Татьяна Чернова
Конспект подгруппового занятия по развитию фонематических представлений «Путешествие по Мультикам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия по развитию фонематических представлений
Занятие познавательное, сюжетно-игровое. Дети замотивированы на помощь своим любимым героям из мультфильмов. Перемещаясь по разным мультикам, дети выполняют игровые задания мультяшных героев. Открытое занятие в подготовительной к школе группе. Все игровые задания решают параллельно несколько задач. Например, в заданиях "Улей" и "Рыбаки" развивается фонематический слух и мелкая моторика. В течении всего занятия организована смена видов деятельности детей. Дети путешествуют по мультикам: "Винни-пух и все все все. ", "Муха-цокотуха", "Маша и медведь", "Смешарики", "38 попугаев". На занятии используются игры "Улей", "Рыбаки", "Найди звук", "Паучок", "Прочитай по первым буквам и отгадай слово".
Публикация «Конспект подгруппового занятия по развитию фонематических представлений „Путешествие по Мультикам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
«
Путешествие по Мультикам» (подгрупповое занятие по развитию фонематических представлений – подготовительная группа)[/b]
Программное содержание: занятие – путешествие по знакомым мультфильмам.
Цели непосредственно образовательной деятельности:
Закрепление знаний по разделам программы “Звукопроизношение”, “Обучение элементам грамоты ”.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• развивать фонематический слух; закрепить навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов; навыки чтения;
• способствовать развитию чувства ритма и темпа, координации речи с движением; выработке интонационной выразительности речи;
- совершенствовать функции фонематического слуха через выделение звука в словах.
- развивать слуховое внимание, слуховую память, слуховое восприятие.
Коррекционно-развивающие:
• развивать зрительное восприятие и внимание, память, мелкую и общую моторику, артикуляционную моторику;
• развивать навыки пространственной ориентации;
Коррекционно-воспитательные:
• формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности, взаимодействия в игре и на занятии;
Совместная деятельность строилась с учётом принципа интеграции образовательных областей:
Коммуникация - развитие словарного запаса, фонетико-фонематической
системы языка, грамматического строя речи, навыков речевого общения;
Здоровье - использование здоровьесберегающих технологий; проявляется при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики и физкультминутки. Следить за осанкой (самоконтроль). Сохранение и укрепление психического и физического развития.
Социализация - развитие игровой деятельности, коммуникативных навыков,
эмоциональной отзывчивости, активности, инициативности. Взаимодействие детей друг с другом при сотрудничестве (умение договориться, умение выслушать ответ своего товарища, не перебивая его). Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Физическая культура - согласовывать речь и движение в физкультурных минутках.
Технологии: игровые технологии (применялись в ходе всего занятия-путешествия по мультикам, дети выполняли задания в различных играх, здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминутки и пальчиковой гимнастики).
Оборудование:
• магнитная доска;
• ноутбук с записью песен из мультфильмов;
• картинки с изображением кадров из мультфильмов.
Раздаточный материал:
• массажеры Су-Джок;
• картинки для игр «Улей», «Рыбаки», «Паучок», «Найди звук», «Прочитай по первым буквам».
Ход занятия:
1. Орг. момент, сообщение темы занятия:
- Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Они хотят посмотреть наше необычное занятие. А мы им покажем, как мы учимся правильно говорить и что умеем делать.
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.
Логопед: Ребята, вы любите мультфильмы? Я тоже их очень люблю. А какие мультфильмы вы любите? На какого героя вы бы хотели быть похожими? Почему? (ответы детей: на фей, на принцесс и т. д.).
Я приглашаю вас в путешествие в страну Мультяшек, в которой живут герои мульт-фильмов.
Логопед: Герои мультфильмов узнали, что вы собираетесь в школу и хотели бы проверить, как вы готовы к школе. Они предлагают выполнить нам задания.
Послушайте пожалуйста: Звучит фонограмма песни «Кто ходит в гости по утрам…» (из мультфильма «Винни-Пух и все, все, все ….»).
– Ребята, голос какого сказочного героя вы услышали? (Винни-Пуха).
Ребята, посмотрите на картинку. Зачем Винни-пух полез к пчелам в улей. (медом полакомиться). Правильно. Винни-Пух предлагает поиграть нам в игру «Улей».
1. Игра «Улей»
Цель: закреплять умение определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.
Ход игры (на примере звука Р)
Взрослый произносит одно слово, дети определяют место заданного звука в слове и помещают пчелу в один из ульев.
Слова: кран, подарок, раковина, загар, корзина, сахар, рынок, рысь, мусор, карта.
2. Массаж пальцев рук массажерами Су-Джок (пальчиковая гимнастика с мячиком)
Винни-Пух очень любит делать массаж. Давайте сделаем вместе с ним массаж наших пальчиков.
(Логопед показывает движения, сопровождая их стихотворными строчками. Дети повторяют за педагогом движения и стихи.).
Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает.
Только брату отдает: брат у брата мяч берет.
По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу; вправо-влево — как хочу.
Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец.
Мячик пальцем разминаю, вдоль по пальцам мяч гоняю.
Мячик мой не отдыхает — между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол и забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу правой я его катаю — браво.
Поверну, а ты проверь — сверху правая теперь!
Звучит фонограмма песни «Три желания» из мультфильма «Маша и медведь» - «Ловись рыбка».
Логопед: Вы узнали эту мелодию? Какой это мультфильм? Как зовут героев этого мультфильма? (Маша и Мишка). Скажите, какой звук мы слышим и в слове Маша и в слове Мишка. (Звук Ш). Маша предлагает поиграть с ней в игру «Рыбаки и рыбки».
3. Дидактическая игра «Рыбаки».
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: удочки, рыбки с картинками предметов, в названии которых слышим звук Ш.
Описание игры: Логопед предлагает детям «поймать» удочкой «рыбку» с картинкой, в названии которой слышится звук Ш, как в словах Маша и Мишка.
Учим детей различать (дифференцировать) на слух звуки, близкие по своим акустическим признакам: свистящие и шипящие.
Логопед: Молодцы, вы справились с заданием.
Звучит фонограмма песни «Я варю свое варенье» из мультфильма «Маша и медведь» - «День варенья». Вы узнали из какого мультфильма эта песенка.
4. Игра «Найди звук».
Цель: Развитие фонематического восприятия, закреплять умение находить заданный звук в слове.
Логопед: Давайте посмотрим какое варенье сварила Маша для Мишки. Логопед раздает каждому ребенку по картинке и спрашивает из чего сварено варенье и как оно называется.
Ответы детей: из клубники – клубничное, из банана – банановое, из груши – грушевое, из апельсина – апельсиновое.
Логопед: Внимание, Маша дает нам задание. Перед вами на столе лежит много картинок. Каждый себе отбирает только те картинки, в названии которых 1-ый звук слова, такой же что и в названии варенья, которое он сварил. Пример: У Ани грушевое варенье. Слово «грушевое» начинается на звук Г. Аня отбирает картинки на звук Г.
Звучит отрывок из мультфильма «Муха-цокотуха». Вы узнали что это за сказка? Кто нашу муху уволок в уголок? (Паук). Правильно, муха-цокотуха предлагает нам поиграть в игру «Паучок». Давайте отгадаем кого еще паук поймал в свою паутину.
5. Игра «Паучок»
Цель: совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа, развивать фонематический слух.
Ход игры: 1. Чтобы узнать, кто запутался в паутине, нужно составить слова из рассыпавшихся букв. 2 Детям не умеющим читать, предлагаем спасти насекомых (используется картинка без букв, которые запутались в паутине. Для этого нужно правильно повторить цепочку слогов за взрослым (или выполнить другое задание взрослого). Логопед спрашивает каких насекомых паучок запутал в паутине.
6. Физкультминутка.
Звучит фонограмма песни из мультфильма «38 попугаев» (песня Владимира Шаинского на слова Юрия Энтина)
Логопед: В какой мультфильм мы попали? (дети отвечают: мультфильм про удава, мартышку, слоненка и попугая) А что они делают? Почему-то попугай ходит по удаву и считает (дети отвечают: измеряют удава)
- Поможем попугаю измерить удава? Давайте встанем и вместе с героями этого мультфильма сделаем зарядку для ушей и хвостов? Дети делают зарядку (физкультминутку проводит Аня).
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Раз, два,три.
Головою три кивка.
Раз, два, три.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
А на шесть — тихонько сесть. (Выполняем движения по тексту.)
Логопед: Молодцы, слушаем дальше. Кто к нам сейчас придет в гости.
Звучит фонограмма из мультфильма «Смешарики».
Логопед: А это герои какого мультфильма? Как зовут героев этого мультфильма?
Герои мультфильма «Смешарики» тоже подготовили для вас задания.
7. Игра «Прочитай по первым буквам и отгадай слово» (закрепление навыков чтения, развитие внимания и мышления).
Логопед: Смешарики зашифровали слова. Вам надо их расшифровать. Составьте слова из первых букв слов- названий картинок – и запишите их в пустые клетки.
Дети составляют и записывают слова: шапка, крот, рука, радуга.
Итог.
Логопед: Какие вы молодцы, вы справились со всеми заданиями.
Жители страны Мультяшек теперь знают, что вы будете хорошими учениками.
На этом, ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось сегодняшнее занятие.
(В конце занятия дети получают раскраски с изображениями мультяшных героев и наклейки).
Логопед: Давайте скажем до свидания нашим гостям. До новых встреч!