, к подбородку, к левой щеке, к правой щеке). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать – с двери, с крыши (упражнение «Маляр», «Вкусное варенье»). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка», скушал бублик и лег отдыхать (упражнение «Накажи непослушный язычок»).

3. Ход занятия.

Воспитатель:

- Ну, вот, наш язычок тоже готов рассказывать о зиме. Послушаем загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица-

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом-

Всё покрыла серебром. (слайд№6)

- Ребята, о чем говорится в загадке? (о зиме)

Почему её называют белокожей, светлолицей (потому что много снега)

Почему зиму называют царицей (потомучто холодна и непреступна как царица)

А что за тройка на которой прилетела зима-царица? (зимние месяцы)

Назовем их: декабрь, январь, февраль. (Слайд №7)

Декабрь в старину называли "студень". Как вы думаете, почему? (т. к самый холодный)

Январь "просинец". Кто-нибудь догадался почему? (т. к. лед на реках промерзал до дна и становился синим)

Февраль "бокагрей" или "ветродуй". А почему такое название, кто понял? (т. к. сильные метели, ветры)

Мы очень любим зиму. А вот о том какая она мы расскажем Бонифацию с помощью игры. Я буду вам по очереди называть слова, а вы подбирайте, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная,).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая).

Снежинка какая?- (красивая, холодная, блестящая)

4. Сейчас мы попробуем рассказать Бонифацию о зиме по картинкам. Нужно, что бы предложение начиналось со слова зимой.

1. Зимой вся земля укрыта снегом.

2. Зимой очень холодно.

3. Зимой люди одевают теплую одежду.

4. Зимой можно кататься на санках и лыжах.

5. Зимой можно лепить снеговика.

6. Зимой люди встречают Новый год. (слайды 9,10,11,12)

Молодцы, ребята, а сейчас давайте немного отдохнем. Выполним физкультминутку.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок

(дети идут по кругу)

Он превратится в снежный ком

И станет ком снеговиком.

(кругообразные движения руками)

Его улыбка так светла

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(дети показывают улыбку, глаза)

Но солнце припечет слегка

- Увы,. и нет снеговика.

(дети присаживаются на корточки)

5. Рассказ по мнемотаблицам.

А сейчас, ребята, мы продолжим наш рассказ о зиме. А помогут нам маленькие картинки – они будут подсказывать. Послушайте внимательно.

Воспитатель дает образец рассказа с одновременным показом предметных картинок.

Мнемотаблица №1 (слайд13)

На этой картинке идет снег (картинка№1)

На второй картинке всё укрыто снегом (картинка №2)

На третьей люди одевают теплую одежду (картинка№3)

На четвертой люди катаются на санках и лыжах (картинка №4)

На пятой дети лепят снеговика (картинка №5)

На шестой люди встречают Новый год (картинка №6)

6. Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки (несколько детей).

После выступления детей, мы выбираем самый лучший рассказ и записываем его.

А пока рассказ записывают, мы покажем пальчиками о том, что ещё можно делать зимой.

9. Пальчиковая игра.

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под щеку (слайд 14)

7. Итог занятия. Воспитатель:

- Вот мы составили и написали рассказ льву Бонифацию и его маленьким друзьям о зиме. После занятия мы вместе отправим Бонифацию письмо с нашим получившимся рассказом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Ранняя весна» для обучения детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки-символы по мнемотаблице Цель: -обогащать активный словарный запас детей; -развивать умение отгадывать загадки с опорой на картинки-символы; -развивать умение.

Развивающая игра «Подбери слово»Развивающая игра «Подбери слово» Развивающая игра "Подбери слово" очень проста в изготовлении, но представляет огромную дидактическую ценность. Задачи: формировать навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Зима» (старшая группа)
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 18:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД