МААМ-картинки

Конспект прогулки-похода с детьми старшего дошкольного возраста. Июнь.

Полина Храпова
Конспект прогулки-похода с детьми старшего дошкольного возраста. Июнь.

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАЖИ ЛЕСА»

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ: старшая-подготовительная группа

ОБЩЕЕ РАССТОЯНИЕ: 3,00 КМ.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 часа 30 мин

ВРЕМЯ ГОДА: лето МЕСЯЦ: июнь

ТЕМАТИКА: Деревья. Кустарники.

ЗАДАЧИ:

Расширять представления о многообразии растительного мира в естественных условиях. Уточнить состав растительности экосистемы - лес; продолжать учить наблюдать и устанавливать взаимосвязи, находить сезонные изменения. Воспитывать бережное отношение к природе. Продолжать знакомить с поэзией и фольклором (учить отгадывать загадки) пополнять и активизировать словарь. Совершенствовать двигательную активность.

Публикация «Конспект прогулки-похода с детьми старшего дошкольного возраста, Июнь,» размещена в разделах

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ \ кто проводит:

*Лесник (родитель (мужчина). При его отсутствии заменить царицей Лето родитель (женщина) - проводит работу по загадкам, организует некоторые

наблюдения, рассказывает про объекты наблюдения.

* двигательные упражнения до привала - родитель (предпочтительнее мужчина)

* педагог обеспечивает связку действий, проводит несколько подвижных игр, проводит контроль за выполнением заданий во время отдыха, контролирует организационные моменты.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ

РАБОТА

С ДЕТЬМИ: чтение худ литературы:

(Вс. Рождественский)

С. Воронин «Моя береза. Летом»

С. Михалков «Елочка»

М. ПРИШВИН «Этажи леса»

В. Зотов «Лесная мозаика» (и листочки, и колючки)

Т. А,Шорыгина «Кустарники: какие они?»

Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов с изображением летнего леса.

СТРУКТУРА:

Протяженность: 3,00 км

Длительность: 2ч 30м

Отрезок пути:

1 часть: дорога до привала с небольшими остановками через каждые 20мин (длит. 4-5мин) =60 мин

2 часть: отдых и игры на стоянке (привале) =60 мин

3 часть: обратная дорога=30 мин

1 ЧАСТЬ:

Педагог: - Сегодня мы с вами ПРИШЛИ в лес. Это не просто лес~ он

находится в городе и правильно называется лесопарк. Здесь так много

интересного, загадочного, необычного. Лес большой, а мы его с вами не знаем, поэтому поможет нам не заблудиться добрый Лесник, который живет здесь и присматривает за таким необычным лесом.

Лапы елок прикрыли избушку,

Где живет дядя Вася - лесник.

Приходите к нему на опушку -

Всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц всем расскажет,

Вспомнит, как подстерег он лису,

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу.

Детей и взрослых приветствует Лесничий:

-Здравствуйте, большие и маленькие друзья леса. Я рад приветствовать Вас в этом сказочном мире, который называется лес. Он многих приютил. А вы знаете кто в нем живет?

Дети :.

-Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки жуки и бабочки. А

сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки

смотрят на нас из травы. Не бывает леса без деревьев и кустарников.

Оглянитесь по сторонам: высоко у вас над головами раскинулись

широкие зеленые кроны деревьев. Под ними растут кустарники. Это

подлесок, ведь они располагаются под высокими деревьями - под лесом.

Под кустами растут густые травы и цветы. А землю устилают мягкие

ковры бархатистых мхов. Можно сказать, что лесные растения занимают

разные этажи. Итак: первый этаж - это?. мхи

Второй-?. лесные травы и цветы. Третий -?. кустарники.

Четвертый?. высокие деревья.

Сейчас в моем царстве очень интересное время года, отгадайте какое:

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели

Если рано утром росы,

Гнут травинки до земли.

Если в роще над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна

Значит, это уже! (лето)

Значит, кончилась! (весна) Е. Трутнева

Я вас приглашаю прогуляться по лесу и полюбоваться им.

Дорога широкая и по ней можно смело шагать вперед.

-Давайте по этой дороге пройдем весело и необычно (проводит другой

родитель, предпочтительнее мужчина)

1. пойдем сначала на носках.

2. а теперь на пятках.

3. боком повернемся и вперед пройдемся;

ножку к ножке мы приставим

чуть пройдем и отдыхаем

4. бег с за хлестом.

5.. шаг широкий

6.. все галопом

7. и прыжок.

8. пробежим еще дружок: все вперед, теперь назад.

9.. змейкой бегаем,вот так.

10. снова прыгнем.

11. дальше шагом.

. Все устали! Отдохнем

Педагог:

-Здравствуй, лес,

дремучий лес.

полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою,

ЧТО нам шепчешь на заре

весь в росе, как в серебре?

Как вы думаете о чем нам шепчет лес? Дети: …Выбирается более узкая лесная тропинка, где есть сосны и ели (проходим через сосновый бор и ельник).

Лесник: - Сейчас будем отгадывать загадки про деревья:

1. Наверху, над мглою этой,

Перерастая лес, одна,

В лучах заката, в бликах света

Горела яркая… (сосна)

Как называется место в лесу, где растет много сосен?

- Давайте рассмотрим поближе сосну

*какой ствол у сосны?.

* какие в е т в и? ….

*как ветви расположены на стволе?Дети:….

Медно-желтый или с красноватым отливом ствол, развесистые ветки, длинные темно-зеленые иголки, коричневые шишки.

*Что вытекает из трещин в дереве?. Стекают из трещин капли смолы, ее еще

называют живицей. Смола целебна, используется при приготовлении лекарств.

Давайте посмотрим на сосны отсюда, снизу. (предложить детям обхватить ствол дерева и посмотреть вверх) Мы увидим зеленый остров, проплывающий в голубом небе. Это крона - верхняя разветвленная часть дерева вместе с сучьями и ветвями. Отдых 3-5 мин (если есть возможность сравнить с одинокой сосной)

Давайте внимательно посмотрим и сравним сосны. Какая крона у одинокой сосны? Стоит она на просторе, нет по соседству с ней других деревьев. Здесь она приземистая, с распахнутыми мощными сучьями.

2. Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем (ель)

*Чем отличается сосна от ели?.

Ель обычно растет на влажных низменных местах.

* Как называют ветви ели?

у нее длинные ветви -«лапы», усыпанные иголками; ветви эластичные и

пружинистые предлагаем детям нагнуть и отпустить ветку)

*Какие песни или стихи вы знаете про елочку? Дети поют….,

*Как вы думаете, а деревья умеют петь? …

у каждого дерева свой голос. Самый звонкий и певучий - у Ели. Еще в давние времена из древесины елей великие мастера делали скрипки.

* Как называют лес в котором елей больше всего?"""""""""""",

ЭТО еловый лес, его еще называют ельником. Стоят в нем мощные прямые деревья, словно доблестные войны, охраняющие покой и тишину. Под елями стелется мягкий мох.

Давайте закроем глаза, прислушаемся к звукам (присесть или прислониться к дереву; пытаемся услышать «песню» ели и сосны; при необходимости можно воспользоваться магнитофонными записями). А теперь вдохнем запах леса (дети передают свои ощущения).

А теперь откроем глаза и «поймаем» лучик солнца: он как тонкая ниточка, пронизывает ветки и тянется до земли.

Подвижная игра (проводит воспитатель): «раз, два, три к дереву беги» (дети находят по очереди сосну и ель и подбегают к ним, обхватывают руками ствол)

Сосна прячет свои корни глубоко в землю, а у ели они расходятся в почве почти под самой поверхностью (родители вместе с детьми немного откапывают корни деревьев, затем снова присыпать землей) и такие корни часто не могут удержать такое могучее дерево как ель в сильный ветер.

Старые ели падают, выворачивая корни. (находим вывернутую ель)

*На что похожа вывернутая с корнем ель? (если нет используем крупную картинку или фото)

Дети: …. (на руки лесных чудищ.)

Педагог: Разместитесь на коврике или на поваленных деревьях и зарисуйте в свой альбом такое дерево (дети делают зарисовки вместе с родителями) отдых 5-7 МИН

Лесник:

* Посмотрите, что у вас под ногами?. (обилие хвойных иголок,

шишки). Давайте сравним сосновую и еловую шишки: чем они отличаются? чем похожи? I

*KaK вы думаете, кому и для чего

Дети:, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,

Лесник: - Белки едят не только семена Ели, они любят полакомиться и

Iкрупными почками, и молодыми побегами. Нам пора продолжать свой путь, навестить другие деревья.

Педагог: Уважаемый Лесник можно мы сначала поищем что-нибудь интересное и возьмем с собой: несколько шишечек разного размера, маленькие веточки ели или сосны, причудливые коряжки?

Лесник дает разрешение; дети собирают вместе с родителями и складывают в свой рюкзак.

Отдых 5-7 мин

Дальше вести прогулку может другои родитель, пока Лесник отдыхает.

Родитель (третий): Но в лесу можно встретить и другие деревья.

Оглянитесь вокруг, и назовите деревья которые вы узнали?

дети: ….

Родитель: (беседа проходит в соответствии с рассказом у каждого дерева)

1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

-Давайте рассмотрим березку:

какой у нее ствол? Чем покрыт ствол березы? Чем отличаются ветви

березы от других деревьев? Какие песни про березу знаем?

белые стволы покрыты тонкой берестой. Ее ветви спадают вниз, иногда

до самой земли, а ветерок играем ими: перебирает веточки, раскачивает их. Корни березки живительный сок из земли вытягивают. Пока не напьются его все веточки и почки, листья не развернуться

2.-А что это за дерево? (осина)

Какой ствол и листья у осины? Почему дрожат листья дерева?

Ствол у осины гладкий серо-зеленый. Листочки крепятся на гибких сплюснутых черенках. Все смотрят на них и думают, что они вот-вот оторвутся. Стоит подуть озорному ветерку, и застучат листья-братья друг о друга.

з. я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

• -Почему дуб могучий? Когда листья на дубе распускаются? Почему поздно?

• -Какие бывают дубы? Чем они друг от друга отличаются? Что растет на дубах?

• -Почему у дуба такие кривые ветви? кто из великих русских писателей упоминал дуб в своих произведениях?

• - Отцвел дуб в конце весны, осыпались его мелкие зеленые цветы. Но не все дубы просыпаются вместе. Летние дубы просыпаются раньше, а зимние позже,

• И осенью летний уже скинул свой наряд, а у зимнего листья висят всю зиму.

• Дуб-это дерево с толстым стволом, высоким стволом, и длинными сильными

• корнями. Дуб теплолюбивое и светолюбивое растение. Растет дуб очень

• медленно, не гниет в воде, как другие деревья. А еще он очень, очень

любит свет и его побеги меняют направление роста несколько раз за весну, лето, в зависимости от освещения. Поэтому ветви у дуба изломанные, угловатые.

4. -А вот веселый зеленый.? клен, который любит солнечный свет. Какие листья у клена? Как можно еще сказать о листьях клена, какие они? (красивые, широкие, лапчатые.). Какой ствол у этого дерева? (гладкий, чистый). Его древесина крепка и прочна. Ветви его крепкие и тугие, точно пружина. Что это значит? Это значит, что они гнуться и не ломаются пробуют наклонить и отпустить :взрослые вместе с детьми). А кто знает как путешествует семечко клена? Кто ему в этом помогает?

2. - Загадка:

вроде сосен, вроде елок,

а зимою без иголок? (лиственница)

Кто сможет рассказать про лиственницу? (какой у нее ствол? На что похожи веточки? Какие у нее листочки? Чем она отличается от других хвойных деревьев? Чем отличаются шишечки лиственницы от шишек ели? В какое время года лиственница стоит нарядная, а в какое - без «наряда»)

Ствол у лиственницы прямой, темный. Веточки как -будто неровные,

бугорчатые. Это короткие побеги похожие на маленькие бугорочки. Это

хвойное дерево, которое умеет на зиму сбрасывать свой наряд; а летом у этих бугорочков показываются целые семейки листочков. И лиственница покрывается пучками зеленых хвоинок. Хвоинки у нее плоские, мягкие и нежные (потрогать, понюхать). А среди них вдруг засветятся мягкими дымчато-малиновыми чешуйками шишечки.

Подвижная игра «К названному дереву- беги» (водящим назначается родитель, могут быть и желающие дети)

Дидактическая задача: тренировка в быстром нахождении названного древа.

Игровые действия: убегать от водящего к названному дереву.

Ход: по сигналу «раз, два, три - березе беги!» дети подбегают к названному дереву, а водящий

ловит только тех, которые не стоят у названного дерева.

Правила: у одного дерева может находится не больше трех человек.

Далее дорога до привала (3-5 мин). Активизация двигательной активности (упражнения, задания, в зависимости от местности) - ходьба в полуприседе, в приседе, ходьба на носках, подскоки, прыжки до ветвей деревьев.

2 ЧАСТЬ:

на отдыхе

1. свободные наблюдения и игры детей. Предлагаем увидеть вдалеке что-

либо необычное и рассказать об этом.

2. «Лесная тишина» игра. Дети идут вместе со взрослыми:

Молчит лесная сторона

В лесу такая тишина

Дятла стук

Какой-то незнакомый звук.

. .резко останавливаются и прислушиваются. Говорят о том, что услышали.

Повторяется игра 3-4 раза.

3. «Моя находка» .игра

Детям предлагается разойтись вместе с родителями по лесу, найти что- нибудь, принести свою находку и рассказать о ней.

4. «Потерянный предмет» (кто-то из родителей сообщает о том, что потерял блокнот (незаметно «теряет» предмет). Детям предлагается медленно походить и разыскать его.

В блокноте зарисовки кустарников. Взрослый рассказывает:

Не бывает леса без деревьев. А как вы думаете кусты нужны в лесу или нет? Зачем они? Чем отличается кустарник от дерева?

Жил однажды давно давно главный лесник. И рассуждал он так: лес - это деревья. Значит все остальное лишнее. Особенно кусты: только воду из земли отнимают и питание у деревьев, листья опавшие - только засоряют лес и мешают ему расти. И приказал очистить лес от листьев, травы, кустов.

Красиво, чисто стало в лесу. Да вот стал замечать лесник, что-то не ладно, стало в его дивном лесу: листвы стало меньше, да и поредела она. Мало ее стало, еще лето, а на земле уже желтые сухие листья лежат.

Птиц не слышно.

Задумался лесник, что же случилось?.

А случилось вот что! Когда вырубили кусты птицы улетели, которые жили в кустах. А таких птиц много. Они и гнезда там вили, и прятались, и питались с этих кустов. А почему же стали сохнуть деревья?.

В лесу всегда все при деле. С утра до ночи обшаривают птицы стволы, ветки, листья, ищут гусениц, жуков. А когда птицы улетели (им негде стало жить) вот хорошо-то стало гусеницам и жукам. И развелось их видимо-невидимо: одни из них едят листья, другие грызут кору, третьи - древесину, четвертые - корни. Вот деревья и стали погибать. Пожалел лесник о том, что по губил кусты, и пришлось ему снова их высадить, чтобы лес ожил. Так нужны лесу

кусты или нет? Обязательно нужны.

Педагог: -Давайте походим и посмотрим какие кустарники растут в этом лесу. Делают обход небольшой прилегающей в месту стоянки территории, находят и рассматривают кустарники. Вспоминают их название, отличительные особенности предлагаем в альбом записать детям названия тех кустарников которые встретились на пути - сложные названия взрослый диктует по буквам, записать и сосчитать сколько и каких кустарников увидели)

Давайте вместе еще раз повторим, чем же полезны кустарники.? Они

украшение леса, создают уют, угощают нас вкусными ягодами и орехами, дарят свои целебные листья, плоды и цветы, кормят лесных зверей и птиц, создают для мелких пташек - уютные и укромные уголки для гнезда.

3 ЧАСТЬ:

А теперь мы с вами отправимся в обратный путь и посмотрим, какие еще кустарники произрастают в этом лесу.

На обратном пути рассматривают некоторые кустарники,

название (какие кустарники можно встретить в лесу -

калина, малина, можжевельник, сирень, черемуха, черника, шиповник;

голубика, ежевика, жасмин, облепиха, орешник (лещина, смородина)

Лесник: Давайте вспомним, что сегодня вы узнали нового про лес:

-Старый дуб! Мне расскажи

Про лесные этажи!

-Этаж первый - это? мхи,

Бархатисты и мягки.

Этаж первый, самый нижний,

К матушке-земле он ближе.

А второй - густые?"", травы, Что растут в больших дубравах.

Третий - пышные?""" кусты,

Бересклет, орех лесной,

И сережки и цветы

Украшают их весной.

А четвертый - всех он выше,

Шум вершин зеленых слышен,

Шелест листьев, шорох, скрипы.

Это?""" сосны, ели, липы

Педагог:

Теплый ветер гладит лица, лес шумит густой листвой,

Дуб нам хочет поклониться, клен кивает головой,

А кудрявая березка провожает всех ребят.

До свиданья, лес зеленый, мы уходим в детский сад.

(дети машут лесу, прощаются с ним до новой встречи)

---

ПОСЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА:

• обработка лесных находок

• рассматривание записей и зарисовок в альбомах

• рисование на тему «Самое красивое дерево, которое я увидел в лесу»,

• аппликация, конструирование из природного материала: «Кустарники - соседи деревьев»,

• лепка на тему «Лесные причуды» (поваленные деревья)

• создание панно «Этажи леса» (на большом формате/соединить 4

листа ватмана/ панно создается поэтапно, дополняется после

каждого похода-прогулки, экскурсии техника: смешанная)

• повторение игр и упражнений проводимых

• оформление коллекции находок

Публикации по теме:

Конкурс «Малыши — друзья природы»Конкурс «Малыши — друзья природы» Педагоги и воспитанники нашего дошкольного учреждения принимали участие в муниципальном конкурсе рисунков и поделок из природного материала.

Планирование прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста в летний период. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЧеловек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект прогулки-похода с детьми старшего дошкольного возраста. Июнь.
Опубликовано: 6 декабря 2012 в 16:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД