Папки-передвижки

Конспект познавательной беседы с детьми дошкольного возраста «Интересные факты из истории математики»

Ирина Шпанская
Конспект познавательной беседы с детьми дошкольного возраста «Интересные факты из истории математики»

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»,

формирование элементарных математических представлений.

Конспект познавательной беседы

«Такие разные часы!» для детей старшей группы детского сада

Цель: Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.

Публикация «Конспект познавательной беседы с детьми дошкольного возраста „Интересные факты из истории математики“» размещена в разделах

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФГОС ДО – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

ОО ФГОС ДО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»,

ЗАДАЧИ: обобщить и закрепить знание детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека; развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; продолжать развивать интерес к математике.

ОО ФГОС ДО «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»,

ЗАДАЧИ: создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с другом; воспитание отзывчивости, взаимопомощи; способствовать тому, чтобы дети делали самостоятельно выводы и анализировали ситуацию, проявляли заботу о слабых; воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

ОО ФГОС ДО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

ЗАДАЧИ: развивать речевую активность детей; формировать умения отвечать на вопрос полным предложением.

ОО ФГОС ДО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

ЗАДАЧИ: продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления.

ОО ФГОС ДО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

ЗАДАЧИ: накопление и обогащение двигательного опыта у детей; формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

- физминутка;

- гимнастика для глаз.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ - презентация с наглядно-иллюстративным материалом, песочные часы, будильник, наручные часы, картотеки гимнастики для глаз и физминуток.

Ход ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ –

Организационная часть.

Загадка. Я напрасно не хожу,

Когда надо разбужу. (часы)

Сегодня мы с вами совершим увлекательную виртуальную экскурсию в мир часов. Познакомимся с часами как таковыми, с атрибутом времени. С тем предметом, который нам больше всего помогает ориентироваться в пространстве. Узнаем какие они были раньше давным-давно у наших предков, например, узнаем какие были часы у наших бабушек и прадедушек. Без часов мы не представляем свою жизнь. Они висят на стене, стоят на полочке, они есть на мобильном телефоне у взрослых, и на руках тоже!

Основная часть.

Ребята, скажите, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток? (Ответы детей)

А как вы думаете, всегда ли существовали часы? (Ответы детей)

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, — солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.

Так же были водяные часы. Воду наливали в высокий узкий сосуд с отверстием около дна. Особые люди, приставленные к часам, на восходе солнца наполняли сосуд водой. Когда вся вода выливалась, они громкими криками извещали об этих жителей города и снова наполняли сосуд. Так они поступали несколько раз в день. И чем меньше был сосуд, тем точнее можно было определить время. Этими изобретениями древние люди пользовались тысячелетиями.

Но прогресс не стоит на месте, люди учатся, становятся умнее, всегда появляются изобретатели, которые что-то новенькое да придумают.

Так были выдуманы:

- огненные часы (свеча определенного размера с нанесенными на нее делениями). Их делали из разных материалов (из воска, смешанного со стружкой дерева и другими горящими компонентами, покрывали их дегтем, чтобы «часы» горели долго. Они появились в Индии и Китае.

- масляные часы (это глиняная чаша с фитильком, наполненная маслом). Это жидкие часы. Люди поджигали фитиль, он горел, масло испарялось. На боку глиняной чаши были нанесены цифры. Люди смотрели, какой был уровень масла, столько значит и времени.

Ни те, ни другие часы были ненадежны. Ведь за ними нужно было наблюдать, чтобы не потухли. А вдруг сильный ветер или дождь?

Умельцы придумали знакомые нам механические часы. Считают, что придумали их в Византии. Они состояли из бесчисленного количества гаечек, болтиков, винтиков, пружинок, зубчатых колесиков, маятника, цепей и прочее. Люди делали их и маленькими, и большими. Механические часы дошли и до наших дней.

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

Физкультминутка.

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы? - Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными, часы, висящие на стене, — настенными.

Как вы думаете, где стоят напольные часы? - Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. Каминные часы украшают комнатные камины.

Какие часы "умеют куковать"? - Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас:

"Ку-ку! Ку-ку!

Уж семь утра!

Ку-ку! Ку-ку!

Вставать пора!"

Живет кукушка не в лесах,

А в наших стареньких часах!

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени.

Механические часы изобрел в XVII в. ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.

Во втором десятилетии XX в. появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы — атомные.

Мы с вами долго смотрим на экране красивые интересные картинки и нашим глазкам надо сделать небольшой перерыв.

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?

В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз — примерно в четыре часа утра.

Послушайте об этом стихотворение "Петушок".

Кукареку-кукареку!

Звонко петушок поет.

Озарило солнце реку,

В небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил нас петушок.

Распушил он хвост, блестящий

И расправил гребешок.

Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки — зеленый луг,

Одуванчики вокруг

Росами умылись,

Дружно приоткрылись.

Как фонарики горят,

Нам с тобою говорят:

"На часах ровно пять,

Можете еще поспать!"

Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Заключительная часть.

Итак, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.

Вопросы и задания:

1. Что такое часы?

2. Какие старинные часы вы запомнили?

3. Какие виды часов вам знакомы?

4. Какие виды часов относятся к домашним?

5. Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?

6. Где находятся Кремлевских курантах.

7. Какие "природные" часы вы знаете?

Публикации по теме:

«У нас в гостях Матрёшки». Конспект беседы с детьми младшего дошкольного возраста Цель: приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: - познакомить детей с народной игрушкой матрешка; - учить давать описание внешнего.

Конспект беседы о правилах дорожного движения с детьми дошкольного возраста Беседа о правилах дорожного движения. -Ребята, вы, конечно, знаете, что по городским улицам движется огромное количество машин. Где же ходят.

Консультация для родителей «Интересные факты для детей 4–5 лет» Дети очень любознательны и чтобы занять ребенка достаточно рассказать ему очень интересные факты например: Утёнок считает мамой того, кого.

Интересные факты о природе Мордовии из рубрики «А знаете ли вы, что» Много интересного и любопытного таят в себе любимые и прекрасные места нашего края, факты которых мы вам предлагаем вашему вниманию. Интересные.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста о музыкальных инструментах и их происхождении Цель: 1. Развить музыкальные восприятия путем знакомства детей с музыкальными инструментами. Задачи: 1. Развивать тембровый звук и музыкальные.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста об истории города Магнитогорска к 90-летнему юбилею города Цель: воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в связи с 90-летним юбилеем родного города. Задачи: 1. Закрепить.

Конспект беседы о ЗОЖ «Сбереги свое здоровье сам!» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы о ЗОЖ «Сбереги свое здоровье сам!» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни. Расширение знаний о здоровом образе жизни и о мерах профилактики.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Истории о космосе» Цель: 1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. 2. Познакомить с Солнцем как раскаленном космическим объектом, строением.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Истории о символах» Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Истории о символах» Цель занятия: Формировать.

Материал для беседы с детьми об истории празднования Дня пионерии 19 мая — День пионерии Дата в 2019 году: 19 мая, воскресенье Другие названия: День рождения пионерской организации; День рождения пионерии;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательной беседы с детьми дошкольного возраста «Интересные факты из истории математики»
Опубликовано: 12 октября 2019 в 21:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД