Лучший педагог года

Конспект познавательного занятия в старшей группе «От искры к пламени»

Недоспасова Любовь
Конспект познавательного занятия в старшей группе «От искры к пламени»

Цель

Познакомить детей с первым появлением огня (от молнии) и его добыванием (трением палочек друг о друга, увеличительное стекло, огниво, кремний, сосуд с водой).

Дать детям представление о свойствах спичек и их применении (охотничьи, зажигательные и бытовые)

Напомнить о том, чем раньше люди освещали свои жилища (сальник, керосиновая лампа, свеча) и об освещении помещения сейчас. Показать необходимость огня для людей, противоречивость огня (несет жизнь и смерть).

Закрепить знания детей об опасных ситуациях с огнем, причинах возникновения и правилах поведения в таких ситуациях.

Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „От искры к пламени“» размещена в разделах

Демонстрационный материал:

Палочки на каждого, палочка с бревном, сосуд с водой, спички (бытовые, охотничьи, свеча, керосиновая лампа, зажигалка (кремниевая, иллюстрации, видеокассеты, фишки для игры, ленты, ободок.

Предварительная работа:

Беседы о возникновении огня, чтение литературы «Сказки об огне друге и враге Л. Валиуллина, «Три брата» Т. Кутырева, «Лесные пожарные» Г. Фазылова, «С огнем шутить нельзя» Л. Власова, чтение стихов, загадок, игры.

Интеграция с другими областями:

1) Безопасность

2) Развитие речи

I часть.

Воспитатель: Зима, холодно на улице, а у нас с вами в группе тепло и мы буде сейчас с вами заниматься, а чтобы было еще теплее и уютнее зажжём свечку, посмотрим на нее (зажечь свечу).

- Огонек горит, значит, он живой. Иначе, зачем ему так трепетать? Огонь могуч. Он даже помнит о том, о чем забыли люди.

- А как он появился? Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может быть, сами собой загорелись прелые листья? Первые люди грелись у огня, ОНИ не умели его добывать, поэтому бережно хранили в ямах.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему его хранили в ямах?

Дети: Для того чтобы огонь не погас от ветра и дождя. Ведь раньше у людей не было спичек, и они должны были его сохранить. Яму можно прикрыть от дождя.

Воспитатель: Потом люди научились добывать огонь с помощью палочек, трущихся друг о друга, вот так (показ). Возьмите палочки и попробуйте потереть их друг о друга.

(Дети проделывают опыт)

Воспитатель: Потрогайте, какими палочки стали на ощупь? Тёплые. Вот если их так тереть друг о друга долго-долго, получится огонь. Люди добывали огонь таким образом (показ дощечки и палочки). Дети, что произойдет, если мы будем долго тереть палочку о дощечку?

Дети: Появится огонь, палочка загорится.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, легко ли было добывать огонь или трудно?

Дети: Трудно, потому что нужно много времени и сил, чтобы тереть палочку и получить огонь.

Воспитатель: Легче стало добывать огонь, когда появилось огниво (его ещё называют кресалом). Кремнем ударяли о железку, искрой поджигали паклю или мох (показ иллюстрации). Огниво похоже чем-то на современную зажигалку для газовой плиты. Посмотрите. (показать и дать 2-3 детям попробовать нажать - вылетают искры).

Физкультминутка:

Двое водящих, взявшись за руки, предупреждают:

«Ну-ка спички, берегитесь,

В коробок не попадитесь!»

Дети разбегаются, водящие ловят «спички», заключив их в замкнутый круг, сцепив руки.

II часть.

Воспитатель: Дети, мы знаем с вами, что огонь может зажигать всё. Скажите, как и чем раньше освещали хижину, избу, дом?

Дети: Лучиной, лампой.

Воспитатель: Правильно, (показ лучины). Как вы думаете, светло ли было дома, когда горела лучина?

Дети: Нет, она быстро сгорала, и от нее были дым и копоть, темно было в избе.

Воспитатель: Правильно. Потом появился сальник (показ). Сальник тоже горел, но горел дольше. А затем изобрели свечку. Ребята, а из чего раньше делали свечи? Кто-нибудь знает?

Дети: Из пчелиного воска. Свечи раньше были восковые.

Воспитатель: Верно. А потом появились керосиновые лампы (показ иллюстрации старинных керосиновых ламп и показ керосиновой лампы). Лампа горела ярче по сравнению с лучиной и сальником, свечка горела долго и светила ярко. Дети, а сейчас какие у нас лампы?

Дети:

Настольные лампы, люстры, бра, торшеры, дневные лампы и т. д.

Воспитатель: Чем и как мы зажигаем и выключаем лампы?

Дети: Выключателем.

Воспитатель: В лампочке тоже огонь горит, но это - электричество. Какие электрические приборы вы знаете?

Дети:

Чайник, обогреватель, стиральная машина, магнитофон, утюг, кофемолка, холодильник, кипятильник, пылесос, микроволновая печь, самовар, приёмник, компьютер и т. д.

Воспитатель: Какую пользу приносит электричество в доме?

Дети: варит, отапливает, греет, гладит и т. д.

Воспитатель: А чем опасны эти приборы?

Дети: Можно обжечься, от замыкания может произойти пожар. Нельзя оставлять утюг включенным, без подставки и присмотра оставлять обогреватели, кипятильник и т. д.

Воспитатель: Помните! Никогда не дотрагивайтесь до включенных электроприборов мокрыми руками (вода пропускает ток). Не пользуйтесь розеткой самостоятельно, попросите взрослых. Не дотрагивайтесь до розетки металлическими приборами (ножницами, отверткой). Не трогайте электропровод.

Физкультминутка

Игра «Костер»

Дети в кругу, в руках лента, взмахивают лентой

и говорят:

“Разгорается костер!

Пламя выше, пламя круче.

Достает до самой тучи”

Водящий с голубым ободком на голове

(это - вода) произносит:

“Но появится вода

И костру тогда беда!”

Все разбегаются, водящий старается «погасить» пламя, т. е. отобрать ленту у игрока.

III часть

Воспитатель: огонь нам друг или враг? В чем он нам друг?

Дети: Он варит, отапливает дом, согревает геологов и охотников у костра, гладит, печёт, кипятит, освещает, учит, развлекает и т. д.

Воспитатель: Дети, а чем огонь плох?

Дети: В огне может сгореть дом, лес и можно обжечься.

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим с вами, что может сделать огонь в природе.

Просмотр видеокассеты «Стихия, огонь» (вулканы, пожар в лесу, гроза и т. д.)

Обсуждение просмотра кассеты.

Еще позже люди научились заимствовать огонь у солнышка. Они пропускали лучи через наполненные водой сосуды. Примерно такие. (показать колбы с водой или же зажигали специальными зажигательными, увеличительными стёклами, вот так (показать иллюстрации и лупы).

Удобно ли было так добывать или нет? Как легче было добывать: через сосуд водой или лупой? Как вы думаете, почему?

Воспитатель:

У меня на столе стоит свеча. А чем наша свеча была зажжена?

Дети: Наша свеча зажжена спичками.

Воспитатель: Правильно. Спички появились не так давно, чуть больше 150 лет назад. Сначала они были стеклянными с головками из фарфора. А сейчас из чего делают спички?

Сейчас их делаю из дерева

( Воспитатель предлагает детям рассмотреть спички: деревянная палочка, есть головка из горючей серы).

Воспитатель: Спички бывают разные. Ветровые (охотничьи, которые не гаснут на ветру, в дождь, метель, снег. Дети, как вы думаете, кому нужны такие спички? Кому они пригодились бы? Дети: Они нужны морякам, геологам, охотникам.

Воспитатель: Верно. А есть спички сигнальные. Они горят очень ярко разноцветным пламенем. Кому они нужны?

Дети: Они нужны военным: пограничникам, морякам, танкистам, пехоте и т. д.

Воспитатель: А есть спички и самые «горючие», спички-запалы, которые не гаснут даже в воде и под водой. Кому такие спички нужны? Как вы думаете?

Дети: Они нужны водолазам, подводникам, аквалангистам.

Физкультминутка

Игра “Спички в коробке”

Дети, стоя в кучке говорят:

Мы - сестрички,

Мы - все спички,

Разбегайтесь кто куда

А не то вас ждет беда!

Огнедышащие горы - вулканы, из которых время от времени выползает раскалённая лава. Это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Молнии, сверкающие во время грозы - это тоже огонь.

Воспитатель: Дети, а если всё-таки возник пожар, как вы будете вести себя? Для того чтобы узнать, мы поиграем в игру «кто больше даст правильных ответов».

Вопросы детям:

1. По какому номеру нужно звонить, если возник пожар? (01) Что нужно сообщить по телефону? (фамилию, адрес)

2. Что ты будешь делать, если возник пожар, когда ты один дома? (позовешь соседей, откроешь дверь, будешь громко кричать, звать на помощь)

3. Чем можно потушить огонь? (песком, одеялом, водой)

4. Можно ли во время пожара открывать окна? (нет)

5. Можно ли тушить водой электроприборы? (нет)

6. Если в квартире сильный дым, что нужно сделать? (закрыть рот и нос мокрым платком, ползком добраться до двери, накрыть себя мокрым одеялом)

7. Если у тебя загорелась одежда, как ты ее потушишь? (снять её, облить водой, прижаться к земле, полу, стене)

8. Если у тебя ожог? (смазать соком алое, вызвать скорую)

9. Номер «скорой помощи»? (03)

Публикации по теме:

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему: «Образ матери — казачки» Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему: «Образ матери – казачки» Программные задачи: 1. Приобщение дошкольников к культурным.

Проект «Искры пламени» Проект посвящён актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной.

Автор публикации:
Конспект познавательного занятия в старшей группе «От искры к пламени»
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 18:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД