Верижникова Татьяна Владимировна
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Новогоднее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Новогоднее путешествие
КОНСПЕКТ
познавательного занятия
для детей старшего дошкольного возраста.
ТЕМА: «Новогоднее путешествие»
Занятие подготовила:
Верижникова Т. В.
г. Серпухов 2013г.
Программное содержание:
Пополнять знания детей о том, как празднуют Новый год в России и других странах.
Формировать интерес к культуре и истории других народов и стран.
Публикация «Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Новогоднее путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Новый год. ВСЕ сценарии новогодних праздников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Прививать любовь к национальным праздникам и традициям.
Продолжать воспитывать у детей интерес к познанию нового.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка.
Оборудование: глобус, магнитофон, иголочки с ёлки, магнитная доска, 3 картинки с изображением стран: Россия, Италия, Германия, снежинки, сапожки по количеству детей.
Ход НОД:
Воспитатель раздает детям пригласительные билеты.
В: Ребята, а что у Вас в руках? (ответы детей)
Воспитатель приглашает ребят сесть за стол. Посередине стола находится глобус.
В: В нашем сегодняшнем путешествии нам поможет глобус.
- Что это такое? (ответы детей). Да, это уменьшенная планета Земля, потому что сама по себе наша планета огромна. На Земле много различных стран.
- Какие страны Вы знаете? Назовите их? (ответы детей)
В: В этих странах живут люди разных национальностей. Все люди похожи, но в то же время и отличаются друг от друга.
- Чем отличаются? (ответы детей: цветом кожи, языком, разрезом глаз).
В разных странах и разные обычаи, праздники и празднуются они по-разному.
В: Давайте послушаем песенку про Новый год.
- Эта мелодия напомнила Вам о празднике?
- Какие ассоциации возникают? (танцы, песни, радость, улыбки, подарки, Дед Мороз, добрый волшебник, ёлка, запах ёлки, сладости и т. п)
В: Ребята, а кто из Вас знает, где живет Дед Мороз? (ответы детей: в Великом Устюге, в Лапландии, там олени, медведи, это страна холода и льда)
В: Давайте подойдем к нашему книжному уголку и вспомним, какие герои, из каких сказок побывали в Лапландии? (книжки по теме разложить заранее)
(ответы детей: Кай, Герда, Снежная королева, Нильсон)
В: Ребята, а как у нас, в России отмечается Новый год? (ответы детей)
В России обычай праздновать Новый год с украшенной, новогодней елкой.
В: А почему мы наряжаем ёлку? (ответы детей: она вечнозеленая, у неё приятный запах, долго не опадают иголки, красивая и т. п.) Давайте разомнем в руках иголочки и понюхаем.
В: А кто приходит на праздник, кто главный на этом празднике? (ответы детей: Дед Мороз и Снегурочка)
В: На чём приезжает Дед Мороз? (ответы детей: на санях и др.) Приезжает и дарит подарки.
- А подарки в чём? (в мешке) а потом эти подарки ребята находят под ёлочкой.
В: В какое время года мы встречаем Новый год, в какой день, какого числа? – Зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января. А знаете ли вы, что в древности Новый год на Руси чаще всего встречали весной, когда просыпалась вся природа. Этот праздник отмечали в древней Руси – 1 марта и украшали на Новый год истинно русское дерево – березу. Позже был на Руси обычай встречать Новый год 1 сентября. И только во время правления Петра 1 на Руси появилась традиция встречать Новый год – 1 января. Петр 1 повелел ставить в домах ёлку, украшать её пряниками, яблоками, разноцветными лентами и бусами. В этот день в России в городах и деревнях устраивали веселые игры и хороводы.
В: Ну вот мы с вами и вспомнили, как празднуется Новый год в России. Давайте подойдем к картинке с изображением нашей страны и разместим под ней всё, что мы перечисляли: ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки в мешке.
В: А сейчас мы отправимся в путешествие. Надо нарисовать предметы которые помогут нам в пути. Ребята рисуют стоя за большим столом.
- карту – чтобы не заблудиться в пути
- фонарик – чтобы освещать дорогу
- аптечку
- веревку и другие ответы детей.
В: Ну вот, ребята, с этими предметами нам не страшен путь
В: Вот мы с Вами в Италии (звучит итальянская мелодия). Давайте сядем за наш стол и рассмотрим глобус. Помогите мне найти на глобусе Италию.
- На что она похожа? (на сапог). Прикалываем снежинку.
В: Итальянцы очень веселый народ. В Италии принято весело встречать Новый год, и довольно шумно. Новогодние праздники в Италии, естественно, не обходятся без Деда Мороза. Правда, итальянцы кличут его Баббо Натале (Babbo Natale). Баббо Натале практически ничем не отличается от американского Санта Клауса. Это такой же добрый румяный дедушка в красном камзоле и красных панталонах, с белой бородой, салазками, запряженными северными оленями.
Любимый праздник Рождество. Накрываются праздничные столы, наряжается ель. Но детям подарки дарит добрая Фея Бефана.
В: Ребята, а как вы её себе представляете? Опишите её (ответы детей). После ответов детей воспитатель показывает картинку с изображением Бефаны.
Происходит это 6 января. Своей внешностью Бефана похожа на русскую Бабу Ягу. У нее нос крючком, ее зубы выступают вперед. Бефана одета в длинный плащ, остроконечную шляпу и дырявые шерстяные чулки. Дети с нетерпением ждут ее прихода, подвешивая к камину свои чулки. По легенде, Бефана приходит ночью и кладет в чулки детям, которые примерно вели себя весь год, лакомства, а проказникам– угольки. У феи Бефаны своя история…но уже не новогодняя а рождественская…
Давайте поиграем и заодно отдохнем.
Игра называется «Найди пару». У каждого из вас есть сапожок, а на нем рисунок, в группе разложены пары для вашего сапожка. Надо найти свою пару.
В: Давайте подойдем к картинке с изображением Италии и разместим под ней всё, что мы перечисляли: Баббо Натале, ель, Бефана, чулок.
Дети садятся за стол.
В: Продолжаем наше путешествие и отправляемся в Германию (звучит немецкая мелодия). Давайте найдем эту страну на глобусе и отметим её снежинкой.
В: В Германии главный праздник Рождество. Все собираются за праздничным столом, наряжают ель. Новогодним героем Германии является всеми любимый и знаменитый в Европе Санта Клаус, который в Германии появляется на ослике. В канун Нового года маленькие дети перед сном, готовят специальную тарелку для подарков, а в башмаки по обычаю кладут сено – для ослика.
В: А давайте с вами сравним нашего Деда Мороза и Санта Клауса.
- Почему различия в костюмах? (у нас холодно а там тепло, поэтому и костюм у Санты более легкий. Другие ответы детей).
В: Одна любопытная примета связана с Новым годом в Германии. К удаче встретить в новогоднюю ночь трубочиста. Но если еще удастся испачкаться в саже, то сопутствие постоянного везения гарантировано!
В: Давайте подойдем к картинке с изображением Германии и разместим под ней всё, что мы перечисляли: ель, Санта Клаус, башмачок, трубочист.
В: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу.
Небольшая викторина:
1. Кто приносит подарки на новый год в Италии? (Фея Бефана)
2. Кто является символом Нового года в Германии? (трубочист)
3. Как зовут европейского Деда Мороза? (Санта Клаус)
4. Благодаря кому на Руси появилась традиция встречать Новый год 1 января? (Петр 1)
- Что было сегодня для вас новым?
- Чем вам нравится празднование нашего Нового года?